ДЕВАЛЬВАЦИЯ ДОСТОИНСТВА
picturehistory — 14.08.2024Цивилизационная этика предусматривала уважение к врагу. В нем видели равного. В нем видели человека – со всеми слабостями и сильными сторонами. Это всегда позволяло адекватно оценивать соперника и не переоценивать собственные силы.
Шапкозакидательство и пренебрежительное отношение к врагу никогда не считалось признаком хорошего тона. Врага можно было убить, казнить, но при этом никогда не приветствовалось глумление над его памятью или над его телом. Это был удел простолюдинов и плебеев, но не аристократов.
Вплоть до ХХ века соблюдался специфический кодекс чести, который могли нарушать только те, кто отрицал цивилизационные нормы и устои. В основе этого кодекса лежало уважение к человеческому достоинству врага, соперника, оппонента.
…Прочитайте еще раз «Балладу Востока и Запада» сэра Редьярда Киплинга. Диалог сына полковника и разбойника Камала – показателен. Когда молодой англичанин падает с лошади – Камал демонстрирует благородство, помогает парню подняться, и в результате происходит исполненный достоинства разговор людей, считающих друг друга врагами. Кстати, я не уверен, что наши политики хотя бы раз прочитали этот глубоко символичный текст…
… Цицерон, добившись казни сторонников Катилины, попросил принести их отрубленные головы. Он поцеловал каждую голову со словами: «Они были!» Акцент на слове «Были» - лучше любой эпитафии и посмертного признания для поверженных врагов Цицерона, который вскоре и сам стал жертвой палача.
…Татары хана Батыя, разрушая города и покоряя страны, высоко ценили героизм и достоинство по-настоящему сильных оппонентов. Так было с Евпатием Коловратом. Так было с Дмитрием Ейковичем. Последнему (герою обороны Киева) даже сохранили жизнь.
…В феврале 1921 года умер один из идеологов русского анархизма князь Петр Кропоткин. Глава кровавой ЧК приехал в Бутырскую тюрьму, где в камерах находились десятки арестованных анархистов – некоторые из них ждали исполнения смертного приговора. Дзержинский пообещал всех их отпустить на сутки – на похороны Кропоткина (действительно выдающегося революционера и мыслителя). Но с условием: они дадут честное слово анархиста, что добровольно вернутся в тюрьму. Нам, наверное, этого не понять: но на следующий день все до единого анархисты добровольно вернулись в тюрьму. Со стороны большевика Дзержинского – демонстрация доверия к врагу. Со стороны анархистов – невозможность перешагнуть через данное слово чести.
Все это – далеко в истории, далеко в прошлом.
Те, кто кричат о революции достоинства, демонстрируют настоящую деволюцию, деградацию и девальвацию достоинства. Как раз этого самого «достоинства» не хватает самим «детям баррикад и покрышек».
Это проявляется на каждом шагу.
Неспособность к нестандартному мышлению – обязательное насаживание заокеанских штампов, лекал, объектов для подражаний.
Некритическое восприятие действительности. Извините, но «революция» не породила ни новую культуру, ни новую науку, ни новое мировоззрение. Фактически насаживается сплошная соросовщина – продукт западных споров и дискуссий в контексте так называемого «открытого общества», хотя там, на Западе, сама концепция Поппера, взлелеянная и поддержанная Соросом, переживает кризис и зашла в тупиковую фазу.
Нет желания к глубинным переменам. Реформы – как продолжение процесса покраски в национальные цвета мостов и бордюров: по ржавчине, для виду, для блезира, до первого дождя, который смоет результаты показухи.
Тотальный непрофессионализм. Тотальная поверхностность.
И – как апофеоз – неумение достойно вести себя с оппонентами. Особенно с мертвыми оппонентами.
Константин Бондаренко
|
</> |