Детский спорт

топ 100 блогов alpha_parenting07.10.2011 Пару дней назад в сообществе появилось некое интервью Галины Козловской, мне стало интересно, и я почитала другие ее статьи. Попалась мне, в частности, статья про спорт. И вот, что называется, «музыкой навеяло». Когда говорят о спорте, в особенности, детском, речь, как правило, идет о двух вещах: либо о секциях, куда ребенка водят «на плавание» или «на гимнастику» без каких-либо спортивных амбиций, либо сразу о спорте высших достижений, мечте попасть в сборную России и выжимании из ребенка всего, что можно и не можно ради этой великой цели. Но между этими двумя полюсами оказывается огромная яма, куда проваливается, собственно говоря, весь спорт. Давайте попробуем в эту яму заглянуть и разобраться, что там лежит. Что там есть полезного, что можно для себя извлечь, и какие там есть грабли, на которые лучше не наступать.
Начнем с того, почему «секция» это в большинстве случаев не спорт, а просто ОФП. В первую очередь, потому, что спорт предполагает наличие соревнований. Нет соревнований – нет спорта. Да, общая физическая подготовка это тоже неплохо, только нужно четко понимать: вот тут лежат грабли. Давайте на них посмотрим.
Грабли №1. Мы пришли в секцию, положим, по плаванию. Сначала ребенок ничего не умеет. Потом он научился барахтаться на воде. Потом он может добарахраться до другого бортика бассейна. Потом он может туда уже доплыть. Потом – хорошо доплыть. А потом – грабли. Ребенок вдруг теряет интерес к занятиям. Родители часто начинают говорить, что он «ничем всерьез не интересуется», «разбрасывается», что ему «не хватает упорства, и он готов чем-то заниматься, пока все легко дается и само получается». А это не так. Когда мы едем на машине, у нас есть ощущение скорости, а когда летим на самолете – только в момент разгона и набора высоты. А потом ощущения движения нет, потому что нет никаких ориентиров. И с ребенком в секции происходит то же самое: пока он учился, он понимал, что и зачем делает, двигался к какой-то точке, к какому-то результату. Но вот результат достигнут: он научился плавать. А дальше что? Дальше наступает проблема с целеполаганием: зачем это все? Зачем совершенствовать технику гребка левой рукой? Ребенок не может понять, куда он движется, и движется ли вообще, потому что ориентиров нет – как в самолете. Соревновательная составляющая именно эти ориентиры и задает: как мы движемся, куда, зачем, мы можем сравнить наши достижения с успехами соперников: я быстрее, Петя техничнее и т.д. Понятно, что корректировать и что развивать. А плавать просто чтобы плавать – скучно. От этого процесса можно получать удовольствие, когда ты плаваешь в море или в речке. А гордо рассекать хлорированную гладь от одного бортика к другому – на самоценное удовольствие не тянет. Та же проблема, что и с утренней зарядкой: полезно, но на самоценное занятие не тянет. Этим даже взрослый просто так заставить себя заниматься как правило не может. Тетеньки ходят в фитнес-центр, дяденьки – в тренажерный зал, чтобы облагородить фигуру и нравиться противоположному полу. Но ребенку это как-то рановато в качестве мотивировки. Взрослый может кататься на лыжах в парке, поскольку это улучшает самочувствие (и то не всякий), а ребенку еще рановато. Заметьте, если взрослый просто любит лыжи как самоценное удовольствие, он едет на лыжную прогулку куда-нибудь на природу, а не нарезает круги по маленькому скверику. И, кстати, с большой вероятностью участвует во всяких «веселых стартах» вроде «Лыжни России» или лыжного пробега на кубок местной водокачки.
Не стоит недооценивать и тот момент, что, при отсутствии внятного, заданного извне ориентира, ребенок может его себе сам придумать. И не всегда это вам понравится. Например, если речь идет о единоборствах, именно эта секция на соревнования не выезжает, а бросать ребенок не хочет (или не может, потому что дома скажут «фу, слабак!») он придумает себе цель. Вполне ожидаемую: круто набить кому-нибудь морду. А если речь идет о бассейне, он тоже придумает себе цель: вот летом на море поедем, и я на спор дальше Кольки за буйки заплыву... Оно надо?
Плюшка №1 Движение к собственной цели. Кстати, производители компьютерых игр это отлично понимают. Не в последнюю очередь детей в играх «цепляет» именно это: понятно, что и зачем я делаю, есть конкретные достижения (я получаю новый уровень, появляются новые умения и открываются более интересные задания), можно в конце концов стать эльфом 80-го лвла и хвастаться друзьям. А школа вот этого не фига не дает. Во-первых, непонятно, зачем я это делаю. Ну выучил я тангенсы-котангенсы, и дальше что? Друзьям хвастаться?.. М-да. И потом, это тяжело расценивать как «свое» достижение. У ребенка ведь нет выбора, учить ему тангенсы-котангенсы, или нет. Дома «свое» достижение тоже взять негде особо. Я сам убрался в комнате? Вот круто. А если бы сам не убрался, все равно бы заставили. И где выбор? Где «мое»? А вот спорт, вполне любительский, а отнюдь не спорт высших достижений, дает вот это самое чувство на зуб попробовать. Это я сам! Не мама, не папа, не под угрозой двойки или головомойки, я сам сделал, достиг, сумел. Мне есть чем гордиться. Если дать откусить кусочек от этого пирога правильно, осторожно, чтобы не подавился и не отравился, в арсенале появляется новая мощная мотивация, которой ребенок не пробовал на вкус с раннего детства. И вполне можно в дальнейшем научить извлекать эту радость из других «я сам». Уроки сделал, например. Сам, без мамы с папой! И понял, что такое радость решения задачи.
Но тут опять лежат грабли, да не одни...
Если участникам сообщества будет интересно, и модераторы одобрят, можно будет продолжить этот разговор. Например, спорт подразумевает не только победы, но и поражения – где там грабли и как их превратить в бонусы? Как отрастить навыки взаимодействия в конкурентной среде, получив пользу и не наступив на очередные грабли? И еще много чего там зарыто такого, что при помощи спорта раздобыть много проще, чем в других областях жизни.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Ходила вчера на собрание жильцов нашего дома, записала его для Вовки на диктофон. А то ему, бедняге, хоть разорваться на умных и красивых - назначили одновременно два собрания, второе в школе, а попасть хочется на оба. Жители нашей улицы затеяли проект "Снести-построй", по-нашему ...
В античности необъятные просторы Восточной Европы, на которых позже возникла Киевская Русь, казались народам греко-римского мира зловещими землями. По свидетельству древних греков, здесь обитало легендарное племя невров, обладавшее удивительными свойствами. Жителей этой части Европы ...
...
Сегодня лучший день весны, сегодня Первомай! Оркестры дальние слышны, в цветных флажках трамвай… Взлетает легкий красный шар под самый небосклон, пылают буйно, как пожар ...