Диск Сабу

топ 100 блогов el_teapot13.11.2025

Не помню...

Может быть уже спрашивала ИИ о нём:

...

Диск Сабу — это действительно один из самых загадочных артефактов. Давайте разберем его со всех сторон.

1. Что такое Диск Сабу?

Это каменный артефакт, найденный в 1936 году египтологом Уолтером Брайаном Эмери в мастабе чиновника Сабу (около 3100-3000 гг. до н.э., период I династии) в Саккаре.

  • Материал: Диорит — чрезвычайно твердый, прочный и сложный в обработке камень. По шкале Мооса его твердость составляет 6-7 (для сравнения, стальное лезвие ножа — 5-5.5).
  • Внешний вид: Диск диаметром около 61 см, с тремя изогнутыми "лепестками" и втулкой в центре. Его форма настолько необычна, что не имеет прямых аналогов в известном египетском искусстве.

Именно его сложная, "техногенная" форма и породила множество споров.

2. Для чего он был? Основные версии.

А. Ортодоксальная (академическая) версия:

Большинство египтологов считают, что диск является ритуальным или декоративным предметом. Конкретные предположения:

  1. Подставка для светильника: Самая популярная версия. В углубления между "лепестками" могла устанавливаться чаша с маслом и фитилем. Сложная форма отбрасывала бы красивые тени.
  2. Царский церемониальный сосуд (несу): Символическое подношение, возможно, для возлияний, связанное с культом бога Осириса, чьи атрибуты включают в себя схожие по форме элементы.
  3. Декоративное украшение трона или колесницы: Центральная втулка могла служить для крепления на ось или стержень.

Ключевой аргумент: в рамках известной нам египетской культуры и технологии его можно объяснить, пусть и как уникальное, мастерски выполненное изделие.

Б. Альтернативные версии:

Эти версии возникли из-за визуального сходства с современными техническими деталями.

  1. Колесо (маховик, шкив): Самое очевидное сравнение. Однако у египтян эпохи Сабу колеса не знали (оно появится позже у гиксосов). К тому же, диорит — хрупкий материал для таких целей, он не выдержал бы нагрузок.
  2. Лопасть винта или крыльчатка насоса: Наиболее популярная "техническая" версия. Предполагается, что диск мог быть частью устройства для перекачки воды или иной жидкости. Однако нет никаких следов износа, креплений или сопутствующих механизмов.
  3. Деталь неизвестного механизма ("каменный подшипник"): Самая фантастическая версия, предполагающая существование утерянной высокотехнологичной цивилизации.

Вывод по назначению: Наиболее вероятной с научной точки зрения является ритуально-декоративная функция. Техническое применение выглядит крайне сомнительным из-за материала и отсутствия контекста.

3. Могли ли древние египтяне обладать высокотехнологичными инструментами?

Короткий ответ: Скорее всего, нет, в понимании "высоких технологий" как машинной обработки.

Но это не умаляет их реальных, впечатляющих достижений.

  1. Отсутствие доказательств: Нет археологических находок сложных станков, источников энергии для них, чертежей или следов их применения на других объектах.
  2. Контекст: Диск Сабу — уникальная находка. Если бы у египтян были фрезерные станки, мы бы находили множество подобных артефактов, а не один-единственный.
  3. Эффективность: Высокие технологии, как правило, стандартизированы и эффективны. Создавать один сложный предмет из диорита с помощью невероятных машин — крайне нерационально.

Реальные технологии египтян были "низкотехнологичными" лишь в нашем понимании, но от этого не менее эффективными.

4. Чем они обрабатывали диорит? Реальные методы.

Египтяне были виртуозными каменщиками. Для работы с диоритом они использовали трудоемкие, но проверенные методы, основанные на абразивах и упорстве:

  1. Пиление: Использовались медные пилы (или пилы из еще более мягкой бронзы) без зубьев. Под резцом постоянно подсыпался абразивный порошок (кварцевый песок, корунд или измельченный диорит), который, будучи тверже меди и диорита, царапал и стачивал камень. Пила служила лишь "держателем" для абразива.
  2. Сверление: Применялись медные трубки или стержни. Они вращались с помощью лука или станка, с тем же абразивным порошком. Так создавались отверстия, в том числе и центральная втулка диска.
  3. Шлифовка и полировка: После придания грубой формы предмет долго и тщательно шлифовался все более мелкими абразивами (вплоть до пасты из измельченной глины или пемзы) до зеркального блеска. Это могло занимать сотни часов.
  4. Резьба по камню: Использовались каменные инструменты (долеритовые шары, кремневые резцы), которые были тверже обрабатываемой породы.

Как создали Диск Сабу?
Скорее всего, процесс был таким:

  1. От диоритовой глыбы откололи грубую заготовку.
  2. С помощью пиления с абразивом придали ей круглую форму.
  3. Трубчатым сверлом с абразивом просверлили центральное отверстие.
  4. Кропотливо, с помощью кремневых, медных резцов и абразивов, вручную выбрали материал, формируя сложные "лепестки".
  5. Отполировали до совершенства.

Это требовало колоссального мастерства, времени и терпения, но не требовало "высоких технологий" в современном смысле.

Итог

Диск Сабу — это не доказательство существования древних высоких технологий, а свидетельство невероятного мастерства, художественного воображения и технической изобретательности древнеегипетских ремесленников. Его загадочность — это в большей степени загадочность для нас, потому что мы утратили его культурный контекст и поражаемся, на что были способны люди с "примитивными" инструментами.

Он прекрасно вписывается в парадигму "они могли все это сделать известными нам методами, просто мы не до конца понимаем, как именно они добивались такого совершенства".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И тощий Моргенштерн. И цветочек душистых прерий Даня Милохен. И какие то самки в шубах. Одни в юбочках с кружавчиками бегают, другие берцы ряженных омоновцев обосывают. Под профессиональные видеокамеры с профессиональными режиссёрами и профессиональным звуком. Публикуют всё это. В ...
Надо поискать детские рисунки. Может, и на них найдется покупатель, если этот тип продаст свой. Москвич Владимир Мкртчян (сейчас у многих москвичей такие фамилии) продает свой детский рисунок за 140 млн рублей. Картина называется "Красноармеец на лошади", он обнаружил ее в загородном ...
Считанные часы назад я написал, что имевший более миллиона подписчиков "иноагент" ВЧК-ОГПУ был удалён из ТГ . А теперь пишут, будто по требованиям Роскомнадзора более 373 тысяч публикаций и связанные с ними каналы было удалены из мессенджера Telegram. О чём сообщили ТАСС и в ...
История никогда не была моей сильной стороной, но, насколько я могу судить, некогда все измерение Девы столкнулось с экономической разрухой. Страны страдали от напасти, оказавшей влияние на стихии. Рыба не могла жить в океанах, растения не могли произрастать в почве. Те растения, что ...
Вот добрая весть. Настоящая победа. Она о том, что мы можем ещё и нажиться на США. Типа, на подавись! Или плохая? Потому что мы не сможем победить Запад, пока не победили бабло в собственной стране. Однако вопрос: мы точно хотим победить? Нам нужна победа или нет? Кстати, а зачем ...