Диво ругодивное, или Как профукать баталию
qebedo — 21.03.2021 Когда я писал про предыдущие книги В.С. Великанова, то не уставал повторять - хорошо, но мало, потому что всем нам (то есть, мне и "может быть кому-то исчо") нужна же нормальная, человеческая история Северной войны, а не вот эти вот "патриотические сопли в сахаре, бесконечно лажающие фактурой" от неистребимых легионов тарлей, павленок и прочих беспаловых. И выражал опасение, что помру раньше, чем автор ее напишет. Так что вот - алиллуйя, наконец-то началось. Автор перешел от "запасных фронтов" к самой что ни на есть "магистральной линии"..."Ругодивский поход и сражение под Нарвой 19 (30) ноября 1700 г." - книга как раз о том, что написано в названии, ибо Ругодивом в русских текстах XVI и XVII века называли таки Нарву. И автор добросовестно описывает, как зародилась в умах короля Дании Фредерика IV, короля Жечи Посполитой Августа II и русского царя Пытра (именно в такой последовательности) мысль напасть всеми вместе на шведов, повалить их и ногами запинать, что и в каком количестве представляли из себя вооруженные силы этих стран, а также Швеции, как осуществлялся "сговор", а также боевые действия в Голштинии, Дании и Лифляндии в 1700 году. Но главно-центральное место, естественно, занимает в книге поход русской армии осенью того же года, осада Нарвы и сражение под нею.
Понятное дело, автору приходится сталкиваться с многочисленными мифами, коими обросла история описываемых событий, и несть им числа. Что шведская армия представлял сама по себе вундервафлю из бойцов 80-го левелла - тогда как на самом деле те же полки индельты призвали в том же 1700 году и обучали примерно столько же, сколько и русские. Что Пытр уехал из лагеря при известии о подходе шведской армии "из-за неотложных дел" - тогда как на самом деле никаких оправданий трусливому побегу из войска, которое завел в задницу, нету. Что русские солдаты взбунтовались против офицеров-иноземцев - тогда как практически все погибшие офицеры, даже шедшие сдаваться в плен, пали от шведских пуль. Что поместная конница со страху неописуемого кинулась в Нарову и почти вся потонула - тогда как она спокойно дошла по левому берегу до переправы. Что план, сочиненный шведскими генералами, был гениален и неотразим - тогда как русские войска имели минимум несколько возможностей переломить ход боя и победить.
Отдельную ненависть автора вызывает изображенный почти во всех книгах об армии Пытра великим реформатором и отважным героем генерал Абрам Вейде - самоучка-неумеха, высмеянный иностранными дипломатами, который почти всё сражение простоял со своей дивизией перед батальоном шведов, оставленным против него заслоном, и ничего, кроме одного робкого намека на атаку, не предпринял. А потом, вопреки требованиям своих же офицеров уходить вслед за поместной конницей и спасать людей, сдал всю дивизию, ссылаясь на приказы уже пленных начальников. В общем, тотальное разоблачение...
В итоге всего автор делает вполне закономерный из его описаний вывод - несмотря на то, что сама осада была предпринята поздно, велась плохо и шансов на успех практически не имела, как раз сражение русская армия не проиграть вполне себе могла, не уступая противнику качеством войск и превосходя его количеством. Но роковую роль сыграл один-единственный фактор - бездарное высшее командование. Назначенные царем генералами любимчики, не имевшие никакого боевого опыта, и офицеры-иностранцы во главе с произведенным буквально за пару дней до боя в главнокомандующие герцогом де Круа, вообще даже не попытались руководить войсками, выбирая только из двух альтернатив - сбежать или сдаться в плен. Вот уж воистину, эта рыба сгнила с головы - той самой, которая убежала, бросив свое детище, при первом же известии о подходе врага.
Итого, с почином всех нас, читателей, и с робкой надеждой на то, что автор не намерен растягивать создание истории Северной войны в эпопею на долгие годы.