Действительно ли торможение двигателем снижает его ресурс?

топ 100 блогов biglebowsky — 22.10.2024 Disclaimer.
Не особенно разбираюсь в двигателях, весь мой текст может быть полностью ошибочным, комментарии / поправки приветствуются.

Abstract.
Пусть у нас есть
стандартный бензиновый 4-тактный двигатель
с системой управления двигателем, полностью отключающей подачу бензина при торможении двигателем.
Предположим, мы начали этим двигателем тормозить.
Тогда
двигатель начнет засасывать внутрь цилиндров газы из выхлопного тракта. При этом, теоретически, грязь из катализатора может быть засосана в цилиндры двигателя.



У меня во friend-ленте возникла заметка с названием "Действительно ли торможение двигателем снижает его ресурс?" https://masterok.livejournal.com/11389731.html , и я призадумался - а что там, в двигателе, происходит?

Существует очень много разных систем торможения двигателем в зависимости от типа двигателя.
Штуковины с электромоторами способны генерировать электрический ток. Далее, как повезет. Можно подзаряжать батареи / отдавать энергию в сеть. Можно "тупо" рассеивать тепло на резисторах.

Дизельные грузовики тормозят двигателем совсем хитро. У них могут быть две специальные системы.
Первый вариант - "система декомпрессии". Поршень тщательно сжимает в цилиндре воздух, а потом (пока поршень немного не дошел до верхней мертвой точки), открывается клапан, и весь сжатый воздух выбрасывается куда-то из цилиндра. Энергия сжатого воздуха превращается в жуткий шум.
Второй вариант. Срабатывает специальный клапан, частично перекрывающий выхлопную трубу. То же самое, энергия расходуется на шум и свист воздуха, протискивающегося сквозь малый зазор клапана.

В этой заметке мы будем рассматривать бензиновые двигатели.
Стандартную шутку про "торможение номерным знаком, бампером, радиатором, и, потом, собственно двигателем" обсуждать не будем.

Лично мне не совсем ясно, прекращается ли подача топлива в двигатель при торможении двигателем.
В интернете утверждается, что это зависит от конкретной модели двигателя. Мол, может быть и так, и эдак.
Пример заметки
https://yandex.ru/q/article/o_potreblenii_topliva_pri_tormozhenii_729f3713/
Если верить автору, при торможении двигателем
Datsun On-Do 2014 года выпуска продолжал потреблять бензин;
Volkswagen Polo 2014 года выпуска - подача топлива через форсунки прекращалась.

Вот описание работы карбюратора жигулей тех времен, когда машины были карбюраторными.
https://vazclub.com/faq-po-karbyuratoru/ustroistvo/ekonomaizer-holostogo-hoda-ephh.html
Вкратце. При торможении двигателем (режим "принудительного холостого хода") подача бензина прекращается полностью.
Логика работы.
Если
педаль газа отпущена полностью (воздушная заслонка карбюратора закрыта, воздух идет в небольших количествах через "байпас холостого хода") и
обороты более 2000 об/мин., то
проходит команда на закрытие электромагнитного клапана подачи топлива.

Если
либо приоткрывается заслонка карбюратора,
либо обороты падают до 1800 об/мин, то
проходит команда на открытие электромагнитного клапана.

Разница в цифрах 1800 об/мин и 2000 об/мин возникла из-за желания проектировщиков устранить "дребезжание" системы в районе 2000 об/мин.


В результате чтения интернета у меня сложилось впечатление, что на многих бензиновых машинах на режиме торможения двигателем полностью перекрывается подача бензина в двигатель.
Рассмотрим именно такой автомобиль.
Что там будет происходить?

Для упрощения, нет перекрытия клапанов. Все клапана открываются / закрываются строго в "мертвых точках".

1) Впуск. Дроссельная заслонка сильно прикрыта, в цилиндр попадает очень мало воздуха. Абсолютное давление в цилиндре конце цикла впуска обозначим как P1. Это давление много ниже атмосферного.
2) Сжатие и 3) "рабочий ход". Совершенно ничего интересного. Воздух сработает как пружина. Из рассмотрения выкидываем.
4) То, что называется "выпуск". Открыли выпускной клапан, а давление-то в цилиндре P1!!! Оно же ни фига не повысилось - в цилиндре ничего не сгорело. Значит, в цилиндр затянет газы из выпускного тракта. Потом, по мере продвижения поршня к ВМТ, эти газы будут опять выброшены в выпускной тракт.
Если двигатель многоцилиндровый, то может повезти - из одного цилиндра сравнительно чистый воздух будет переброшен в другой цилиндр через выпускной коллектор.
Однако, в случае стандартной рядной "четверки", такого везения не будет. Цилиндр засосет в себя воздух издалека. То есть, начнется колебание воздуха вперед-назад в выпускном тракте. Предположим, в катализаторе есть грязь. На первом колебании цилиндр эту грязь не всосет. Но грязь сдвинется "вверх" по выпускному тракту. Дальше направление потока реверсируется, часть грязи сдуется обратно. А часть не сдуется. На следующем цикле часть грязи еще немного продвинется "вверх" по выпускному тракту и т.д.
В качестве оценки шансов загрязнения цилиндра нужно сравнивать объем цилиндра с объемом выпускной системы до катализатора.

В любом случае, мысль о том, что керамические абразивные частицы из катализатора могу быть заброшены обратно в цилиндр, меня как-то не радует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
В детстве в войнушку играли, обычно "наши-фашисты", тогда дятлы из современного телевизора всех рангов, вплоть до самого Сказочного до.. несменяемого вечноюного лидера с именем, как у его папы, нам еще не талдычили, что страна победила нацизм, а фашистов там и не ночевало... Но я ...
      На моей памяти в истории нашей планеты по меньшей мере 5 случаев, которые развивались по одинаковому сценарию: 1-я фаза сценария. Руководитель страны сообщает своему народу о том, что по тем или иным причинам он вводит свои войска на территорию другого гос-ва с ц ...
Отставка Лужкова не стала неожиданной. То, что она свершится до конца сентября, было очевидно уже давно - с первого выстрела "НТВ". Президент не мог позволить публично себя растоптать - это означало бы признать упрёки внесистемной оппозиции в ...
Во многих религиях, боги награждают и карают и в реальной жизни и после смерти. Интересно было бы проверить, в какой пропорции: У меня есть гипотеза, что люди склонны считать что боги в реальной жизни наказывают чаще, чем награждают. Боги ведут себя как Воланд в Мастере и Маргарите ...