Деультум



Это потом будут Вселенские соборы, христологические дискуссии, великие баталии седобородых Отцов, а пока – вот так: Михаил, Гавриил, хранитель Христос. Впрочем, мы вернулись к тому же: обереги людям понятнее.
Находка была сделана в некрополе древнего Деультума, города, который в I веке основали ветераны Восьмого легиона. Их поселил на берегах нынешней Средетской реки император Веспасиан, а назвали место Colonia Flavia Pacis Deultensium. В те времена город имел удобный водный выход в Понт, хотя сейчас в это и трудно поверить. Пока трясёшься в автобусе по пыльной болгарской буколиаде, поневоле думаешь о непостоянстве Геи, упрямой антагонистки племени географов… Ну, действительно: Деультум был крупным портом, куда заходили корабли из бургасского залива, минуя озеро Мандру; через город шла большая прибрежная дорога до самой Дакии… Теперь здесь просто красноватые равнины, да полуразрушенная – на первый (и последний) быстрый взгляд – деревушка Дебельт.

Место римляне выбрали стратегическое, здесь точка связности между Малой Азией и Дунаем. Колония подчинялась напрямую императору – редкий случай! - бронзовая табличка с текстом о её основании была найдена в Риме, на Эсквилинском холме. Но Деультум довольно скоро превратился в часть греческой ойкумены, латынь здесь забыли, как и имена столичных богов – только императорский культ отправляли неукоснительно. Город быстро развивался, но - вот парадокс - впитывая эллинские соки этой благодатной земли, он превращался в провинцию. В музее при раскопках демонстрируют мраморные артефакты, свидетельствующие о бытовой неграмотности ваятелей, допущенных до важнейших государственных заказов.

Основание для статуи, воздвигнутой в честь посещения города императором Филиппом Арабом. В имени супруги самодержца OTACILIAE SEVERAE резчики, по темноте своей, пропустили две буквы Е, пришлось их незаметно добавлять.
Нам же остаётся просто позавидовать людям, которых называли деревенщиной за то, что они дома говорили по-гречески и называли Эскулапа Асклепием.
Хотя тут был не только эллинизм, на перекрёстке торговых путей встретилось христианство с гностицизмом, Египет и религия Яхве, олимпийцы с финикийцами.

Синкретический амулет, II-III века по РХ. На красном ясписе вырезан Гелиос со звездой и львом, и имя Яхве. На обороте – петух и имя гностического «божества» Абрасакс. На ребре – «Вечное Солнце» по-финикийски. На зелёном ясписе (гелиотропе) – божество с головой петуха, гностические надписи и имя египетского Ра. На ребре, по-гречески: «помогай мне во всём». Словом, всё, что могли, собрали.
Но прошло и это. Языческие надписи «христианизировали», в Деультуме появился епископ. Через город прокатывались волны варварских нашествий – гунны, авары, болгары, славяне…
Хан Крум в 812 году, после договора с Константинополем, выселил жителей и разместил в Деультуме болгарский гарнизон. По этим местам прошла граница с Римской империей, длинный вал Эркесия.
Потом пришли османы, и надолго, в период их владычества поднялся уровень моря, что привело к заболачиванию местности. В конце концов, блистательный город превратился в деревушку, древностями которой заинтересовались только в конце девятнадцатого века. А серьёзные раскопки начались только через сто лет.

на месте музея были остатки римской виллы, но от неё решили сохранить только имплювий – редкую для этих мест архитектурную форму.

Кстати, крепостей здесь было несколько, и поселений тоже, но на месте понять толком ничего нельзя – куда идти, что искать? Возможно, подробные сведения содержались на информационных щитах, но они выбелены и сожжены мстительным Гелиосом практически полностью.

Фронт работ для археологов здесь огромный, раскопано лишь несколько процентов территории памятника. И, судя по динамике, вряд ли стоит в скором времени ожидать большего. От зданий и сооружений Деультума мало что осталось, видимо, всё, что можно было, разобрали для строительства укреплений. Нет ни мраморных бассейнов, ни наборных полов, ни изысканных колоннад и арок – ничего, лишь неясные контуры, проступившие из-под фракийского песка. Только эпоха, увы, не очень располагает к созерцанию древностей в формате 1D.




Раскопки, конечно же, греют сердца любителей древности, но, по большому счёту, опознать можно только огромный банно-торговый комплекс и крепостные башни. Ото всего остального остались одни фундаменты. Какие-то довольно крупные зверьки, завидев человека, быстро исчезают под землёй, в неведомых слоях, пластах и горизонтах.

южная башня

Лет десять назад здесь открылся обновлённый музей, при входе в который посетителя встречает вышеназванный оберег, жемчужина коллекции. На музей возлагают большие надежды в плане привлечения туристов, ведется просветительская работа, но… Не знаю. Я бродил там в одиночестве, и, хотя подошедший молодой человек объяснил мне по английски, основные вещи, спасало, в основном, понимание болгарских аннотаций, на других языках ничего не продублировано. А жаль, экспозиция интересная!

голова и палец бронзовой статуи императора Септимия Севера

мерка

А город… Просто есть города, которые, появляясь на свет Божий из-под обломков и наносов, оживают. А есть такие, которые так и остаются мёртвыми, рассыпающимися в прах при дневном свете остовами. Для их новой жизни, прежде всего, нужны люди, бродящие по развалинам – и, конечно же… Не могу даже точно объяснить, что ещё. Немного эликсира бессмертия, разбрызганного на древних камнях. Ощущение некоего послания, объясняющего смыслы и раскрывающего тайны. В Деультуме этого я не почувствовал, к сожалению.
Остатки дренажных труб для чего-то разместили здесь в попытке сымитировать гипокауст.

Пусто здесь, пусто! Собачка тявкает из-за деревенского забора, спят древние стены в высоком бурьяне, слабо колыхается флаг ЕС, да советская гаубица на колёсах от грузовика грозит близкому соседу по НАТО.
северная башня


… На этом мы, конечно, с Болгарией прощаемся. Покидаем навсегда эту смешную порой, непостоянную и неблагодарную страну, выбор которой – тихое пребывание на задворках Европы.
|
</> |