Дневниковые записи. Крест и "Отче наш".

топ 100 блогов protomarius19.03.2023



Молитва состоит из 2-х частей.  Одна обращена как славословие к Богу, другая прошение о человеческих нуждах, также обращенное к Богу. Первая часть(Божественная) состоит из 3-х тезисов, вторая часть(человеческая) состоит из четырех тезисов. Всего 7. Восьмая читается священником.

В этом разделении на божественную(с неба на землю) и человеческую(от человека к человеку) части мы видим крест. Такое же разделение мы видели   и в 10 заповедях, в которых в первой их части были согрешения по отношению к Богу, а во второй части  — по отношению к ближнему(человеку).

Дневниковые записи. Крест и Отче наш.
  • Он же сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумом твоим»: это — большая и первая заповедь. Вторая подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки. (Мф.22:37-40)

Возлюби Бога и Возлюби ближнего — на этих двух заповедях «висят»(церковнославянск.) закон и пророки.

В церковнославянском написано именно слово ВИСЯТ.  Но так как соединение божественного и человеческого образует крест, то выходит что весь мир держится крестом, к\на котором и есть(висит) весь закон и пророки. Крест стал проявлением любви и закона.

Движение любви к Богу(т.е. от Бога к человеку и от человека к Богу) — это вертикальная линия, а любовь к ближнему(от человека к человеку) — горизонтальная. Вместе они  тоже образуют крест.

Соединение этой любви, т.е. точка пересечения Божественной любви и человеческой без Бога невозможно. И невозможно было бы это крестовое соединение  если бы Бог Сам не явился , и если бы  не был одновременно и Богом и человеком, каким явился нам Его Сын — Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный человек, как точка соединяющая Божественное и человеческое в полноте совершенства. 

Дневниковые записи. Крест и Отче наш.

Итак. ера нашего исповедания Бога заложена в одном простом троеперстии, где три соединенных пальца прообразуют собой Бога — Святую Троицу: Отца, сына и Святого Духа, а два пальца прижатых к ладони — прообразуют божественную и человеческую сущность Бога.  Отче наш. 



Итак.Отче наш. Молитва Господня.

Дневниковые записи. Крест и Отче наш.



Первая часть:

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Первым стоит обращение к Богу Отцу, и тем выражается наше исповедание веры в Бога и нашего единения с Ним. Далее идут три мольбы:

1. да святится Имя Твое

2. да приидет царствие Твое

3. да будет воля Твоя

О.Элпидий в недавнем визите в Румынию говорит верующим  о связи креста и молитвы «Отче наш», и о том что крест как раз является связующим в 2-х частях молитвы Господней.

Эта статья отчасти написана под впечатлением от его слов.


ОТЧЕ НАШ — в этих словах мы свидетельствуем о нашей вере   в Бога как отца всех людей, и тем самым о любви к Нему.

Любовь Бога к человеку была прежде любви человека к Богу. Т.е. движение это — это начало крестного знамения: сверху(от небес) — вниз(к земле — человеку.).

Но мы молимся  не «Отче мой», но «Отче наш», и тем самым в одном этом выражении уже видим крест, т.к. слово ОТЧЕ говорит о любви и связи нас с Богом(вертикальная линия), а слово НАШ говорит о братском единстве всех людей между собой, что означает, о любви которую мы должны иметь друг с дугом как дети одного отца.

СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ(Иже еси на небесех) — этими словами мы свидетельствуем о власти Бога который НАД всеми нами и превыше всего.

Далее идут три славословия Богу:

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Слова «Яко на небеси и на земли относятся к каждому из трех славословий». Т.е.

Да святится имя Твое яко на небеси и на земли,

да приидет Царствие Твое яко на небеси и на земли,

да будет воля Твоя яко на небеси и на земли.

Ибо  на небесех Бога славословят ангелы вознося песнь «СВЯТ! СВЯТ! СВЯТ!», там Его царствие, и там Его воля

Это значит что данное прошение хотя и обращено к Богу, но исполняться должно на земле  через нас.

  • 1. Да святится Имя Твое.

Имя Бога это ИМЯ Святой Троицы: — Отца ,Сына и Святого Духа. 

Что означает прошение «да святится Имя Твое»? Ответ нам дает крестное знамение, с  которого мы начинаем эту  молитву, когда прикладываем троеперстие  ко лбу. Мы славим Бога Троицу и тем освящаемы становимся от Имени Его, ибо оно святится в нас.  К тому же мы  тем самым призываем освятить наш ум силой триединого Бога, и Имя Бога святится в нас, исповедующих и славящих Имя Бога, ибо на небесах ангелы и так неустанно возносят хвалу Святому Богу. От Бога — к нам: Движение от неба к земле — вертикальная линия. От нас к ближнему — горизонтальная линия. Крест. 

Мы прикладываем три соединенных пальца ко лбу и тем освящаем наш ум от ОТЦА, СЫНА и СВЯТАГО ДУХА. Поэтому я понял что весьма важно прикладывая троеперстие ко лбу касаться  как лба , так и всех  точек(плечей и живота) всеми тремя пальцами единовременно, т.к. весьма часто я замечал в себе, что из трех пальцев касался один, редко два или три. 

  • 2. Да приидет Царствие Твое.

Царствие Божие в нас, в которых святится Имя Бога, и оно приходит в нас , и это есть просьба к Богу, дабы внутрь нас пришло это «царство».От Бога — к нам: Движение от неба к земле — вертикальная линия. От нас к ближнему — горизонтальная линия. Крест.

  • 3. Да будет воля Твоя.

Значит  и в нас, ведь на небесах эта воля исполняется.

 Это прошение о том,  чтобы мы исполняли волю Божию тут , на земле, и это происходит после того как в нас и нашем исповедании Бога(да святится...), и пришедшем и открывшемся в нас «царствии»(да приидет), сможет открыться и «воля Господня» в делах наших. От Бога — к нам: Движение от неба к земле — вертикальная линия. От нас к ближнему — горизонтальная линия. Крест.

И заканчивается первая часть  уточнением «яко на небеси и на земли», что означает, что на небесах эта воля исполняется, чего и мы желаем на земле, в нас.

Во всех этих трех прошениях мы зрим движение первой  и второй частей крестного знамения: — линии от лба к животу — от неба к земле, и от человека к человеку.

 Сверху вниз:

да святится Имя твое(нами и в нас) — от неба к человеку.

да приидет Царствие твое(в нас) — от неба к человеку.

да будет воля твоя( в нас и нами исполняемая) — как на небе(исполняемая ангелами) — так и на земле (исполняемая человеком).

И ожидание распространение этой воли, Имени и царства на земле : т.е.  по всей земле  через человека, и направленная  к человеку. Линия горизонтальная. А все вместе — крест.


Далее в молитве Господней  идет «условно человеческая» часть, и она соединяется вновь крестом:  движением от неба к земле, от Бога  — человеку. А словами «наш», а не мой распространяется среди человеков по линии горизонтальной. 

  1. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Первая часть начиналась со слов  — «Отче наш». Вторая —  с «хлеб наш». Но Бог — это  и есть — «хлеб сошедший с небес». Поэтому прошение хлеба насущного говорит не только о пище телесной, но и пище духовной. От головы — к животу. Движение сверху вниз.

И тут еще одно важное уточнение. 

Разделение на «ТВОЙ» и «НАШ».

Первая часть говорит о том что есть Божее, называя его «ТВОЙ», или «ТВОЕ»: это воля, царство, ИМЯ. Это все ТВОЕ — Божее.

А Бог, Отче — НАШ. И нам дано говорить ему «ТЫ», как отцу. 

Это важное знание того что БОГ всех нас имеет детьми, а мы ЕГО ОТЦОМ. Значит  то что Его(принадлежит Ему),  может стать по Его воле и нашим.

Просьба о хлебе нашем говорит во первых о том, что он может быть наш  только если на то будет воля Господня, т.е. если ОН нам его даст. При этом мы просим его «на сей день», ибо не знаем переживем ли следующий.

Это прошения земные. И они далее продолжаются, они похожи в некотором роде на Весы: право — лево.

  • Оставь нам долги наши(правое плечо) 
  •  якоже и мы оставляем должником нашим(левое плечо).
  • Не введи нас во искушение(правое плечо — просьба сесть одесную Бога) 
  • но избави нас от лукавого( левое плечо — просьба избавить от напущения воли сатанинской).

В этих прошениях  кроме очевидного движения горизонтальной линии справа налево есть еще нечто — слова наш и наши.

В начале мы  узнаем что у нас есть Отец — НАШ, у Него мы просим хлеб — НАШ, но у нас оказывается  есть НАШИ — долги(грехи), и НАШИ — должники. И их мы не просим у Бога, значит их мы заработали сами, и не по Его воле. Т.е. виновники наших долгов — только мы.


А еще мы узнаем про искушения и лукавого. Они — не наши, хотя с нами,  и при этом они  не Божии(от Бога). Они как раз возникают по причине действий лукавого, а также наших долгов(грехов).

А просьба избавить от них и простить говорит о нашей немощи, и о том, что только Бог может нас избавить от них.

И заканчивается молитва восьмой частью, которую читает священник: 

  • Яко Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. ...

В этих словах вновь исповедание нашей веры в Триединого Бога и Его власть над всем, и всеми, и во все времена, включая жизнь будущего века — день восьмой.

П.С.


Дневниковые записи. Крест и Отче наш.

Православный крест является восьмиконечным. И на нем тоже можно прочитать «Отче наш».

Верхняя перекладина — это табличка с Именем и одновременно виной Христа,  на которой когда-то писалось «Иисус Назорей , царь Иудейский», а еще писалось позже — «Царь Славы».  В этом  есть «Святится ИМЯ».

Вторая перекладина — прямая — это весы прощения нам долгов как мы прощаем должником нашим.

Третья перекладина — косая  — весы страшного суда, когда одни окажутся одесную Бога, а другие у лукавого, от которого мы просим нас избавить.

 И собственно само древо — прямая от Бога к человеку, от небес к земле. Символ соединения небесного и земного, символ лестницы, по которой Христос вывел из ада(земли) спасенных на небеса.

 

Еще что интересно, богоборцы пытались одновременно и избавиться от Бога и удержать Его.

Например гвозди и крест — ими они и убивали и пытались удержать на кресте. Или гроб — в нем пытались скрыть Бога и удержать на земле. Так и сегодня со словом божиим. Его пытаются и удержать и скрыть и избавиться от него. Т.е. те кто борется с Богом сегодня непременно постараются взять в свои руки контроль над Его словом.


Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м сме́рть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику ра́й,/ мироно́сицам пла́ч преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.

 

Всех с крестопоклонной неделей Великого поста!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрия Медведева Наталья Тимакова успокаивает подведомственный народ как умеет. По ее словам , правительство не рассматривает возможность ослабления рубля: « Подобных планов быть не может, это полная ерунда, потому что курсовое соотношение между руб ...
Общеизвестно, что в СССР не было так называемой «ночной жизни», то есть баров-ресторанов-кафетериев-пирожковых-пельменных-рюмочных, работающих после 22-23-х часов. Логика - проста. Ну, какой трудящийся будет в час ночи пить кофе или хотя бы пиво? А бездельников у нас по идее нет, чтобы ...
 Мой товарищ el_cambio переборол омерзение и посмотрел сайт движения ...
Как только мы перестанем жить в иллюзиях о братском народе - (ах), у нас станет всё нормально с психикой. Я никогда не слышал, что бы например поляки называли другие славянские страны "братскими народами". У них вообще нет такого понятия, да вообще нет ни у одного государства. Они могут ...
С приближением Рождества и Нового года многие украшают свои дома и квартиры яркой мишурой, гирляндами и шарами. Женщины из тюрьмы Nelson Hungria в Рио-де-Жанейро также ежегодно украшают свои камеры к рождественским праздникам. Заключенные своими руками создают костюмы и ставят небольшие ...