Диск Сабу
el_teapot — 13.11.2025
Не помню...
Может быть уже спрашивала ИИ о нём:
...
Диск Сабу — это действительно один из самых загадочных артефактов. Давайте разберем его со всех сторон.
1. Что такое Диск Сабу?
Это каменный артефакт, найденный в 1936 году египтологом Уолтером Брайаном Эмери в мастабе чиновника Сабу (около 3100-3000 гг. до н.э., период I династии) в Саккаре.
- Материал: Диорит — чрезвычайно твердый, прочный и сложный в обработке камень. По шкале Мооса его твердость составляет 6-7 (для сравнения, стальное лезвие ножа — 5-5.5).
- Внешний вид: Диск диаметром около 61 см, с тремя изогнутыми "лепестками" и втулкой в центре. Его форма настолько необычна, что не имеет прямых аналогов в известном египетском искусстве.
Именно его сложная, "техногенная" форма и породила множество споров.
2. Для чего он был? Основные версии.
А. Ортодоксальная (академическая) версия:
Большинство египтологов считают, что диск является ритуальным или декоративным предметом. Конкретные предположения:
- Подставка для светильника: Самая популярная версия. В углубления между "лепестками" могла устанавливаться чаша с маслом и фитилем. Сложная форма отбрасывала бы красивые тени.
- Царский церемониальный сосуд (несу): Символическое подношение, возможно, для возлияний, связанное с культом бога Осириса, чьи атрибуты включают в себя схожие по форме элементы.
- Декоративное украшение трона или колесницы: Центральная втулка могла служить для крепления на ось или стержень.
Ключевой аргумент: в рамках известной нам египетской культуры и технологии его можно объяснить, пусть и как уникальное, мастерски выполненное изделие.
Б. Альтернативные версии:
Эти версии возникли из-за визуального сходства с современными техническими деталями.
- Колесо (маховик, шкив): Самое очевидное сравнение. Однако у египтян эпохи Сабу колеса не знали (оно появится позже у гиксосов). К тому же, диорит — хрупкий материал для таких целей, он не выдержал бы нагрузок.
- Лопасть винта или крыльчатка насоса: Наиболее популярная "техническая" версия. Предполагается, что диск мог быть частью устройства для перекачки воды или иной жидкости. Однако нет никаких следов износа, креплений или сопутствующих механизмов.
- Деталь неизвестного механизма ("каменный подшипник"): Самая фантастическая версия, предполагающая существование утерянной высокотехнологичной цивилизации.
Вывод по назначению: Наиболее вероятной с научной точки зрения является ритуально-декоративная функция. Техническое применение выглядит крайне сомнительным из-за материала и отсутствия контекста.
3. Могли ли древние египтяне обладать высокотехнологичными инструментами?
Короткий ответ: Скорее всего, нет, в понимании "высоких технологий" как машинной обработки.
Но это не умаляет их реальных, впечатляющих достижений.
- Отсутствие доказательств: Нет археологических находок сложных станков, источников энергии для них, чертежей или следов их применения на других объектах.
- Контекст: Диск Сабу — уникальная находка. Если бы у египтян были фрезерные станки, мы бы находили множество подобных артефактов, а не один-единственный.
- Эффективность: Высокие технологии, как правило, стандартизированы и эффективны. Создавать один сложный предмет из диорита с помощью невероятных машин — крайне нерационально.
Реальные технологии египтян были "низкотехнологичными" лишь в нашем понимании, но от этого не менее эффективными.
4. Чем они обрабатывали диорит? Реальные методы.
Египтяне были виртуозными каменщиками. Для работы с диоритом они использовали трудоемкие, но проверенные методы, основанные на абразивах и упорстве:
- Пиление: Использовались медные пилы (или пилы из еще более мягкой бронзы) без зубьев. Под резцом постоянно подсыпался абразивный порошок (кварцевый песок, корунд или измельченный диорит), который, будучи тверже меди и диорита, царапал и стачивал камень. Пила служила лишь "держателем" для абразива.
- Сверление: Применялись медные трубки или стержни. Они вращались с помощью лука или станка, с тем же абразивным порошком. Так создавались отверстия, в том числе и центральная втулка диска.
- Шлифовка и полировка: После придания грубой формы предмет долго и тщательно шлифовался все более мелкими абразивами (вплоть до пасты из измельченной глины или пемзы) до зеркального блеска. Это могло занимать сотни часов.
- Резьба по камню: Использовались каменные инструменты (долеритовые шары, кремневые резцы), которые были тверже обрабатываемой породы.
Как создали Диск Сабу?
Скорее всего, процесс был таким:
- От диоритовой глыбы откололи грубую заготовку.
- С помощью пиления с абразивом придали ей круглую форму.
- Трубчатым сверлом с абразивом просверлили центральное отверстие.
- Кропотливо, с помощью кремневых, медных резцов и абразивов, вручную выбрали материал, формируя сложные "лепестки".
- Отполировали до совершенства.
Это требовало колоссального мастерства, времени и терпения, но не требовало "высоких технологий" в современном смысле.
Итог
Диск Сабу — это не доказательство существования древних высоких технологий, а свидетельство невероятного мастерства, художественного воображения и технической изобретательности древнеегипетских ремесленников. Его загадочность — это в большей степени загадочность для нас, потому что мы утратили его культурный контекст и поражаемся, на что были способны люди с "примитивными" инструментами.
Он прекрасно вписывается в парадигму "они могли все это сделать известными нам методами, просто мы не до конца понимаем, как именно они добивались такого совершенства".
Будущее GEO-продвижения: как AI и генеративный поиск меняют локальный маркетинг
Девушка и дождь, или А дальше придумаем...
Муки творчества. 10 карикатур Бидструпа
Хоббидогинг: ваш невидимый друг
Tallinn, Вышгород или Toompea
Почему вначале СВО даже Едро работало на страну, а теперь
Гроза в Костроме
Птицы осенью
Ночная рубрика: Амелия Виндзор

