Детская фантастика СССР и украденное будущее

топ 100 блогов new_rabochy23.05.2025

На РТВИ прочитал занятную статью, предлагаю ее читателям:

«Генералы разбитых грез

На прошлой неделе братья Юрий и Владимир Торсуевы, Электроник и Сыроежкин из советского фильма, рассказали RTVI о своей взрослой жизни. Один из них, Юрий, признался, что в 90-е «бежал» из страны (специально подчеркнул, что не эмигрировал) от бандитских разборок. А сейчас оба брата числятся генералами казачьего подразделения и периодически ездят в зону СВО.

Когда-то дети последнего поколения, заставшего СССР в сознательном возрасте, глядя на них, мечтали о том, как все будет в XXI веке. Точно так же они глядели и на Наталью Гусеву, которая сыграла Алису Селезневу в «Гостье из будущего».

Никто из звезд советского подросткового кино не стал тем, кем должны были стать герои их фильмов. Никто не полетел к звездам, не создал новых миров, не построил светлое будущее. Получились самые обыкновенные судьбы — кто-то занимается наукой, кто-то работает на телевидении, кто-то воюет. Кто-то умер молодым, как Алексей Фомкин, сыгравший роль Коли Герасимова в том же фильме про Алису — он уснул пьяный, после чего в квартире начался пожар.

Все это абсолютно нормально, но именно эти последние детские фантастические фильмы СССР в немалой степени формировали сознание тех, кому сейчас 45-50 лет. Для многих впоследствии именно они стали причиной ностальгии по советскому прошлому и обиды на то, что «проклятые капиталисты» отняли у них будущее, в котором все должно было быть по-другому.

Возможно, проблема в том, что советское общество само жило в состоянии затянувшегося детства — с верой в сказки о светлом будущем, с ожиданием чудес от науки и техники, с убежденностью, по крайней мере до определенного момента, что завтра обязательно будет лучше сегодня...

Заглавная песня «Прекрасное далеко» заставляла плакать, потому что сразу давала понять: никакого будущего нет. Да и почему вообще будущее должно быть к тебе жестоко, почему оно зовет «не в райские края» (такая строчка была в песне изначально, пока ее, по требованию цензоров, не заменили на «чудесные края»)? В конце фильма, когда Алиса прощается с ребятами, отчаливая в свое время, дверь за белоснежной комнатой закрывается и дети остаются в пыльном и темном советском подвале. Тут даже интерпретировать ничего не надо...

Современные дети чувствуют эту фальшь интуитивно. Им неинтересны истории, где под видом приключений преподают мораль, где будущее выглядит как переодетое настоящее. Советские фильмы требовали от детей серьезности и ответственности, понимания двусмысленных творческих высказываний. Нечего удивляться, что ребенок с гораздо большим удовольствием смотрит блогеров и короткие видео. Детство для того и существует, чтобы быть беззаботным и не задумываться над слишком сложными вещами.

Мы любим советские детские фантастические фильмы не потому, что они хороши, а потому, что смотрели их в детстве, помним не их, а свои эмоции от них. К тому же тогда не было выбора. По телевизору показывали несколько каналов, видеомагнитофоны появились позднее, интернета не существовало. «Гостья из будущего» стала хитом не потому, что была гениальной, а потому, что альтернатив просто не было. Это классический случай искусственного дефицита — когда ограниченность предложения создает иллюзию ценности...

У современных детей свои кумиры — блогеры, геймеры, создатели мемов. Взрослым эти персонажи кажутся примитивными и пустыми по сравнению с Алисой Селезневой. Но дети видят в них то, чего не было в советских героях — искренность, непосредственность, право быть несовершенными. Современные детские кумиры не читают мораль и не требуют соответствовать высоким стандартам, не тянуться за девочкой из будущего или роботом, идеально учащимися и ставящими рекорды в школьном спортзале. Они позволяют детям оставаться детьми.

Братья Торсуевы, ставшие казачьими генералами, — символичная концовка той эпохи...

Впрочем, будущее никуда не делось, никто его не украл, мы буквально живем в нем. Да, люди не полетели к созвездию Кассиопеи, роботы пока не стали лучше человека (хотя прогресс в эту сторону есть немалый), машины времени не изобрели, да и вряд ли их появление вообще возможно. Зато появились смартфоны, интернет и социальные сети. Школьники 1980-х были бы поражены тому, что в кармане можно носить устройство, дающее доступ ко всем знаниям человечества, позволяющее мгновенно связаться с друзьями на другом конце планеты, снимать и монтировать кино прямо на телефоне...»//https://rtvi.com/opinions/nikto-ne-poletel-k-zvezdam-kto-ukral-sovetskoe-detstvo-vzroslyh-rossiyan/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Работники психбольницы ждут, когда пациент спустится с дерева. Лондон, 1895 год. ...
Многие на Западе очень на это надеются. И привычно упражняются на тему гэбизма Путина, развивая тему на новый лад. Например, вот так: "Владимир Путин – агент КГБ до мозга костей, а как недавно отметил Дэвид Пол в своей статье в газете Huffington Post, с 70-х годов КГБ всё время проигры ...
этот чудик кричал в рупор: Спешите к нам до конца осталось не много времени"     пожилым людям давали возможность поездить на лыжах по асфальту      а это мы уже мутные :) ...
На звание лучшего полнометражного фильма претендуют картины "Для цветных девочек", "Просто Райт", "Книга Илая", "Дети в порядке" и "Зачем мы женимся снова?". Одна из самых сильных номинаций - "Лучшая актриса полнометражного кино". ...
Сюжеты нудные и избитые. Закадровая история нудная. Музон отчасти проходной фон, отчасти старые заезженные хиты. Из достопримечательностей только разрушенные погодой доски. Идти в кино и на большом экране смотреть --- обязательно! С ...