Дмитрий Шухман "Эх, дубинушка, ухнем!"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Торговля — двигатель прогресса
Долгое время великую русскую реку Волгу нельзя было представить без бурлаков. Бурлацкий труд пользовался спросом, по крайней мере, с XVI века. Английский дипломат и путешественник Энтони Дженкинсон так описывал речное судоходство того времени: «Суда, называемые насадами, очень длинны и широки, крыты сверху и плоскодонны; они сидят в воде не более, как на 4 фута (1 фут — 0,3 метра) и поднимают 200 тонн, на них нет никаких железных частей, но всё сделано из дерева; при попутном ветре они могут плыть под парусами. В противном случае из многочисленных имеющихся на насадах людей иные тянут их, обвязав вокруг груди длинные тонкие верёвки, прикреплённые к насаду, иные же отталкиваются длинными шестами».
До середины XIX века железных дорог в России не существовало, а обычные дороги оставляли желать лучшего. Неудивительно, что огромные объёмы грузов перевозились по рекам.
С нижней Волги в верховые города отправлялись зерно, лён, пенька. В 1777 году для отгрузки за границу по Вышневолоцкой системе было перевезено 200 тысяч тонн различных товаров.
Быстро рос экспорт железа из Санкт-Петербургского порта. Продукция уральских заводов сплавлялась по реке Чусовой в Каму, по Волге поднималась до Твери, оттуда через Вышний Волочёк и Новгород попадала в Санкт-Петербург. В 1797 году вывоз железа из России составил около 62 тысяч тонн.
В общем, рост торговли приводил к росту числа бурлаков. К середине XIX века вдоль Волжского торгового пути бурлацким промыслом занимались около полумиллиона человек.
"Русская история".
|
</> |