Добавочная пушка для тяжелого истребителя

В случае с ИСУ-122 пинок с самого верха стал очень кстати. Ибо работы по советским гроссшланге затянулись и ничем особенным не кончились, а ГБТУ с ГАУ долго бы мяли органы на тему того, надо оно им, не надо. А так уже в апреле 1944 года были сданы первые машины, являвшиеся самыми массовыми в мире тяжелыми истребителями танков. Появление А-19 на данном шасси было связано именно с тем, что понадобился тяжелый "истребитель". 122-мм корпусная пушка поражала немецкие танки и САУ на больших, чем МЛ-20, дистанциях, да и скорострельность была выше. Собственно говоря, уже вскоре ИСУ-122 должна была стать основной в линейке ИСУ. Но очень быстро выяснилось, что объемов выпуска А-19 недостаточно. отчасти поэтому появилась альтернативная машина - Объект 249, она же ИСУ-122с. Она стала своеобразной добавкой к ИСУ-122, но при этом базовая машина так и осталась в серии.
Собственно говоря, ИСУ-122с была именно тем, что предполагалось иметь изначально. То есть военные ждали А-19 с клиновым затвором, которая по скорострельности превосходила обычное орудие. Такое орудие запустили в серию с февраля 1944 года — оно называлось Д-25Т и ставилось на тяжёлый танк ИС-2. Логичным решением виделось создание самоходной версии орудия, но не всё было так просто. Дело в том, что Д-25 и А-19 – далеко не одно и то же. От А-19 танковое орудие, разработанное КБ завода №9, унаследовало только баллистику и затвор, а при переходе на клиновой затвор осталась только баллистика. В результате получилось два варианта: либо адаптировать под трубу А-19 клиновой затвор, разработанный КБ завода №9, либо адаптировать саму Д-25 под установку в рубку ИСУ-122. От первого варианта отказались довольно быстро, поскольку делать сразу два варианта А-19 завод №172 был не в состоянии. Таким образом, в марте 1944 года остался единственный вариант — адаптация танкового орудия под самоходную установку. Именно такую систему и поставили на Объект 249.

ИСУ-122с в Польше, 1946-48 годы.
Надо сказать, что с опытной машиной не торопились. Если шасси было готово ближе к началу мая, то орудие пришлось ждать куда дольше. Причем ежели самоходная версия орудия, получившая обозначение Д-25с, минимально отличалась от танковой, то с ее установкой была совсем другая история. В отличие от ИСУ-122, для Объекта 249 орудийную установку пришлось делать заново. Это позволило сделать её более компактной (что не менее важно) и одновременно усилить защиту. Подвижная часть бронировки стала иметь толщину от 80 до 95 мм, а неподвижная — до 100 мм. Меньшие габариты бронировки улучшили обзорность с места механика-водителя. Также снизу появилась защита подвижной бронировки от попадания снарядов и их осколков снизу. Посему и отчасти произошла задержка. Первые испытания машины, которую также называли ИСУ-122-2, начались в конце мая, а окончательно их закончили 7 июля. Вердикт комиссии оказался следующим: после устранения отмеченных недостатков ИСУ-122 с системой Д-25с целесообразно запускать в серийное производство. 22 августа Сталин подписал постановление ГКО №6430сс «О принятии на вооружение и о поставке на производство артиллерийских самоходных установок ИСУ-122С со 122-мм пушкой Д-25С».

Машина 1945 года выпуска, со сварной носовой частью корпуса.
Следует лишний раз повторить - ИСУ-122с не являлась заменой ИСУ-122. Да, машина получилась лучше по всем статьям, но имелась проблема производственного характера. Выпускал Д-25с завод №9, а он и так был вынужден производить по 250 орудий Д-25Т в месяц. Попросту систем бы не хватило. Посему типовым объемом выпуска ИСУ-122с было 50 машин в месяц. Тем не менее, именно эта машина была лучше из ИСУ. На ней впервые поставили зенитный пулемет ДШК, который испытывали как раз на Объекте 249. Внутри самоход был более просторным, а скорострельность орудия оказалась выше. Аналогично базовой машине, ИСУ-122с с февраля 1945 года стали получать корпуса со сварными лобовыми листами. Всего произвели 675 ИСУ-122с, причем на конвейере они продержались дольше ИСУ-122. С сентября ИСУ-122 исчезла из линейки продукции ЧКЗ, а ИСУ-122с сдали 30 штук — это были последние машины данного типа.

В отличие от ИСУ-122, версия с орудием Д-25с ныне огромная риедкость.
Увы, в отличие от ИСУ-122, которые ныне большая, но всё же редкость, до наших дне дожила всего одна ИСУ-122с. Находится она в Польше. С учетом того, что боевое применение данных пришлось на конец войны, шансов обнаружения еще одной такой САУ практически нет.
Статья по ИСУ-122с: https://warspot.ru/14162-tyazhyolyy-istrebitel-tankov
|
</> |