Добавим красок к мрамору (HIST13)
crustgroup — 24.01.2014 Наверное, не все читатели блога знают, что древние греки, древние римляне — да и все другие народы античного Средиземноморья всегда раскрашивали те мраморные скульптуры, которые дошли до нашего времени уже в виде снежно-белых, однотонных образов.Однако, время от времени, мы откапываем из глубин истории артефакты, которые и сегодня поражают нас буйством древних красок.
Одним из таких интересных артефактов является самый знаменитый саркофаг из коллекции «Царского некрополя Сидона», о котором я уже писал.
Это — саркофаг Александра, который однако, несмотря на своё название, ничего общего с Александром Великим, не имеет:
Это — самый крупный и самый богато украшенный саркофаг Сидонской коллекции, который, согласно всем исследованиям, уверенно датируется второй половиной IV века до нашей эры.
Но вот если о форме этого саркофага и даже о его изначальной расцветке мы знаем достаточно много, то вот о том, кто был захоронен в нём изначально, нам неизвестно буквально ничего.
Но, сначала, краски!
Именно так, на основе реконструкции по остаткам красочного слоя, выглядел погребальный «саркофаг Александра», когда его, метр за метром, опускали в заполненную песком шахту, понемногу убирая из-под него предварительно засыпанный в погребальную шахту песок.
Ну а потом в саркофаг поместили неизвестное нам тело и, скорее всего, с помощью системы канатов опустили на место тяжёлую крышку.
На момент обнаружения Хамди Беем Сидонского захоронения, его позднейшая часть, к которой относился и «саркофаг Александра», уже была безжалостно разграблена. Несмотря на тяжёлые крышки, грабители умудрились вывалить мраморные стены саркофагов и забрать из них всё мало-мальски ценное.
Разграблен был упомянутый мною уже Ликийский саркофаг, отреставрированную дыру на котором вы можете и сами приметить:
Был пуст и «саркофаг Александра».
А дальше в работу уже включилась легенда. Легенда о великом завоевателе.
Любой археолог мечтает найти что-то эпохальное.
Вначале Осман Хамди Бей и его команда, объявившая о нахождении «могилы Александра Великого» уверенно идентифицировали образ Александра Великого в числе многих воинов, участвующих в батальной сцене на боковой стороне саркофага, опираясь на похожий сюжет мозаики «Битвы при Иссе», которую нашли в уничтоженных Везувием римских Помпеях в 1831 году. Вы её, конечно же, видели:
Однако, уже вскорости стало ясно, что воины в персидских тюрбанах-платках на саркофаге Алесандра, в общем-то, на равных сражаются с воинами в греческих доспехах. Да и согласно всем классическим источникам, тело Александра Великого было перевезено его сподвижником Птолемеем Диадохом в Мемфис, где и было забальзамировано в храме Сераписа.
К товарищу Серапису мы ещё вернёмся, а пока что продолжим с саркофагом.
Тело Александра Великого хранилось там столетиями и даже ещё через триста лет якобы первый светлейший император Великого Рима, Октавиан Август, при посещении мумии Александра нечаянно отломал ему нос. Не в качестве сувенира, а просто так получилось.
А потом, уже около 210 года нашей эры, во время своего похода в Египет, император Каракалла возложил на мумию Александра Великого свою тунику и свой перстень.
Запомним все эти интимные подробности и, заодно, отметим про себя: грека, великого завоевателя и полководца, царя Македонии и ещё половины мира, хоронят в египетском храме Сераписа по какому-то старому, совершенно нетипичному для Греции обычаю.
Сразу же возникла другая версия о том, что саркофаг предназначался не для Александра, а для захоронения Абдалонима — садовника, которого Александр Македонский сделал царём Сидона, после того, как город был отбит персов.
Однако, по-прежнему оставались непонятными ни сюжеты на боках саркофага, ни общая манера скульптуры, которая никак не подходила для позднего, уже однозначно имперского периода греческих государств, возникших на обломках Персидской империи.
И, наконец, в конце ХХ века, на основе детального анализа сюжетов, было выдвинута последняя версия: саркофаг принадлежал персидскому военачальнику и сатрапу Мазею, правителю Вавилона и входившего в ту же провинцию Персии Сидона, который и был в нём захоронен.
В битве при Гавгамелах, в которой закончила свою историю Персидская империя, Мазей сражался на правом крыле против военачальника Александра Пармениона, и настолько сильно атаковал его, что Парменион приказал известить Александра, если он не придет на помощь, то его войска побегут. Александру пришлось повернуть свою конницу от отступающих сил Дария на помощь теснимому Пармениону.
После поражения Дарий бежал в Мидию, а Мазей вернулся в Вавилон. Когда Александр объявил, что Вавилон не будет отдан на разграбление, Мазей сдал большой, хорошо укрепленный город без боя. Александр оставил ему сатрапию Вавилона — это было первое назначение перса на такой высокий пост. В последующем и другие высокопоставленные персидские вельможи стали один за другим переходить на сторону македонского царя, сохраняя свои владения. Сыновья Мазея даже участвовали в преследовании Дария. Мазею единственному из персидских сатрапов на службе Александра было позволено чеканить монету, причем он использовал старый штамп со своим именем на нем. После его смерти имя Мазея окончательно исчезает с монет, хотя привычный народу рисунок на монетах еще долго остается.
В общем, история с саркофагом Александра напоминает старый анекдот про вопросы армянскому радио:
«— Правда ли, что шахматист Петросян выиграл в лотерею тысячу рублей?
— Правда, только не шахматист Петросян, а футболист «Арарата» Акопян, и не тысячу, а десять тысяч, и не рублей, а долларов, и не в лотерею, а в карты, и не выиграл, а проиграл.»
Не грек, а перс, не император, а сатрап, не лежит, а пустой... ну, и так далее.
Потому что любое историческое исследование — это всегда немного фактов, немного артефактов — и громадная масса воображения у пишуших данное исследование учёных.
В истории древнего мира, к сожалению, есть очень мало непреложных фактов — и очень много догадок и гипотез.
Расскажу вам такую гипотезу и я.
И надо будет нам вернуться к храму Сераписа, в котором почему-то и был похоронен Александр Македонский.
Согласно одной из версий, культ этого божества был привезен Александром из Вавилона. Из того самого «города разврата и порока», который чуть не погубил армию Александра на пути в Индию, и в котором он нашёл свою смерть на пути обратно.
Это предположение связано с тем, что Серапис также упоминается в качестве не египетского, а вавилонского божества, в труде Арриана «Анабасис» и в жизнеописании Александра Великого, составленного Плутархом.
Согласно этим авторам, Серапис не только имел храм в Вавилоне, но и является единственным богом, упоминаемым в связи со смертью Александра Македонского в Вавилоне в 323 году до нашей эры.
Ещё одна гипотеза считает Сераписа одной из ипостасей Митры и возводит его имя к иранскому эпитету хшатрапати (xšaθrapati) — «господин царства».
Вот он, красавец-бог, появлению которого мы, якобы, обязаны Птолемею Первому Сотеру и, возможно, последней воле Александра Македонского.
Сотер по-гречески означает, кстати, «Спаситель», поскольку Птолемей Первый был долгое время телохранителем Македонского и не раз спасал ему жизнь во время битв:
Справа у нас Серапис. А слева — Персефона, а точнее, наша старая знакомая — Исида. Посередине — легко узнаваемый атрибут греческого Аида/Плутона — трёхголовый пёс Цербер. Вот такая, понимаешь, семейная идиллия.
Скульптуры Сераписа и Исиды хранятся в Критском археологическом музее, если кто думает, что я всё выдумал.
Стоп-стоп-стоп скажет внимательный читатель. Да какой же Серапис на Крите? Там же должен быть Плутон!
А вот и нет. Прижизненных изображений Плутона/Аида и его жены Персефоны — не так и много, а вот Сераписа и Исиды — полным-полно.
Как и храмов Сераписа, которые практически повсеместно вытеснили уже к III веку до нашей эры храмы Плутона/Аида, остатки которых мы очень редко можем найти в Средиземноморье.
Надо сказать, что в образе Сераписа мы впервые видим удачную и длительную попытку создать некое единое верховное божество, которое бы заменило целый сонм божков и богинь, каждый из которых имел свою собственную небольшую и чётко ограниченную «отрасль заведования».
Серапис стараниями Птолемея и его неназываемых египетских советчиков был наделён столь «широким спектром ответсвенности», что его фигуру вполне можно ставить в прообраз первого монотеистического бога Египта-Греции-Рима.
Во-первых, безусловно, в культе Сераписа есть «египетский след». Его образ уходит корнями в культ Осириса-Аписа, который был очень почитаем в старой столице Египта — Мемфисе. Именно в Мемфисе, в храме Сераписа, и бальзамируют по египетскому обычаю тело Александра Македонского, а потом, только после постройки Александрии Египетской — новой, греческой столицы Птолемеевского Египта, мумию Александра Завоевателя при правлении второго Птолемея, Филадельфа, перевозят в Александрию, в новый храм Сераписа.
Кстати, прозвище «Филадельф» («любящий сестру») Птолемей II получил не зря — он и в самом деле сочетался браком с собственной сестрой, что, в общем-то, для греков было неслыханной ересью.
А вот в местных традициях Египта браки между фараонами и их собственными сёстрами никогда особо и не порицались.
В общем, как видите, влияние египетских советчиков на жизнь Птолемеев было очень сильным с самого начала правления их династии.
Надо сказать, что Египту было уже не впервой перемалывать молодых варваров, понемногу меняя их обычаю в нужную для себя сторону. Достаточно вспомнить, как прокололся с быком Аписом завоеватель половины тогдашнего цивилизованного мира выскочка Камбис.
Птолемеи ошибок Камбиса не делали и, судя по всему, достаточно крепко держались за своих египетских советчиков. И дожили спокойно до времён Антония, Октавиана Августа и Клеопатры, процарствовав практически три столетия под сенью Сераписа.
Что же ещё вобрал в себя Серапис?
Скажу, что кроме Осириса-Аписа бог Серапис унаследовал и черты сына Осириса — Гора.
Сераписа часто изображали в виде победителя крокодила: именно в таком обличьи Гор якобы убил Сета в дельте Нила:
Иногда, в более позднейших, уже римских и греческих изображениях Сераписа крокодила заменяли на змею — нильские рептилии были малоизвестны за пределами Египта, а вот отрицательный образ змея, которого и побеждал в своей схватке верховный бог, вполне был понятен и грекам, и римлянам — змеи-то у них водились в избытке.
Змея или другая рептилия на изображениях Сераписа присутствует почти всегда. Иногда Серапис держит змею, иногда она обвивает его полностью или вьётся по левой ноге. Иногда Серапис стоит на змее, драконе или крокодиле, используя его как постамент или основание.
Ещё одна отличительная особенность изображений бога — корона-цилиндр, похожая на монашеский клобук, в виде «модиуса» — меры для взвешивания зерновых. Поэтому тут ещё и примешан сюжет плодородия, завязанный на самого Осириса.
Кроме того, побеждённую Сераписом и обвившую его змею, часто изображали с символами зодиакальных созвездий на круге, что хорошо видно на одном из рисунков сверху.
Некоторые античные авторы утверждали, что Серапис – это имя Солнца, потому что в его изображениях часто видно гало над головой. В еврейском языке «серапис» звучит, как «сараф», что означает «сверкать». По этой причине евреи назвали одного из своих духов Серафимом.
Но, есть и трактовка Сераписа, как двойственного человека-змея, наряду с женщиной-змеёй Исидой, его женой.
Его называли «Дракон Мудрости» или «Священная Змея». Египетская секретная школа философии делилась на Малые и Великие мистерии. Малые посвящались Исиде, Великие — Серапису. В Великих Мистериях разрешалось участвовать только посвящённым жрецам. Даже наследнику трона не делалось исключения из этих правил — только по достижении им положения фараона, когда он автоматически становился жрецом и временным главой государственной религии, он допускался на них. Секреты мистерий охранялись строго — чужие на них не присутствовали.
Особенностью мистерий, посвящённых Серапису были лабиринты. «Лабиринт, без сомнения, представляет солнечную систему, а человек-бык или Серапис — солнце, обитающее в мистическом лабиринте планет, лун и астероидов. Иногда Сераписа описывали в стиле Минотавра, с телом человека и головой быка. Лабиринты были излюбленным местом инициации во многих древних культах. . Знаменитый Критский лабиринт, в котором обитал Минотавр с головою быка, был, без всяких сомнений, таким же местом инициации в мистериях Сераписа, которые велись и на Крите.
В общем, тайные общества, жрецы и масоны — во все фронта.
Ну и, конечно же, в образе Сераписа учли все известные грекам божественные образы. Кроме Аида/Плутона в Сераписа закачали образы Диониса, Зевса, Асклепия и даже Геракла. Получился просто-таки сверхбог, к которому можно было ходить по любому поводу. И он, в отличии от неудачного эксперимента фараона Эхнатона с Солнцем-Атоном совершенно не отрицал старых богов. Он их, можно сказать, «съел и вобрал в себя».
Но даже Солнце-Атона не забыли — ведь Серапис, или же Серафим — это и есть. Несущий свет.
Люцифер.
Серапис также назывался Теоном Гептааграммотоном, или богом с именем из семи букв. Имя Серапис, подобно Абраксасу и Митре (Abraxas, Mithrah), состоит из семи букв. В гимнах Серапису жрецы использовали семь звуков. Иногда Серапис изображался с рожком с семью клапанами. Они представляют, видимо, семь божественных разумов, проявляющихся через солнечные лучи.
Ну и, заодно, семь планет (Меркурий, Венера, Земля, Луна, Марс, Юпитер и Сатурн), которые были известны древним.
В общем, под зонтик бога с именем из семи букв товарищи жрецы собрали всё то «разумное-вечное-доброе», что было в Средиземноморье к III веку до нашей эры.
Кто сказал Χριστός? Нет, пока рано.
До появления проповедника из Галилеи у нас ещё должно пройти минимум 300 лет.
Октавиан Август ещё не отломал нос мумии Александра Македонского — и эллинистический мир мнит себя единым и непобедимым, а Пунические войны никому пока не известному Риму ещё предстоит выиграть...
|
</> |