Дмитрий Петров "Огнём и мечом"

Второй крупнейшей ересью русского Средневековья стала так называемая «ересь жидовствующих» (в советской литературе её — из соображений политкорректности — называли «новгородско-московская ересь»).
Всё началось с того, что в 1470 году в Новгород прибыл учёный-еврей Схария («Захарья Евреин» русских летописей). Этот Схария, по утверждениям официальных церковных писаний, «был сыном диавола», который и стал сеять семена «злокозненной ереси». От еврея Схарии и всё еретическое движение, охватившее сначала Новгород, а затем и Москву, получило наименование «жидовствующей ереси».
В отличие от стригольников, программа которых была довольно прагматичной («упразднить!», «отменить!», «конфисковать!» и так далее), ересь «жидовствующих» была более абстрактна и переполнена спиритуалистическими тонкостями.
«Жидовствующие» отрицали божественную природу Иисуса Христа, утверждали, что Бог Сын не равен Богу Отцу. Кроме того, они не признавали иконопочитания (что сближало их с византийскими иконоборцами). С точки зрения церковных канонов это была вопиющая ересь. Архиепископ Геннадий (Гонзов) — этот «новгородский Торквемада», прозванный современниками «устрашителем преступников против церкви», — был неумолим.
В 1490 году наиболее видных еретиков предали в Новгороде позорной казни: ересиархов сначала возили на кобылах по городу (для всеобщего «осмеяния»), затем на их головах сожгли шутовские берестяные колпаки, после чего били кнутом и отправили в заточение.
С московскими «жидовствующими» расправились ещё более жестоко. В столице вдохновителем расправ был небезызвестный Иосиф Волоцкий — игумен Волоколамского монастыря. По его настоянию в 1504 году трёх еретиков сожгли, остальных посадили в темницы.
"Загадки истории".
|
</> |