Дина де-малхута дина

топ 100 блогов a_feigin30.05.2011 Этот закон часто (если не сказать, обычно) понимают неправильно. Причем вполне образованные и еврейски подкованные люди. К примеру http://shenbuv.livejournal.com/1630455.html. Поэтому выставлю главу на эту тему из новой книги на пользу Риму и миру.
Закон 3D
Один из этих господ сказал, что под кроватью кто-то есть,
и сенбернару именем закона приказано было вылезать, но
тот и не подумал, и тогда его вытащили.
"Похождения бравого солдата Швейка",
Я. Гашек.

Нет, речь в этой главе пойдет не о трехмерном кино, стремительно ворвавшемуся в нашу жизнь в последние годы и не о трехмерности мира, а о трехмерности еврейского юридического континиума. Стоит сказать несколько слов об отношении евреев к закону. Скорее даже к Закону.
Когда Иосиф Флавий пожелал рассказать римской знати о своем народе и его истоии, он столкнулся с неожиданной терминологической трудность. Свои книги он писал на гречеком языке, богатом оттенками, в том числе и в тематике политической. Но ни один из терминов, которые подсказывала память не мог быть отнесен к еврейскому общественному устройству. Монархия? Но царь евреев был ограничен больщим числом запретов Торы, чем его граждане. Теократия? Но священнослужители не имели власти вне Храма. Не подощли и демократия с охлократией. И тогда Иосиф Флавий назвал наше общество номократией . Мы живем не под властью царя, народа или класса. Мы выбрали подчинение закону. Хотя, как будет рассказано далее, однажды евреи захотели царя. Что поныне и расхлебывают.

Чужой закон
Чужой закон, и — права тоже нет.
А может, разрешается поэту
Иметь с тобой какой-нибудь секрет?
"Письмо бронзовой русалке в Копенгаген",
М. Дудин.
Евреи на протяжении всей своей истории сторонились чуждых влияний, жили своими законами и обычаями. Авраам, праотец наш, носил прозвище Иври, от которого пошло одно из наших самоназваний - "евреи". Иври означает "человек с другого берега", нездешний, иной. Это главное в нашем самосознании – мы иные, у нас воя миссия и свои законы. В основе этого изоляционизма стояло вовсе не национальное чванство. Сам Всевышний, Творец вселенной говорит: "По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не живите, и по обычаям земли Кнаанской, в которую Я веду вас, не живите, и по законам их не поступайте". Ни там, откуда мы идем, ни там, куда направляемся, как следует из этих слов, нет нам закона, кроме закона Торы.
Отдельная глава в этой книге будет посвящена строжайшему запрету передавать тяжбы между евреями на рассмотрение в нееврейский суд.
На этом фоне особенно неожиданным оказывается закон, который мы назовем для удобства 3D по первым буквам слов "дина демалхута дина". По-арамейски, на языке Талмуда, это означает "Закон царства – закон ".

Оговорки
ничего не выжмешь,
сколько ни старайся.
"Долг Украине",
В. Маяковский.
Мы знаем, что как бы осторожно и точно не был написан этот текст, каждый найдет в не то, что ищет. Антисемиты найдут в наших словах призыв не соблюдать законы страны проживания (хотя глава посвящена прямо противоположному), ассимилянты укрепятся в мысли, что пора оставить архаичный закон Торы и слиться в экстазе с народами мира, невежды истолкуют 3D самым невероятным образом. И все же, попробуем сформулировать своеобразный дисклаймер , список оговорок, который даст достойному читателю базу для понимания закона, а недостойному - преткновение .
1. Законы нужно соблюдать. Вы удивлены? Но как может быть иначе? Основным побудительными мотивами соблюдения законов является нормативное воспитание и страх наказания. Закон 3D в определенных обстоятельствах придает законам государства силу ѓалахи, то есть религиозно-правовой нормы. Таким образом, если у обычного британца есть N причин быть законопослушным (правовое воспитание, совесть, моральные устои, страх наказания и т. п.), то у британского еврея таких причин N+1 (все то же и еще веление Всевышнего, иными словами, религиозный авторитет закона). Не потому ли преступность в еврейской среде всегда была заметно ниже, чем среди титульных наций? Законы нужно соблюдать.
2. Закон любого царя – ничто перед законом Творца. Поэтому, если закон государства требует нарушить запрет Торы, мы предпочтем понести наказание за неподчинение закону, нежели нарушить волю Творца. Закон, требующий нарушить запрет Торы – не закон.
Мы еще не раз вернемся к уточнению закона 3D, но прежде – краткая история закона.
Закон 3D установил один из первых амораев Мар Шмуэль . Его авторитет в Талмуде огромен: во всех случаях, когда в тексте сказано «наши учителя в Вавилоне», речь идет о Шмуэле и его друге-оппоненте Раве. Шмуэль был баснословно богат, в современных терминах был латифундистом и олигархом.
Он возглавлял в Неѓардее академию и религиозный суд . Среди важнейших установлений Шмуэля мы находим замечательное правило презумпции неиновности в гражданских и имущественных тяжбах: доказать основательность иска всегда должен истец . Он установил "разумную норму прибыли" в размере 1/6 цены .
Он был близок к властям. Мар Уква, эксиларх , был его восторженным и преданным учеником. Шмуэль был знаком с Арташиром Папаканом и дружил с его сыном Шапуром Великим .
Похоже, что именно в дни Шапура Великого евреи впервые всерьез столкнулись с тем, что позднее будеи названо юридической коллизией . Если прежде община изгнанников жила в состоянии "государства в государстве", не прибегая к законам и судам страны проживания, то теперь влияние нееврейского права стало заметным и требовало ответа со стороны мудрецов Торы. И тогда Шмуэль сказал: закон государства, нееврейский, чужой закон при определенных условиях обязывает и нас.
Удивительно, но правило, установленное Шмуэлем без обоснования, просто провозглашенное им, было немедленно и повсеместно принято и ни разу не оспорено за почти два тысячелетия, прошедшие с тех пор. Иудаизм – цивилизация, во многом построенная на дискуссии. О чем только мы не спорим. Но 3D оказался вне дискуссий.

О власти царя и о демократии
Демократия - это когда власти уже не назначаются горсткой
развращенных, а выбираются невежественным большинством.
Б. Шоу
При правлении однородного и доктринерского большинства демократия может оказаться не менее тиранической, чем худшая из диктатур. - Ф. Хайек
Заметим, и это важно, что изначально речь шла о законах царства (малхута, арам.), то етсь установленных единоличным, обычно наследным правителем страны. Его указы и законы имели особую силу, незнакомую современному человечеству. Вот как отговаривал библейский пророк Шмуэль евреев от идеи поставить над собой царя :
И было, когда состарился Шмуэль, поставил сыновей своих судьями над Израилем… Но не ходили сыновья его по его пути, а склонились к корысти и брали взятки и кривили судом. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Шмуэлю в Раму. И сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не идут твоим путем; поставь над нами теперь царя, чтобы судить нас, как это принято у всех народов. И не понравилось слово это Шмуэлю, когда они сказали: дай нам царя, чтобы судить нас. И молился Шмуэль Всевышнему. И сказал Всевышний Шмуэлю: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они , а Меня отвергли от царствования над ними. Как они поступали во всех делах со дня, когда вывел Я их из Египта, и до сего дня, и оставляли Меня, и служили иным божествам, так поступают они и с тобою. А теперь послушай голоса их, но предостереги их и расскажи им об обычаях царя, который будет царствовать над ними. И пересказал Шмуэль все слова Всевышнего народу, просившему у него царя, и сказал: вот каковы будут обычаи царя, который будет царствовать над вами. Сыновей ваших возьмет он и приставит их к колесницам своим и к всадникам своим, и будут они бежать перед колесницами его. И поставит у себя тысячниками и пятидесятниками, и будут пахать пашни его, и жать жатву его, и делать ему оружие и принадлежности для колесниц его. А дочерей ваших возьмет в составительницы благовоний, в стряпухи и булочницы. А лучшие поля ваши и виноградники ваши, и масличные сады ваши возьмет он и отдаст слугам своим. И от посевов ваших и виноградников ваших возьмет он десятую часть и отдаст царедворцам своим и слугам своим. И рабов ваших, и рабынь ваших, и лучших ваших юношей, и ослов ваших возьмет он и приставит к своим работам. Возьмет он десятую часть мелкого скота вашего; и сами вы будете ему рабами. И взвоете вы в тот день из-за царя вашего, которого вы избрали себе, но не ответит вам Всевышний в тот день.
Но не хотел народ внимать голосу Шмуэля и сказал: нет, только царь пусть будет над нами, Тогда будем и мы как все народы; и будет судить нас царь наш, и будет выходить пред нами и вести войны наши.
И выслушал Шмуэль все слова народа, и пересказал их в Всевышнему. И сказал Всевышний Шмуэлю: послушай голоса их и поставь им царя".
Дальнейшие отношения евреев с земными правителями точнее всего характеризует украинская поговорка: бачили очі що купували, тепер їжте хоч повилазьте .
Надо сказать, что со сменой политических формаций уверенность в применимости закона 3D убывала. Для многих раввинов демократически принятые законы не являются "законом царства". К примеру, вот что пишет р. Менаше Кляйн: "Нужно хорошенько подумать , применим ли закон 3D в местах, где нет царя, а есть то, что называют демократией. Закон царства – закон, так сказано о местах, где закон исходит исключительно от царя, но там, где законы толкует суд и в полномочия судей входит решение по их усмотрению, по правилам, которые они сами устанавливают время от времени. Это не "закон царсива", а "закон судей". В этой стране судьи следуют неведомым и невероятным законам, да еще есть здесь жюри (коллегия присяжных) – пьяницы, которых собирают на базарной площади, люди, никогда не изучавшие законы, люди порочные по своей природе. Они то и решают большинством голосов по своему разумению, как применить закон. Разумеется тут нечего говорить о 3D ".
Однако, по мнению большинства раввинов, в рамках ограничений, которые подробно изложены здесь, правило 3D применимо ко всем странам, не находящимся в состоянии гражданской войны, неопределенной властной ситуации.
Уточним
Повывелись цари — и разбрелись холопы,
...
ты видишь сон, что прост закон о вечном круге,
что отделить от звезд в огромной центрифуге
всего одну звезду тебя Г-сподь заставит.
Закон закону рознь — и рознь законом правит.
С. Кекова
Начнем с уточненного перевода 3D: закон (дина), установленный в царстве (демалхута) и регулирующий имущественные отношения, является для нас законом (дина), обязательным к исполнению.
Четыре текста, в которых появляется правило 3D можно условно разделить по контексту. Два упоминания, в трактатах Бава Кама и Недарим подтверждают законность налогов, пошлин, и право царя на конфискацию собственности в интересах государства. Два другие – в Бава Батра и Гитин – подтверждают право царя на утверждение или отмену торговых сделок. При этом решения царя правомочны даже в тех случаях, когда противоречат закону Торы.
Именно в этих направленияъ и развивали закон 3D средневековые законоведы :
1. Законность налогообложения и обязательность уплаты налогов .
2. Законность регулирования властью имущественных отношений между гражданами .
Постоянно возникал и возникает перед раввинами вопрос границ власти и законности законов. Где кончается дина демалхута (закон царства) и начинается дина дегазланута (закон шайки грабителей). Говоря современным языком, как отличить закон от воровских понятий, законную власть от братков, пришедших к власти?

Границы 3D
В эту ночь решили самураи
Перейти границу у реки.
Б. Ласкин
1. Легитимность законодателя.
Не всякий, сидящий на троне – царь. Как отличить законного правителя-законодателя от узурпатора? Критерий, к которому прибегают раввины – не моральный и не исторический, а экономический. Легитимным првителе является тот, чьи деньги имеют хождение на территории государства. Более современным языком: если население отказывается (кроме как по принуждению) принимать и накапливать валюту данной страны, то правительство, эммитирующее эту валюту не легитимно, а установленные им законы не подпадают под правило 3D .
2. Преемственность закона.
Не всякая причуда властей может стать для нас религиозно-юридической нормой. Существует юридическая и фискальная традиция, "обычай царства". Закон, которому нет основания в летописях царства – "закон царя", а не "закон царства", о котором говорит Мар Шмуэль .
3. Распространенность закона.
Легитимность закона проверяется распространенностью подобных норм в других странах в ту же эпоху. Этот принцип называется "обычаем стран". Уникальные законы редко бывают легитимными.
4. Секулярность закона.
Правило 3D касается исключительно тех имущественных и гражданских законов, которые обслуживают власть, служат пополнению казны и носят совершенно нерелигиозный и ненациональный характер. Не являются для нас религиозно-правовой нормой законы, основанные на народной или религиозной традиции страны проживания, высказываниях древних мудрецов, "народной мудрости", "местном менталитете" и тому подобном . Примеры такого рода можно найти в самых неожиданных областях: при разработке закона Китайской Народной Республики (2003 г.) «О банковском регулировании и надзоре » Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая неоднократно обращалась к традициям конфуцианства поэтому можно усомниться в применимости к нему правила 3D.
5. Сфера действия закона.
Законы, подпадающие под критерии 3D за редкими исключениями касаются землевладения, землепользования, налогообложения, таможенных пошлин, отчуждения имущества и распределения имущества , эмиссии и обращения денег .
6. Легитимность закона.
Только закон, в равной мере касающийся всех граждан и жителей государства, не содержащий элементов неравенства и дикриминации может быть предметом правила 3D. Законы, от соблюдения которых де-юре или де-факто свободен сам законодатель,законы, которые не обязывают саму власть не могут приобретать для нас силу религиозного долга . Меры коллективного наказания групп населения, даже если они носят законодательный характер, являются беззаконием .
Не имеют религиозно-правовой силы законы, возлагающие особые нормы на людей определенной профессии , если ограничения не проистекают из особой природы этой професии (скажем, особые правила этики для врачей, юристов).
7. Ассиметрия закона.
По мнению некоторых авторитетов власть может отчуждать, конфисковывать имущество (по гласным, эгалитарным критериям), но не может даровать отчужденное другим гражданам, то есть передавать от владельца к владельцу. Если еврей получил такое имущество, он в полной мере станет его владельцем лишь спустя определенное время, предусмотренное ѓалахой (например, для недвижимости – три года). По другим мнениям он вступает в полное владение немедленно .
8. Запрет обращения в суды.
Если закон требует рассмотрения тяжбы между евреями в нееврейском суде, на него не распространяется правило 3D .
9. Не только экономические законы.
Правитель может установить законы, упорядочивающие жизнь общества, не касающиеся имущественных прав, но обладающие для нас религиозно-правовой обязательностью . К примеру, все законы, направленные на соблюдение общественного правопорядка, предотвращение насилия между гражданами имеют силу К примеру, все законы, направленные на соблюдение общественного правопорядка, предотвращение насилия между гражданами имеют силу 4D. По той же причине правила дорожного движения являются для нас ѓалахой, их соблюдение не только гражданский, но и религиозный долг. Это правило действует только тогда, когда такие произвольные законы не противоречат велениям Торы. Например, если в уголовном законодательстве страны действует норма вынесения приговора на основе одного свидетельства, 3D на нее не распространяется .
10. Еврей и нееврей.
В тяжбе между евреем и неевреем следуют закону государства даже если он противоречит закону Торы .
11. Налогообложение.
11. 1. Налог, установленный государством в определенном размере , обязывающий всех граждан следует платить неукоснительно.
11. 2. То же касается и пошлин . Контрабанда и утаивание пошлины категорически запрещены ѓалахой .
11. 3. Сказанное верно, если пошлина или налог установлены в определенном размере. Но если таможенник берет, сколько хочет или "работает для себя ", то он называется разбойником .
Заключим эту главу словами Рашба , призывающего проявить крайнюю осторожность в применении правила 3D.
"Не преведи Г-сподь сделать из этого вывод, что святому народу позволительно идти их путями, отказаться сынам от наследия отца, Тот, кто так поступает, обрушивает стены Торы, вырывает корень и ветвь. Будет с него за Тору взыскано, с говорящего: что нам Мишна и Талмуд священный, научим детей законам народов. Не бывать такому в народе Израиля!"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так же, как вы судите других, так будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам. ? Вся лента загажена вашими личными оценками, версиями и прочим бредом! Бревна свои пересчитать не забыли? _________ Нет, Навальный ничуть не мой герой... В этом мире вряд ...
В завершение сезона #всемвесна надо вспомнить и о том, что 29 мая 1953 года (уже 70 лет прошло - повод отметить годовщину события в рубрике #весенниекруглыедаты в том числе) шерп Тенцинг Норгей и новозеландец Эдмунд Хиллари добрались до вершины Эвереста, покорив высоту 8848 метров. ...
Не смогла пройти мимо такой красоты. Такая интересная подушка вяжется легко, а выглядит очень эффектно. Все, что вам нужно — это связать прямоугольник узором «зигзаг», а потом сшить его, ...
*вышел на природу погулять..пришел в лес,и лег на траву.* ...
В Орле установили лавочку с символикой, очень напоминающей герб Третьего Рейха. ...