Дезертиры всех стран, соединяйтесь? Пока не поздно??
akardapolov — 16.09.2014
Тема национального предательства будоражит умы отечественной
творческой интеллигенции. И вот, один из представителей, так
сказать, авангарда: режиссер, из культурной столицы(!) прибыл в
Екатеринбург ставить спектакль по мотивам «Швейка». Все бы ничего,
но главной идеей постановки, творец выбрал тему прославления
дезертирства - суть предательства. Оказывается, герой нашего
времени – дезертир!
Итак, по порядку, по сути того, что вещает нам
«средненький» режиссер из Петербурга, г-н Анатолий
Праудин:
В обществе регресс, начинает журналист Ксения Дубичева, и,
задает вопрос – как вы будет общаться с публикой, которая, мягко
говоря не готова к этому? На что бравый режиссер А.Праудин ничтоже
сумняшеся отвечает – знания предмета не требуется. Мы возьмем
настроения некой немногочисленной группы граждан нашего общества
("той, которая понимает что сегодня происходит") и устроим
междусобойчик на тему предательства.
Вопрос: Как вы
решились приступить к инсценировке этого нетленного произведения? В
расчете, что поколение, которое могло достаточно долго поддерживать
диалог цитатами из этой книги уже вымерло?
Анатолий Праудин: Речь не о расчете на
аудиторию, которая знает Швейка, а о той, которая понимает, что
сегодня происходит. Сейчас, наверное, все так или иначе озабочены
тем, что мы стоим на пороге войны, возможно, последней большой
войны в истории человечества. И я, хоть и средненький режиссер,
считаю своим долгом высказаться по этому поводу. Роман Гашека -
роман антивоенный, с совершенно новым героем мировой литературы -
законченным дезертиром. И главная мысль этой книги и нашего
будущего неказистого спектакля: только дезертир может спасти мир, а
никакая не красота. Так что дезертиры всех стран соединяйтесь,
пока не поздно.
Режиссер признает, что мы на пороге 3 мировой войны, что
ситуация критическая – но, как настоящий "патриот", считает, что
действовать надо аналогично настроениям этой немногочисленной
группы нашего общества – а именно: а)дезертировать и
б)заниматься
саботажем.
Вопрос: Как
же дезертир, по вашей формулировке, успеет спасти мир, если и он
погибнет?
Анатолий
Праудин: Но до этого он еще способен много чего напортить и
сильно затормозить процесс. Может быть, войска просто не доедут
друг до друга, а как-то растворятся в пути. И даже если армии
соединятся, они будут в таком деморализованном состоянии, что
войны, глядишь, и не получится. Но для этого надо очень много
работать - заниматься подрывной деятельностью с обеих
сторон.
Журналист Ксения, пытается вытащить режиссера из
предательской позиции. Но не тут то было – «Остапа», как говорится,
понесло.
Вопрос: Получается, что пацифист - герой
нашего времени?
Анатолий Праудин: Не пацифист -
дезертир. Пацифист - это человек идейный, а дезертиру надо только
одно, точнее, три: пиво, девчонки и хороший футбол. А до ваших
пацифистских идей ему, как говорил трактирщик... Пацифист
высказывается открыто и с заведомым результатом: его поймали,
арестовали, посадили. В отличие от него дезертир исправно идет на
призывной пункт, но шиш ты его заставишь сделать что-нибудь
полезное. По принципу итальянской забастовки: ничего не работает,
потому что обязательно какой-нибудь гвоздь не будет вбит. Пацифист,
который выходит на площадь, - это бессмыслица, они только людей
смешат. Реально остановить все может тот бравый солдатик, который
не подковал лошадь - и все рухнуло.
Режиссер занимается прославлением антигероя, такое
впечатление что вернулись 90-ые, когда наиболее популярными были
профессии киллера и проститутки. Сейчас, да будем в ладу со
временем, и выберем себе нового антигероя - дезертира. А потом, на
голубом глазу, коллективный Праудан удивляется и хлопает себя по
ляжкам – культурный уровень де народа низкий, грязь и мусор
повсюду. Чему удивляетесь-то? «Вы и убили-с». Ну и конечно,
режиссер очень жестко прошелся по позиции явных противников войны,
так называемых «пацифистов», мол глупость это - открыто высказывать
свою позицию. Нужно действовать по другому: залечь на дно и потом,
когда придет время - саботировать и предавать. Идеологическая
полемика с Макаревичем видна невооруженным
взглядом.
А вот результат погружения в материал уважаемого
режиссера, после поездки из Праги в Галиции и
обратно:
"Из романа мы отбирали эпизоды, которые
формируют нужный нам пафос: да здравствует
дезертир!"
Перед нами пример того, как действует концепт деконструкции в
постмодернизме:
Наиболее ярко это, видимо, выразил
Жиль Делёз, описывая свой подход к расшифровке смысла философских
текстов: «Я вообразил себя подходящим к автору сзади и дарующим ему
ребенка, но так, чтобы это был именно его ребенок, который притом
оказался бы еще и чудовищем. Очень важно, чтобы ребенок был его,
поскольку необходимо, чтобы автор в самом деле говорил то, что я
его заставляю говорить».
Швейк Гашека - это шут, высмеивающий милитаризм
Австро-Венгерской империи, антивоенный пафос произведения направлен
против бессмыслицы Первой Мировой войны (см. Вторжение бравого
солдата Швейка в Мировую войну). Швейк А.Праудина - это антигерой,
который саботажем и предательством сможет остановить войну.
Перверсивный идеал и деконструкция нормы. Война с идеальным в
культуре и СМИ. Вот что это такое.
Анатолий
Праудин: Наш герой тихий. В жизни все мы такие.
Только нам духу не хватает, боимся наказания. Повторяю еще раз: мы
от Гашека отличаемся только отсутствием смелости. Трусим, хотя,
если честно, кроме пива, девчонок и хорошего футбола нас тоже
ничего не интересует.
Что по поводу иронии, еще до прихода постмодернизма,
гениально предвидел Блок в своем одноименном
произведении:
Самые живые, самые чуткие дети
нашего века поражены болезнью, незнакомой телесным и духовным
врачам. Эта болезнь - сродни душевным недугам и может быть названа
"иронией". Ее проявления - приступы изнурительного смеха, который
начинается с дьявольски-издевательской, провокаторской улыбки,
кончается - буйством и кощунством.
Вопрос: Сам роман ироничен, вы будете
иронизировать еще пуще?
Анатолий
Праудин: Еще пуще не получится: с романом соревноваться
бессмысленно, он прямо-таки заходится в иронии. Мы создаем свое
произведение, которое, может быть, и к роману-то имеет только чисто
внешнее отношение.
Вопрос: Кроме имен героев что-то
сохранится от первоисточника?
Анатолий Праудин: Некие сюжеты,
перенастроенные на линию швейковской борьбы за то, чтоб остаться в
тылу, чтоб найти теплое место в эшелоне - а не
получается.
Давать площадку выразителям чаяний радикальной части элиты,
настроенной на откровенное предательство, и транслирующей свои идеи
в народные массы в такой критический момент - есть прямой путь к
поражению в "холодной" войне.
Само интервью http://www.rg.ru/2014/09/10/reg-urfo/shveik.html
#Россия #Культура #Гетто #ХолоднаяВойна #Дезертир #Предатель
#Екатеринбург