Детский авангард по-каталонски
nucisarbor — 26.02.2010 В Барселоне есть Музей современного искусства. В этом музее нет ни Пикассо, ни Миро, ни Шагала, ни Де Кирико, только искусство конца ХХ и начала XXI века. Ведь, строго говоря, все известные авангардисты творили уже довольно давно. При музее организованы творческие занятия для детей. Однако занятия здесь наособицу.В российских художественных музеях в центре внимания - картины старых мастеров. Эти картины - предмет вдумчивого созерцания, образец для подражания, отправная точка художественного развития. Никому и в голову не придет начинать обучение детей с кубизма или супрематизма.
Общая идея детского художественного обучения - начинать с реализма. От простого к сложному. Кубы, шары, розетки. Потом гипсовые бюсты. Потом натюрморты.
А в барселонском музее никто на этом не настаивает. Устроено все так. На первом этаже - просторный светлый холл. Расставлены столы, стулья. За одним из столов сидят сотрудники музей и оделяют всех материалами. Бумагой, картоном, кисточками, красками, клеем. А также лоскутами ткани, разноцветными нитками, кусочками смальты, бусами. То есть материалами, которые сразу подсказывают нестандартное решение.
Дети рассаживаются за столы. Иногда с родителями. Иногда с дедушками-бабушками. Иногда сами по себе. Никто не дает задание: а теперь рисуем лес и солнышко. Хочешь - склеивай контуры машинки. Хочешь - лепи узор в свободной композиции. Главное - привыкай, что любые вещи могут входить в искусство. Образ можно сделать из чего угодно.
Мне это подход кажется не менее правильным, чем традиционный. У каждой художественной идеи - свой путь. Единого маршрута не существует.