Дискурс М.Фуко, "Пигмалион" Б.Шоу и антипигмалион М.Булгакова.

топ 100 блогов despaminator16.01.2024

М. Фуко в книге «Археология знания» (1969) использовал понятие «дискурс» для обозначения общей области всех утверждений, и иногда, как 

регулируемая практика, объясняющая ряд утверждений. Дискурс несет контекст понятный ограниченному общественному слою и используется с целью получения определенного результата.

Дискурсивный контент или его отсутствие, то есть медийная риторика, играет важную роль в медийной мифологии. М.Фуко считал, что дискурс является главной сферой, через которую видно проявление влияния власти. Он считал, что связь между властью и дискурсом гораздо больше и сложнее, чем кажется. Фуко утверждает, что «каждое общество имеет свой режим правды, свою «общую политику» правды: то есть типы дискурса, которые она принимает и создает их функционирование в качестве истины;...». По мнению французского философа власть и дискурс тесно связанные между собой и со знанием: знания создаются, организуются, распространяются и используются в определенных формах письма и языка - или то, что называется дискурсом.

Индийский знаток английской литературы Манджу Джоши на примере пьесы Б.Шоу (1856–1960)  "Пигмалион"* 1912 показывает, что дискурс – это власть, которую нужно захватить, через получение знаний.

Заметим, что повесть «Собачье сердце» М.Булгакова, является деконструкцией мифа о Пигмалионе, где инвертирована главная парадигма нарратива. 

Фильм «Бедные-несчастные» 2023, напомним, один из вариантов мифа о Пигмалионе 

 GEORGE BERNARD SHAW’S PYGMALION IN THE LIGHT OF MICHEL FOUCAULT’S ORDER OF DISCOURSE

Manju Joshi  Asst. Prof in English,  Lyallpur Khalsa College, Jalandhar,

 Punjab, India

https://www.gapinterdisciplinarities.org/res/articles/Vol%202,%20Issue%201%20No.6.pdf

* Пигмалион в древнегреческой мифологии скульптор, царь Кипра. Он будто сторонился любви и женского общества. Сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в нее. По его мольбам Афродита оживила статую, которая получила имя Галатея и стала женой художника. Сын Пигмалиона и Галатеи Пафос стал эпонимом южнокипрского города, где находился центр культа Афродиты.

Мотивы мифа отражены в литературе (Овидий, Жан-Жак Руссо, Бернард Шоу, Г. Кайзер, Е. Баратынский), в изобразительном искусстве и скульптуре (Ж. Б. Ванлоо, Ф. Буше, Пабло Пикассо, Этьен Морис Фальконе и другие) .

Метафорически, Пигмалион — человек, влюбленный в свое произведение.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем привет! Меня зовут Анна, вместе с семейством мы живем в Швейцарии под Лозанной, но поделиться я решилась нашей субботой, проведенной во французском Бург-ан-Брессе, 4 мая. Заглавная фотография- сад при монастыре Бург 2 Просыпаюсь и первым делом вижу это разрисованное чудо, ...
• Не хотите ли отведать советского? «Белки практически любого происхождения». • ☭ «Рога и копыта». • Не заставшим реалий «по советскому ГОСТу», но тоскующим о них
Наступил мой любимый сезон года, осень. Полна сил, различных задумок, творческих планов. А вы думали я просто так вернулась? Буду творить и вытворять, радовать своих подписчиков и френдов интересными постами, историями из своей жизни. Поможет мне систематизировать записи и писать ...
Дорогие читатели, я вас поздравляю с наступающим самым большим праздником. Мы своё летоисчисление отсчитываем от Рождества Христова, и верующие, и неверующие. Время после Рождества Христова у нас называется «Новая эра». Не стану рассуждать о сути этого праздника, для того, чтобы вести ...
Сегодня отводил ребенка в садик и увидел, что почти все листья во дворах, а также на территории садика собраны и упакованы в черные мешки. Хотя еще месяц назад глава Департамента природопользования и другие Московские чиновники уверяли, что больше такого варварского уничтожения лиственног ...