Для тех, кому нравится Пристли ("Опасный поворот", "Инспектор Гулл", "Он
kino_sssr — 17.07.2023
Хочу порекомендовать три фильма тем, кто любит жанр "бытового
триллера". Я в заголовке привел в пример экранизации Пристли -
потому что больше всего похоже на это.То есть, дана самая обычная житейская ситуация. Что-то происходит - тоже вполне житейское, а потом герои начинают раскручивать нечто, что им кажется странным или непонятным. Нет, никаких слежек, просто вопросы, которые порождают новые вопросы. С каждым найденным ответом ситуация запутывается еще больше, каждый следующий эпизод приносит новые загадки, разгадки и снова загадки.
Кадр из фильма "История Элли" / Darbareye Elly (2009)
Каждый поворот сюжета, раскрывающий очередного "скелета в шкафу", переворачивает исходную ситуацию если не с ног на голову, то всерьез. Разумеется, все врут - даже тогда, когда это, вроде как и не нужно. Но позже мы понимаем, что таки да, им было нужно это вранье, чтобы скрыть что-то другое.
И к финалу каждого из этих трёх фильмов я от изумления просто разевал рот, как рыба на суше. Одновременно находясь в восторге, конечно.
Так вот, если вы такое любите, то вам наверняка понравятся эти три фильма (или, как минимум, один из них).
Режиссёр у всех один, его имя ничего не скажет глобальному большинству, поэтому назову его позже.
1. "История Элли" (2009)
Кадр из фильма "История Элли" / Darbareye Elly (2009)
Один из ранних фильмов этого режиссёра, здесь он еще не развернулся в полную мощь, но все признаки "бытового триллера" уже есть.
Дело происходит в Иране (страна мусульманская, но нравы не слишком суровые, светские тенденции вполне себе подобны европейским, хоть и с оговоркой). Компания друзей (бывшие сокурсники юрфака) на выходные выезжает за город, к Каспийскому морю. Это не просто молодые люди, тут почти все женаты и приехали с жёнами и детьми.
Повод для пикника - приезд в отпуск Ахмада, живущего в Германии. Ахмад - единственный холостяк. Помня об этом, одна из героинь, Сепиде, приглашает на пикник Элли, воспитательницу своей дочери. Элли не замужем, и Сепиде кажется, что они с Ахматом очень подходят друг другу.
Элли живет с мамой, которая недавно выписалась из больницы (проблемы с сердцем), поэтому девушка не планировала провести все выходные на пикнике, дабы не волновать маму. Однако, когда она собралась уезжать, Сепиде как бы шутя не отпустила её.
Элли осталась.
Пока все занимались разными делами, Элли играла на пляже с детьми. Вдруг один ребенок начал тонуть, его сестра позвала родителей. Мальчика с трудом спасли, но после этого обнаружили, что Элли нигде нет.
Куда она делась - уехала домой, никому ничего не сказав, или попыталась спасти ребёнка и утонула? Неизвестно...
2. "Развод Надера и Симин" (2011)
Только не пугайтесь таких имен! :)
Кадр из фильма "Развод Надера и Симин" / Jodaeiye Nader az Simin (2011)
Я, конечно, знаю, что к кино стран Азии и Африки есть предубеждение, но это совершенно не должно касаться тех фильмов, о которых я рассказываю - даже когда история разворачивается там, в Иране, это очень европейское кино и смотреть его легко в том плане, что проблемы поднимаются общечеловеческие, а не внутрикультурные. История с разводом Надера и Симин могла произойти где угодно, героев могли звать Найджелом и Стефани или Николаем и Соней - без разницы.
Итак, Симин подала на развод. На самом деле она не хочет разводиться, она просто хочет уехать в Европу. Вместе с Надиром и их дочкой, Терме. Или, хотя бы, только с дочкой. Но Надер никуда ехать не хочет, а дочка привязана к отцу. И без развода и чёткого выбора дочери - с кем она хочет остаться, Симин эмигрировать не может.
Заявление в суд подано, а пока Симин съезжает к своей матери, Надер же с дочерью остаются.
Тут появляется первая вишенка на тортике - пожилой отец Надера, у которого болезнь Альцгеймера. До сих пор за ним ухаживала Симин, теперь же нужно искать сиделку. С грехом пополам сиделка находится, но работает она только один день, а вечером сообщает, что больше не сможет, не устраивают её условия.
Ну а дальше начинаются характерные для работ Асгара Фархади бытовые проблемы, каждая из которых сама по себе - так, мелочи, но в целом, да еще и с враньем каждого героя этой истории, уже получается снежный ком, который все увеличивается, захватывая новые и новые жертвы.
Надер и Симин, каждый в тайне от другого, пытаются найти правду...
Фильм "Развод Надера и Симин" получил Оскара за лучший иностранный фильм - еще в те времена, когда Оскара таки давали реально хорошим фильмам, а не только "правильным".
3. "Прошлое" /"Секреты прошлого"/ (2013)
Кадр из фильма "Прошлое" /"Секреты прошлого"/ Le passé (2013)
На этот раз действие происходит во Франции. Ахмад приезжает в Париж из Ирана по вызову своей жены Мари - чтобы расторгнуть брак: супруги расстались еще четыре года назад.
Ахмад - не первый муж Мари, у неё уже было две дочери ранее, и Ахмад с ними в очень хороших отношениях. Впрочем, он и с Мари в хороших отношениях. А вот у самой Мари с дочками не ладится - особенно со старшей, Люси, которая уже подросток. Главная причина конфликтов - Самир, новый мужчина Мари, с которым они уже живут семьей.
Самир женат, но его жена - в коме. Есть у него и сын, который по возрасту близок к младшей дочери Мари. Сын тоже живет с ними.
То есть, на поверхности - вполне обычные житейские обстоятельства. Ну, разве что хорошие отношения отчима с падчерицами не на каждом углу встречается, но тоже вполне реально.
И начинается история с погружением в секреты прошлого с банальности - Мари просит Ахмада поговорить с Люси и узнать причину резкой перемены в характере и поведении девочки, ведь Самир относится к девочкам очень хорошо, не обижает, так в чем проблема?
Нет-нет! Совсем не в том, о чём вы сейчас подумали :)
Но с просьбы о таком разговоре начинает раскручиваться другая история - в которой все врали. И снова семейные тайны, скелеты в шкафу, снежный ком с вовлечением других людей в ситуацию... и прочее.
От чего невозможно оторваться, поскольку внимание удерживается прочно и снова, как и в предыдущем фильме, о котором я рассказал, загадки сыплются как из рога изобилия, каждый раз меняя "расстановку сил" и характер отношений героев.
***
Я читал негативные отзывы о каждом из этих фильмов и пришел к выводу, что авторы негативных рецензий просто ждали чего-то другого. Но я подумал, что картины Асгара Фархади должны быть (по идее) интересны тем, кому интересны те три фильмы, названия которых я вынес в заголовок.
Да, тут нет глубокой философии, которую ждут от артхауса, нет леденящих душу сущностей и нагнетающей таинственности как в триллерах, нет привычных детективных штампов, нет динамики, которая привлекает любителей боевиков и др.
Вся динамика здесь - в тексте, в вопросах и ответах, а неожиданных поворотах сюжета, следующих из вопросов-ответов. Это "бытовые триллеры" - да, они триллеры, они заставляют зрителя переживать, напрягаться, испытывать волнение и тому подобное. Но они бытовые - потому что про жизнь, а не про зловещих преступников.
Впрочем, я об этом уже писал выше.
Буду рад, если кому-то пригодятся мои рекомендации, и кто-то проникнется фильмами Асгара Фархади так же, как проникся я.
#пишукаждыйдень #тосамоелето
Опасно ли носить контактные линзы: вся правда от эксперта
Новус
Пытаются что-то вытребовать у нас котики Ширакава-сан, Кемуку и Дакота от
Ленивая Луна
Просто анекдот
Где Феррари?
Как балансировать манипуру-чакру
Последний день визита в Лаос дочери императора Японии
Ежедневный дайджест марафона #осеньмоеймечты – 29 ноября

