ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. СДАЧА БРЕДЫ (КОПЬЯ). 1635
nikonova_alina — 15.01.2024Часть 3. ИСПАНСКИЕ ПИКИ
А теперь о самом главном в этой картине – о копьях, или испанских пиках, которые и дали полотну его более привычное, обыденное название. В правой части картины, над головами испанцев Веласкес размещает 28 вертикально поставленных копий, или, точнее испанских пик, грозного оружия, которое было символом мощи испанской армии. Они буквально вздымаются ввысь, за исключением четырех слегка отклонённых от общей вертикали, энергично штрихуя фон в правой части картины.
У Веласкеса копья также выглядят как исключительно мощная и непроницаемая стена, составляя логический контраст со взятой крепостью Бреды, доселе считавшейся неприступной. Художник как будто прямо говорит – вот она, реальная сила армии, она не в стенах, а в оружии, возвышающем и укрепляющем дух солдат. Правда, ироничный поэт и драматург Педро Кальдерон, автор пьесы «Сдача Бреды», также прославившей эту победу испанцев и персонально дона Амброджо Спинолу, язвительно именовал картину «Кукурузное поле».
На самом деле существует определённый диссонанс между патетикой вздымающихся копий, драматизмом центральной сцены и поведением испанцев, многие из которых заняты какими-то личными разговорами и даже не интересуются происходящим судьбоносным моментом. Более того, многие из них даже не сняли шляпы, как того требовали правила этикета, относящиеся к соответствующей ситуации. Иногда это объясняют тем, что на самом деле испанская армия в то время состояла по большей части из наёмников, которые воевали за жалование и возможность грабежей. Дон Спинола категорически запретил разграбление Бреды, и его солдаты остались этим весьма недовольны. Да и дисциплина в этом разномастном войске сильно хромала.
Эти копья можно считать необычайно смелой находкой Веласкеса, поскольку они позволили художнику логично сгруппировать в картине целый ряд перпендикулярных линий. Именно копья делают картину живой, и придают покой и равновесие достаточно тревожной сцене, как бы «пригвождая чрезмерную подвижность персонажей».
Но стоит обратить внимание на то, что 28 пресловутых копий, это еще не все копья испанцев, изображенные на картине. В центре полотна, на среднем плане представлен лагерь испанцев, где также вверх поднимаются еще не менее 10-15 копий и высокое древко флага, как бы продолжаю ритмическую линию, намеченную справа.
А вот у голландцев вообще практически нет никакого оружия. Вероятно, они уже разоружились, следуя условиям договора, хотя согласно историческим данным, гарнизон Бреды отступал в полном вооружении и с развевающимися флагами. Скорее всего, Веласкес в этом моменте сознательно отступит от фактов, чтобы создать контраст между грозной армией испанцев и их поверженными и униженными врагами-голландцами. Древки их штандартов наклонены в разные стороны, флаги и флажки поникли, как будто подчеркивая хаос, царящий в поверженной армии. К тому же голландцев откровенно меньше, чем испанцев, и выглядят они более разобщенными, несмотря на все проблемы испанской армии.
Многие исследователи пытались найти источник вдохновения художника, поскольку существует немало произведений его предшественников, где можно увидеть копья или другое аналогичное оружие, поднятое вверх. Лично мне сразу приходит на память «Поцелуй Иуды» Джотто. Однако только у Веласкеса вертикально поставленные копья играют такую важную роль и в композиции, и в сюжетном содержании картины.
Между прочим, эти так называемые пики, типичное оружие гражданской гвардии, стали навязчивой идеи для испанцев той эпохи как, сила, которая держала на себе испанскую империю.
Продолжение следует...