
Девочки, «превращающиеся» в мальчиков (дефицит 5-альфа редуктазы)

Формирование наружных половых органов по мужскому типу определяется андрогенами (подробно об этом в https://eis-gen.livejournal.com/1605.html). Андрогены это мужские половые гормоны – тестостерон и значительно более мощный дигидротестостерон. Тестостерон синтезируется в яичках. Под действием особых ферментов (5-альфа редуктаз) он преобразуется в дигидротестостерон. Если во внутриутробном периоде действие андрогенов ослаблено или полностью отсутствует, то у плода с мужским набором половых хромосом (ХY) наружные гениталии окажутся неопределяемыми или даже женского типа. В предыдущем посте я рассказывала о ХY женщинах, интерсексуальность которых связана с дефектом в гене, кодирующем рецептор андрогенов https://eis-gen.livejournal.com/1845.html. В этом посте речь пойдёт о другом варианте интерсексуальности – дефиците фермента (энзима) 5-альфа редуктазы. В этом случае ребёнок, которого при рождении посчитали девочкой, в период полового созревания «превращается» в мальчика.
Во всём мире этот вариант встречается достаточно редко, за исключением Лас-Салинас - маленького городка в Доминиканской Республике, где его частота 1 на 90 мужчин. Здесь таких людей называют "геведосе", что означает «яички в 12 лет». Геведосе имеют половые хромосомы ХY, нормальный ген SRY, а их яички вырабатывают тестостерон. Тем не менее, при рождении их наружные гениталии выглядят как женские. Естественно, что таким детям дают женские имена и воспитывают их как девочек. Однако подрастая, они начинают вести себя не совсем как девочки - вступают в мальчишеские драки, играют в футбол и неприязненно относятся к женским нарядам. Все проясняется с началом периода полового созревания, когда происходит настоящая метаморфоза. То, что принималось за клитор, начинает увеличиваться в размерах и преобразуется в небольшой пенис; кожные складки превращаются в мошонку, в которую через паховые каналы опускаются яички; быстро нарастает мышечная масса; грубеет голос. Однако развитие половых органов все же не достигает уровня типичного для мужчин. У геведосе не только маленький пенис, но и уменьшенная в размерах простата. В большинстве случаев они не могут без помощи современных методов репродукции иметь собственных детей. У геведосе практически нет волос на лице и теле, за исключением лобка. Достигнув половозрелого возраста, большинство геведосе предпочитает изменить свой официальный пол и стать мужчинами, хотя некоторые все же решают остаться женщинами. Для этого им, правда, требуется операция, приводящая в женский вид их гениталии, ставшие явно мужскими в период полового созревания.
Исследования ДНК геведосе и их родственников позволили исследователям найти ген-виновник. Им оказался ген SRD5A2, находящийся на хромосоме 2. Этот ген кодирует 5-альфа редуктазу, которая превращает тестостерон в значительно более мощный андроген – дигидротестостерон. В результате дефекта в гене SRD5A2 активность кодируемого им фермента резко снижена, что приводит к дефициту 5-альфа редуктазы и, как следствие этого, недостатку дигидротестостерона. Поэтому хотя во внутриутробном периоде яички продуцируют тестостерон, тем не менее, суммарная активность андрогенов оказывается недостаточной для полноценного формирования пениса и внутренних половых органов. Во время полового созревания у подростков происходит резкий всплеск уровня тестостерона. Теперь, однако, в процесс превращения его в дигидротестостерон включается ещё одна 5-альфа редуктаза, кодируемая другим геном - SRD5A1 на хромосоме 5. Поэтому незаконченный во время внутриутробного периода процесс формирования пола по мужскому типу получает развитие. Первоначально исследователи полагали, что проблемы геведосе вызваны дефектом именно этого гена (SRD5A1 на хромосоме 5). Однако истинным виновником всё же оказался ген SRD5A2 на хромосоме 2.
В каждой паре хромосом, одна получена от отца, другая от матери. Это касается и хромосомы 2, несущей ген SRD5A2. Дефицит фермента возникает, когда дефектны оба гена – как материнский, так и отцовский. У отца ребёнка геведосе ген 5-альфа редуктазы дефектен только на одной хромосоме; ген на другой хромосоме функционирует нормально и обеспечивает достаточную активность фермента. Та же ситуация имеет место у большинства матерей.
Возможные варианты наследования, когда оба родителя имеют по одному дефектному гену SRD5A2, показаны на рисунке. В подобных семьях риск рождения геведосе равен ½ х ½ х ½= 1/8 (первая ½ это вероятность того, что мать передаст дефектный ген, вторая ½ это тоже в отношении отца и последняя ½ это вероятность того, что плод унаследует хромосому Y)

Однако у некоторых матерей дефектными могут быть оба гена! На первый взгляд, кажется невероятным, что оба гена дефекты, а у матери нет никаких серьёзных проблем с половой системой! Тем не менее, это именно так. Медикам известен ряд генетических заболеваний, которые проявляются только у одного пола. В случае дефицита 5-альфа редуктазы это касается только мужчин, поскольку для формирования женских половых органов андрогены не нужны. Так что, хотя оба SRD5A2 гена дефектны, формирование пола у плода ХХ идёт без каких либо нарушений. Однако такая мать передаст дефектный ген всем своим детям и, соответственно, риск рождения геведос для неё выше - 1/4 (1 х ½ х ½ = ¼).
Селение Лас-Салинас уникально по частоте геведосе (1 на 90 мужчин). Одно из объяснений, почему дефектный ген оказался там весьма распространённым, это, так называемый, «эффект основателя». Последний возникает, когда поселение первоначально основано очень ограниченным числом людей и практически все ныне живущие там являются только их потомками; новой миграции в это место нет либо в силу его географической изолированности либо из-за ограничений религиозного или другого характера. В таком случае частота любого редкого варианта гена, принесённого с одним из основателей, может существенно возрасти. Представим себе, что в какой-то большой стране частота редкого варианта гена составляет 1 на 100 000 человек. Сто выходцев из этой страны основали на каком-то прежде необитаемом острове своё поселение и один из них имел этот редкий вариант гена. Таким образом, частота варианта на острове будет уже в соотношении 1 на 100 человек, что в 1000 раз выше, чем на их родине.
Помимо Доминиканской Республики единичные случаи дефицита 5-альфа редуктазы были описаны в разных странах мира. Большинство из них наблюдались в семьях, где родители были близкими родственниками и унаследовали дефектный ген SRD5A2 от общего предка.
На телеканале BBC2 в рамках проекта «Обратный отсчёт жизни (Countdown to Life)» был показан сюжет о геведосе в Лас-Салинас https://www.dailymotion.com/video/x38hzm7 (программа на английском языке и репортаж о геведосе в её начальной части). Один из героев программы по имени Джонни на фото.

Эта проблема затронута и в романе «Средний пол» (Middlesex) Джеффри Евгенидиса, за который автору была присуждена Пулитцеровская премия 2003 года. В этом романе повествование ведётся от лица человека, которого в детстве звали женским именем Калли, а во взрослом состоянии мужским Кэл. Он называет себя гермафродитом и объясняет, что это связано с дефицитом 5-альфа редуктазы. Вот как образно он это описывает.
Выстроившись ровными рядами, мои гены в точности выполняют полученные распоряжения. Все, за исключением пары отщепенцев — или революционеров, в зависимости от того, как вы на это смотрите, — которые скрываются в хромосоме под номером пять. Вместе взявшись за дело, они истребляют энзим, препятствующий выработке определённого гормона, и тем самым сильно усложняют мне жизнь.
В одном, однако, Джеффри Евгенидис ошибся - «ген-отщепенец» находится не на хромосоме 5, а на хромосоме 2.
(c)EIS-gen
|
</> |
