Длиннопост о нелегальном алкоголе
samara_ru — 18.09.2017 Вы когда-нибудь задумывались о простом вопросе. Почему у нас разбитые дороги, по которым ходят шайтан-маршрутки, запись к врачу на полгода вперед, а в школы родители вынуждены покупать за свой счёт даже туалетную бумагу? Но при этом на дорогах полно дорогих внедорожников, в элитных автосалонах нет отбоя от клиентов, все самые дорогие курорты оккупированы нашими соотечественниками, которые удивляют всех покупкой самых крупных бриллиантов.И ладно бы это было как в Америке, этот например Uber создал, этот телекомпанию основал, а по нашим даже нельзя сказать, откуда они их взяли.
То есть проблема собственно не в отсуnствии денег, а в их неправильном распределении. Именно поэтому по статистике Россия – пятая-шестая по ВВП экономика в мире, душевые показатели на уровне Европы, а качество жизни большинства людей отстаёт иной раз даже от Белоруссии.
Можно было бы свалить это на «низкие» налоги. Но если вы простой работяга, не важно, на заводе или в офисе, у вас автоматически без разговоров возьмут 30% социальных взносов с фонда оплаты труда, а потом удержат 13% с полученных денег. Почти половина зарплаты уходит на налоги. А денег в бюджете не хватает.
На самом деле тут всё очень просто. Понятно, что если налоги будут платить только бедные, то и бюджет будет бедный. Почему не платят богатые? Причина – лоббизм. Я расскажу, как это работает на примере алкогольного рынка в Самарской области, где областной бюджет недополучает как минимум 5 миллиардов рублей в год. Что такое пять миллиардов? Это например полное замена всего трамвайного парка на новые модели. Это несколько развязок, как на Кирова. Это 20 детских садов или 10 школ.
Себестоимость бутылки водки где-то 20 рублей. Цена в розницу 200 рублей. Рентабельность почти 90%. У нефтяников и близко такого нет, больше только у совсем криминала, типа наркотиков или казино.
Понятно и что стоит за этой рентабельностью: алкоголизм, пьянство, разрушенные семьи, хронические болезни, преждевременная смертность, бесконечные травмы и преступления. То есть получается платит за это всё общество. Поэтому для данной продукции введен отдельный налог – акциз, по сути как на неизбежное зло, чтобы как-то эти прибыли перераспределить на общие нужды. Это справедливо.
Понятно, что при такой рентабельности никакого ума и предпринимательского таланта не надо. Технология известна, компоненты просты. Гнать самогон можно в любом гараже и безбедно жить. Попробуйте! К вам мигом явится полиция и всё разгонит.
Однако когда речь заходит о крупном производстве на это нередко закрывают глаза. Вспомним ситуацию с Родником. В ходе обыска на территории завода был обнаружен тайник в поддельными акцизными марками на 700 млн рублей. Найден только один за один раз! А сколько их было за всё время! 700 миллионов рублей недоплаченных налогов. Фактически владелец завод украл их у вас – добросовестных налогоплательщиков. Это вы вместо него заплатили своими деньгами из зарплаты, из транспортного налога.
Казалось бы, шарагу давно пора было прикрыть, а владельца посадить. Но не тут-то было. В зоне действия таких денег законы работают по другому. На эти деньги можно провести своих депутатов, купить нужных чиновников, содержать карманные СМИ, оплачивать избирательные кампании, делиться со всеми покровителями. И много лет в Самаре, а в другиз регионах и по сей день, предпочитали «договариваться». Ну а что? Бюджет хоть что-то, но получает, собственник экономит на налогах, а у власти всегда под боком черная касса, из которой под выборы депутат «за свой счет благоустроит двор».
И это я не говорю про такие обычные вещи, как возможность нанимать самых лучших юристов и выстраивать сложные схемы с оффшорами и подставными лицами, вы сами видели, когда всё это вскрылось, всем известный владелец комбината оказался вообще тут не при чем. Ничего не знал и ни в чем не участвовать. Кристальной честности человек.
В 2011 область собрала всего 134 млн рублей акцизов на крепкий алкоголь. В 2016 было собрано 522 млн. Рост в 4 раза за 5 лет, но это максимум пятая часть того, что должно собираться в Самарской области.
Однако федеральное законодательство не стоит на месте. Если до 2017 года акцизы распределялись пропорционально производству, без учета розничных продаж, тут понятно главный проигравший Москва – она выпивает больше всех и ничего с этого не имеет, то с 1 января в нормативе зачисления учитываются и объёмы розничной реализации.
Вообще, нелегальное производство и нелегальная реализация – по сути две головы одной гидры. Нелегальное производство невозможно, если некуда продать левак, а нелегальная реализация, если его негде взять. Но это в замкнутой системе.
На практике же есть другие субъекты федерации, республики Северного Кавказа, где предпочли не наводить порядок с налогами, а договориться. И это добро беспрепятственно идёт к нам. Люди травятся, бюджет не получает налоги. По факту учет розничной реализации для налоговой базы федеральный центр для того и ввел, чтобы мотивировать местные власти бороться с фальсификатом, после череды резонансных отравлений.
Понятно, что в крупный магазин это вряд ли попадёт. Ведется учет и им есть, что терять. Основной рассадник левака – мелкая розница. И за этим должны следить районные власти.
Сейчас в их распоряжении армия управляющих микрорайонами. Каждый отвечает за небольшой участок и находится в постоянном контакте с жителями. Если управляющий работает, он не может не знать, где торгуют фальсификатом. Я просто не поверю, что жители ему не жалуются. Ведь это всё продаётся ханурикам, по ночам, в разлив, детям (ей богу вы же не пойдёте покупать хорошее вино или виски в ларек?).
Почему не решают? Вся та же коррупция и лоббизм, только на более низком уровне. В райсоветах депутаты от алкобизнеса, управляющие и участковые «кормятся» с левых точек, а жителям приходят отписка за отпиской.
Губернатор об этом не раз говорил, что этот вопрос в зоне ответственности глав районов и управляющих микрорайонам. Но понимают, кажется, ещё не все. Поэтому мне кажется, пора поставить вопрос жестче. Если в том или ином районе будет нелегально продаваться алкоголь, то последуют кадровые выводы. А как ещё? Никаких причин у этого явления, кроме бездействия районных властей нет. Это легко проверить. Просто элементарно. Берем точку, которая закрыта после проверки и смотрим, были ли по ней раньше обращения граждан. И если были, а меры не были приняты, то написавший отписку чиновник и есть тот самый коррупционер, имеющий с этого долю.
|
</> |