Джанго Освобождённый
chaotickgood — 28.01.2013
День рождения Анжелы Дэвис я отметил тем, что отправился с друзьями
смотреть "Джанго Освобождённый". Фильм великолепный. Противоядие
против "Унесённых ветром". "Самое ниггерское кино, которое я видел
в своей жизни", как выразился один из моих друзей. Кстати, смешно,
но из-за постоянно звучащего в фильме слова nigger, Тарантино и его
идейно однозначный фильм оказались под огнём критики дежурных
борцов с расизмом.
Впрочем, "Джанго Освобождённый" - фильм не про расизм, а про
рабство. Когда Джанго изображает из себя чёрного работорговца,
белый рабовладелец временно забывает всю френологию и приходит в
восторг, испытывая к нему натуральную классовую солидарность. Один
из самых отвратительных персонажей фильма - чернокожий "верный
раб", связанный со своими хозяевами почти семейными узами, всегда
так восхищавшими апологетов рабства. Дело не в цвете кожи, и не в
"ямочках на черепе". Дело в распределении власти и
собственности
В фильме есть момент, где это говорится прямым текстом: когда
чернокожая служанка настаивает, чтобы хозяин объяснил ей, как она
должна относится к свободному человеку Джанго, как к белому
или как к чёрному. Помучившись некоторое время, хозяин находит
подходящую аналогию: как к белому ремесленнику из города, poor
white.
Это фильм не только про историю США, а про любую, в которой
оставило свой след рабство. В нашей стране цвет кожи рабов и
рабовладельцев не отличался, поэтому легко упустить из виду
очевидное: мы здесь все ниггеры. Мы на 90% потомки крепостных
рабов, жизнь которых ничем не отличалась от жизни героев "Джанго".
Октябрьская революция, кстати, была продолжением этой же истории.
Восставшие ниггеры под руководством докторов Шульцев стёрли с лица
земли огромный Кэндилэнд Российской Империи и перестреляли белых
господ. А мы их потомки. Когда я захожу в фудкорт и вижу полукольцо
пустых забегаловок и единственную очередь в KFC, я особенно ярко
это осознаю.
Финал фильма явно отсылает нас к "Вишнёвому саду",
переосмысляя как его концовку (гибель самого верного раба в
опустевшем поместье), так и всё произведение в целом.
Вишнёвый сад должен быть вырублен, поместье взорвано, а
рабовладельцы перебиты все до единого (если я не ошибаюсь, никто из
появляющихся на экране в течение всего фильма рабовладельцев и
работорговцев не остаётся в живых).
Вот тогда это будет хеппи-энд.