Детская болезнь левизны

топ 100 блогов gaika_mitich20.06.2010 Наткнулась на текст, который я написала до просветления три года назад в пароксизме ненависти к журналу "Бизнес-курс".  Читаю и поражаюсь, из-за какой ерунды я могла тогда так рассвирепеть.  А теперь - что мне Триэс Гекуба? Да и город Омск я теперь воспринимаю совсем по-другому, спасибо поездкам в Кемерово и Евгению Груздову.
________________________

“ПЕТЕРБУРГУ БЫТЬ ПУСТУ!”
Как стало известно «БК», в минувший вторник экс-супруга государя Евдокия Лопухина была заточена в монастырь.
Так выглядел бы заголовок омского журнала «Бизнес-курс» триста лет назад. С петровским парадизом всё ясно, но кто, когда и какими словами проклял мой город? Почему любая затея, любой «креативный проект», осеняющий здешние головы, оборачивается казенщиной, лубком и местечковыми понтами?
Если это 290-летие Омска, то не сомневайтесь, все будет в лучшем виде - и массовые гуляния, и веркисердючки на надувных сценах.
Если на канале «Культура» Николай Александров ведет еженедельный книжный обзор «Порядок слов», то и мы такую же передачку сляпаем, и шепелявая девица с перепуганными глазами будет читать текст про новый сборник кулинарных рецептов, тыча в камеру цветастой обложкой, а оператор продемонстрирует беспрецедентный креатив - снимет ее четырьмя планами: спереди, сбоку, сзади, и, наконец, вниз головой.
Если «объявляется кастенг журналистов в молодежную газету», то на зов откликнутся полтора студента-добровольца и будут на уровне восьмого класса рассуждать о самом актуальном: куда шпору спрятать и в какой позе лучше.
Если к нам «цирк приехал», так это обязательно Катя Огонек или «Фабрика звезд-49». Остаются же, как водится, клоуны, точнее, клоны: неотличимые друг от друга маленькие «сплины», «5nizzы» и «наивы», раз в год выступающие в заплесневелых ДК на мероприятиях под таким, например, названием: «Rock vs Rock Music Awards».
Ароматизаторы, идентичные натуральным.  В шестидесятые Омск  имел титул «города-сада». Теперь это город-ксерокс. Кто виноват: дураки или дороги? А может, это очередной пространственно-временной рецидив хронической русской болезни - обезьянничанья? Или это опять-двадцать пять, блоковский «Балаганчик» и Деррида с Хайдеггером? 

Обо всем этом «Бизнес-курс» не напишет. Его занимают куда более животрепещущие темы: «”Настюша” не может найти директора Исилькульскому элеватору»; «Сын Вдовина играет на органе»; «Удастся ли ”М.Видео” стать лидером в Омске?». Насколько мне известно, задумывалось это издание как «журнал для деловых людей г. Омска». Такая концепция все объясняет – и лексико-семантическую направленность рекламных слоганов («Двери – от эконом до VIP-класса»; «Шкафы-купе – вам позавидуют соседи и друзья»), и разухабистые заголовки («Масан даст рэ на га»), и набор рубрик, и их содержание.

Основной пафос «Бизнес-курса» можно обозначить фразой: «Мы не хуже ихних!». Это даже не журнал, а трогательная 124-страничная ролевая игра: агропромышленные моськи изображают слонов, а беззубые акулы пера – Максима Кононенко, Леонида Парфенова и Божену Рынска. Сочувствую и тем, и другим, но особенно жалко выглядят последние: начитались «ихней» деловой прессы, объездили все тренинги, хотят по-взрослому, а получается всё то же – дочки-матери и магазин в песочнице.
Вроде бы много новых слов вызубрили («хедхантинг», «аутсорсинг», «рекрутер», «HR-менеджер», «лудоманы»), розницу «ритейлом» называют, каждую фамилию научились предварять лакейскими элементами «г-н» и «г-жа» (вот ведь незадача - в «БК» они «г-да», а по менталитету – закоренелые «товарищи»), заголовки лепят в коммерсантовском стиле: «Омским свиньям помогут немцы».
Увы, ни немцы, ни глянцевая бумага, ни красивые гистаграммы и графики, - никто и ничто не поможет омским свиньям, пока они не поймут, что «VIP-персона» - это все равно что «вуз-заведение». 

Погружение в мир цитат недели и имиджевых интервью с бетонно-зерновыми царьками вызывает достаточно противоречивые чувства: на первый взгляд, типичная «вечеринка у Децла дома – собрались чуваки всего микрорайона», но даже до снобизма «Бизнес-курс» не дотягивает – очень уж все кустарно, пародийно, какой-то цирк с конями. 

Первое, что видит читатель «БК» - бестиарий под заголовком «Персоналии Бизнес-курса», где в алфавитном порядке перечисляются имена всех удостоенных чести попасть на страницы журнала.  В номере 8 за 2007 год Сара Бернар оказалась между Геннадием Бачинским и Андреем Бесштанько, омским министром труда и социального развития (обратите внимание: МИНИСТРОМ, а не начальником соответствующего департамента! Это у вас в Урюпинске департаменты, а у нас министерства!).

Лучше бы редакция подсчитала, сколько раз в «БК» встречается словосочетание «игрок рынка». Так здесь называют и компанию «МТС», и крошечный цветочный магазин. Подсознание-то, как известно, не задушишь, не убьешь. Они же не доиграли в детстве, вот и наряжаются в больших дядь и теть, только игрушки у них теперь другие. А еще «игрок рынка» реминисцирует к игре в наперстки, но этот ассоциативный ряд и развивать скучно.

Далее перед нами предстает рубрика «Текущий счет» - «рейтинг удачников и неудачников общественно-политической жизни Омска». Не знаю как вам, а мне уже от фразы «общественно-политическая жизнь Омска» становится не по себе. А тут еще и табличка с фотографиями: «Ладатко Владислав, совладелец сети магазинов “Интерсофт” – плюс 1.7 балла»; «Путинцев Виталий, совладелец группы компаний “Чистый город” – минус 3.9 балла». Как известно, нет ничего приятнее для закомплексованного обывателя, чем собрать тайное общество - этого и этого возьмем, этих не возьмем… - и сообща предаться синдрому кондуктора, поделить всех на своих и чужих, удачников и неудачников, оценить, осудить, похвалить, расстрелять. Опять же, чем мы хуже «Коммерсанта»? Мы тоже могём! «Зря вы всё это», - как пел наш бородатый земляк. Не составляй рейтинг, сам в него попадешь.

Статьи же на тему общественно-политической жизни Омска бесцветны и высосаны из пальца, как и сама эта общественно-политическая жизнь. Молочные реки, кисельные берега. Кого надо – поцелуем куда надо, кого можно – пожурим, насколько можно. Вот Наталья Коробова и Станислав Жоглик выступают в жанре «остроумие на лестнице», рассказывая о приезде в Омск «г-на» Жириновского. «Г-н» уехал, а «г-да» осталась, и у них появился шанс продемонстрировать свои юмористические способности: « “- Кто будет голосовать за партию, которую поддерживает чужой дядя? Я вот племянничка глухонемого, тупого приведу в Думу или в университет учиться к вам. Позвоню ректору, скажу: «Пусть мой придурок учится у вас». Вы будете его уважать, если он ничего не может?” Было видно, что Владимир Жириновский, сделавший депутатами Госдумы своего сына Игоря Лебедева и племянника Алексея Островского, знает, о чем говорит». Ну да, над клоуном посмеяться всякому дозволено. Лучше бы вы, извините уж за наивные мечтания, свой острополемический пыл на кого покруче из местных направили. Ой, о чем это я? Стоять, бояться!

 Впрочем, политика – удел недолюбленных в детстве. Обратимся к теме бизнеса. Повествуя об «игроках рынка», «БК» показывает вершину циркового искусства - чудеса ясновидения: «Как и предполагали месяц назад эксперты «БК», самая интересная борьба развернулась за помещение компьютерного магазина «Интерсофт» на улице Красный путь, 70 и два подвала в центре города. Наши аналитики прогнозировали прежде всего участие самих арендаторов этих помещений – как следствие скачок цены, как минимум, в два раза. И оказались правы». Оставим на их совести безграмотную «интересную борьбу», лучше перевернем страницу: «Приход в Омск одной из крупнейших федеральных сетей – «М.Видео» - «БК» предсказывал еще в прошлом году».
У меня вот тоже есть такая знакомая, иногда звонит и спрашивает: «Как пишется «мошенник», с одной «н» или с двумя? С двумя? Ну, я так и думала». Все прорицания в «БК» почему-то составляются в прошедшем времени, а вместо внятных прогнозов восемь из десяти статей заканчиваются беспомощными сентенциями типа «время покажет», «пока инициативы остаются словами», «время еще не пришло», «мы следим за развитием событий». Это, конечно, забавно, но примечание «Ответственность за инвестиционные решения, принятые после прочтения журнала, несет инвестор» вызывает ощущение, что игроки заигрались. Спасибо, что предупредили, а то я уже собралась парочку заводиков прикупить.

Реклама в «БК» подобрана под нужды целевой аудитории - это, в основном, информация о торговых точках игроков-ритейлеров и  «всенародная запись на курсы “Как учиться бодаться”» (с). В состояние эпистемологического кризиса поверг вашего автора следующий рекламный модуль:

«ОМАР ХАЙЯМ, КОТОРОГО ЧИТАЕТ ПУТИН, - В ОМСКЕ!
«От плохого настроения меня
спасают  моя собака Кони и Омар Хайям»

Владимир Путин
 
Именно эту книгу Омара Хайяма подарила Людмила Путина своему супругу. Такого  Омара Хайяма можно дарить не только президентам, но и олигархам, крупным политическим деятелям, партнерам по бизнесу и просто друзьям.
Это уникальный подарок мужчине:
- процитировать в публичном выступлении
- блеснуть эрудицией перед партнерами
- сказать лучший тост за праздничным столом
- Омар Хайям – это сборник цитат на все случаи жизни.
Заказать книгу, спасающую президента Путина от плохого настроения, можно по телефону в Омске: 53-40-72».


Клянусь, только общий сервильный тон «Бизнес-курса» помешал мне расценить это объявление как шедевр тончайшего, высококлассного стеба. К сожалению, у них тут все «по серьезке». Страшно даже представить, что было бы, подари Людмила Путина своему супругу томик Берроуза или Баяна Ширянова. Повезло вам, «олигархи, крупные политические деятели, партнеры по бизнесу и просто друзья»: я-то уж точно никогда не стану президентом, иначе всем вам пришлось бы «цитировать в публичных выступлениях» Веничку Ерофеева. А как вам такой тост: «Пить просто водку, даже из горлышка, - в этом нет ничего, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколоном – в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса. А вот выпить стакан «Ханаанского бальзама» - в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек». И позвольте выступить от лица общественности: когда и где будут продавать собак Кони?

Еще больше порадовала меня реклама ресторана «Base», окруженная рамочкой из слов «weekend», «kruto», «drink», «pafosno», «relax», «mazhor», «dance», «devushki», «dorogo», «man», «respect & uvazhuha». Avtora, avtora! Ну, здесь-то уж точно профессионал поработал, otvechayu. То ли это распечатка карты мозга потенциального посетителя, то ли незапланированная отсылка к «Заводному апельсину». Kruto, только надо было еще про VIP-персоны добавить.

Или вот анонс нового номера журнала «Мужские слабости. Омск», выпускаемого, как и «Бизнес-курс», издательским домом «Триэс». Не обращая внимания на чудовищную верстку, вчитаемся в отрывок статьи «Рожденные ползать»: «Многие говорят, что идут по горам и любуются окружающей природой. Лукавят. Смотришь под ноги. И все время думаешь: ну когда же это закончится? Когда можно будет уснуть в спальнике, а не в гамаке на вертикальной каменной стене высотою в 4000 метров? Друзья спрашивают: «На х.. все это надо?» Чтобы жить». Ура, в омских журналах стало можно ругаться матом!!! Так какого же х.. вы эти политкорректные точки ставите? В вопросе инвективной лексики я бескомпромиссна: если невтерпеж – пишите все полностью, или не пишите вовсе. Хотя дело даже не в этом, а в том, что все-то ваши потуги на радикальность выражаются буквой «х» и двумя точками. Плюшевый экстремизм, свобода Вовочки, карябающего на парте заветное слово, игры для детей младшего школьного возраста.  

Самые страшные разделы «Бизнес-курса» - те, что посвящены культуре и светской жизни. Рубрика «Топ-книга» не оставляет никаких иллюзий относительно количества извилин постоянного читателя «БК». Новинки деловой литературы пугают уже своими названиями: «А кто из нас идеален, босс?», «Навык жить по Кови. От эффективности к величию», «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности», «Книга директора магазина». Рейтинг художественной (хм!) литературы и комментировать не надо:

1.    Акунин Б. Нефритовые четки.
2.    Минаев С. Media Sapiens.
3.    Робски О. Устрица под дождем.
4.    Минаев С. Духless.
5.    Зюскинд П. Парфюмер.

А почему вы не пишете, где именно нынче модно покупать Акунина? Требую рейтинг магазинов! Excusez-moi, книжных ритейлеров!

«Курсив мой», - похваляется названием своей колонки театральный обозреватель Сергей Денисенко. Да не твой, а эмигрантской писательницы Нины Берберовой! Жаль, что украдено только название: эссеистам, которым в детстве Набоков на язык наступил, следовало бы заменить сеансы бумажного рукоблудия достойным плагиатом. Сейчас мне должно стать стыдно, ведь «г-н» Денисенко – известный омский журналист, театральный критик да еще и поэт, член Союза писателей РФ. Гений косноязычия, пожизненный лауреат премии «Бумагомаратель года», гроза целлюлозных комбинатов. Да что это я всё регалии перечисляю, смотрите сами:

«Ровно год назад (и говорю сие буквально) мы выразили надежду, что Конкурс вновь, так же как это уже было в истоке века нынешнего, обретет «фестивальный» статус, и что Министерство культуры Омской области «возьмет ситуацию в свои руки». Свершилось! И уж хотя бы с календарной точки зрения, но 12-й Конкурс действительно обрел черты «фестивальности», и в течение двух недель жюри «целенаправленно отсмотрит» около двадцати спектаклей всех омских театров. Жюри уже работает. Горжусь, что вхожу в состав этого жюри, в котором – Алла Гуменюк (и.о. министра культуры омской области), Владимир Миллер (председатель Омского отделения СТД РФ), профессиональные театральные журналисты Людмила Першина, Лидия Трубицина и Сергей Поварцов. Непросто будет, тем паче, что достойнейших номинантов на премии значительно больше, чем самих премий (в Омске ведь действительно – лучшие актеры России!)» И кстати («кстати» - это потому, что именно в «БК» мой монолог печатается), вот о чем поведать смею… Уже двенадцатый год подряд, как только дело к середине марта, чуть ли не с сарказмом думать начинаю: а вот зело любопытно, почему уважаемые господа-товарищи предприниматели и бизнесмены, страстно любящие говорить о своей любви и к Театру, и к омским актерам, - вообще «не чешутся» в месяц оный? Вот уж где почва благодатнейшая, «целина непаханая», в которую хоть немножко зернышек любви своей бросить, дабы проросли они на века вечные».

Если вы думаете, что я всё это сама сочинила – откройте любой номер «БК», и талант «г-на» Денисенко ослепит вас сверканием всех своих граней:  тут вам и напыщенно-обкомовский слог провинциальной экскурсоводихи, и жутковатая смесь «Философических писем» с корявым амикошонством в стиле «у нас на театре…» и частокол кавычек, и эпиграфы из Гоголя и Белинского, и такое обилие штампов, что от чернил в носу щёкотно. Но только зря он «господ-товарищей предпринимателей и бизнесменов» упрекает – чешутся они, еще как чешутся! И сморкаются, и в животе у них урчит, а светские обозреватели «БК» с блокнотиками наготове стоят:

«Вдовин-старший устроился в первом ряду, а его супруга Татьяна снимала выступление сына на камеру сначала с балкона, а во втором отделении переместилась на последний ряд зала».

«На фото – Александр Минжуренко со спутницей».

«Столик управленцев сотрясается от хохота, а к своему веселью г-н Чащин решает подключить и друзей. Звонит по мобильному одному из них: “Приезжай, здесь весело!”».

«Специально к 8 марта Стелла Кирюшина, хозяйка сети обувных магазинов «Стелл», сшила элегантное платье с соблазнительным декольте. Наряд произвел должное впечатление на мужскую половину посетителей данс-бара “Сфера”».

«Елена Бокая («Dolche Vita») и Юрий Рячкин («Блокстройавто») зажигали на танцполе так, что внимание немногочисленных зрителей во втором часу ночи было приковано только к ним».

«Очень голодна была Марина Бурачук, руководитель танцевального коллектива Energy Zone, когда пришла в «T.G.I. Friday’s». Заказаны были и курица, и говядина, и куриные пальчики с картошкой фри и соусом. Из напитков был выбран коктейль «Маргарита», а на десерт «вкусное мороженое с шоколадным соусом и печеньками». Точные названия блюд г-жа Бурачук даже не запомнила, ведь главным в тот момент было, чтобы еда была вкусной и сытной».

Нарезвившись, «бездарные, многие, думающие, нажраться бы лучше как», хотят еще и зрелищ! «Поколение next, для которого образец юмора – комедиклабовщина, в зале практически нет, - сообщает «БК» о концерте «Экс-ББ». – По большей части все-таки собрались ценители старого доброго “Аншлага”». Ну, слава Богу, ценители высокого не посрамили честь культурной столицы Сибири! Ударим по комедиклабовщине «Аншлагом»!

Очевидно, именно с такой формулировкой редакция «БК» отправила журналистку Оксану Дубонос на антрепризный водевиль с участием Ирины Муравьевой «Жена-интриганка». Интересно, выплачивает ли руководство издательского дома «Триэс» своим сотрудникам материальную компенсацию за перенесенный на рабочем месте когнитивный диссонанс? Ибо в продолжение всей своей разгромной рецензии «г-жа» Дубонос тщетно пыталась определить свое место в мире: то ли она - строгая тетя-критик («Слегка напоминающая дородных кустодиевских красавиц, 58-летняя примадонна Малого  театра исполняла роль молоденькой жены Полины. Оно, конечно, и великая Сара Бернар в шестьдесят играла девятнадцатилетнего Орленка, но женщина-актриса как-то органичнее смотрится в роли, соответствующей ее возрасту»), то ли любопытная ищейка-вуайеристка («Поглядеть на живую «Ниночку Соломатину тридцать лет спустя» собралась публика дорогая (среди оной были замечены министр труда и социального развития Андрей Бесштанько с супругой)»; «На серебряную свадьбу Леонид Эйдлин подарил Муравьевой маленькую серебристую «итальянку» Punto»).

Последний абзац дубоносовского опуса стоит привести полностью: «Спектакль оказался настолько «сладеньким» и не располагающим к активной работе извилин (к чему, собственно, омичей уже приучил Марчелли), что уже после первого действия, в антракте одна дама посетовала: “После Муравьевой хочется чего-нибудь горько-соленого: Карбаускиса или Някрошуса”».

Разберемся по порядку. Есть такое понятие – жанр.  Знакомое слово? Если на солененькое тянет, нефиг идти на водевиль. Если приспичило блеснуть эрудицией, не надо выдавать имена раскрученных литовских режиссеров, вычитанные вчера утром в интернете, за сетования придуманной «дамы». А за Марчелли можно и ответить, потому что он - один из немногих омских персонажей (да и то не местный), нарушающих стереотип города-ксерокса, постмодернист и умница, и любой его спектакль с первой же сцены именно что «располагает к активной работе извилин», если таковые имеются.

 Но вот промелькнули последние страницы «Бизнес-курса», и игроки рынка, полюбовавшись собой, возвращаются к своим бильярдам, баням, кабакам, охотам, а обозреватели с аналитиками, забыв о прогнозах и рейтингах, завистливо глядят им вслед. Ведь если ты Кирюшина - так хочется быть Стеллой; жить по Кови; читать то, что читает Путин; выслеживать, кто, где, с кем и почём; занять первое место в рейтинге (или составить его); примерить на себя чью-то dolche vita.

Как никогда не станет известно «БК», Лао-цзы сказал о его авторах и читателях следующее: «Это суетливый мелкий слуга, который трепещет в душе и напрасно утруждает тело». Именно эту книгу Людмила Путина не подарила своему супругу. Ну что ж, «Бизнес курс», ум, честь и совесть омского истеблишмента – минус 5 баллов.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Добрый день! Буду очень благодарна за разбор моей ситуации! Мне 48 лет,я хозяйка небольшого бизнеса,полная и симпатичная, давно счастлива замужем за очень хорошим ,любящим меня человеком.Некоторое время назад в наш коллектив был принят очень хороший специалист ,мужчина 41год, ...
Спасибо за вчерашние комменты ! Сколько боли и отторжения до сих пор многие носят в себе! Что посоветую: мысленно отослать все эти агрессивные стрелы оскорблений назад тем, кто оскорблял. И таки подумать, что может стоять за такими противоречивыми требованиями именно к девочке? В ...
Опять немодное напишу, но откладывать нельзя.Из интересного поста valery_kichin узнал, ...
Друзья! Дорогие мои! Сердечно благодарю вас за поздравления с днем рождения! Сегодня я не смогу ответить на все сообщения, письма, открытки, телеграммы и так далее. Их очень много! С учетом фейсбука, контакта просто удивительно!  Вы ...
Отдам аквариум 275 литров. Тригон, JEWEL, угловой, круглое стекло.К нему два фильтра, один из которых новый, бак для автодолива, ведро морской соли, уголь... много разных гаджетов для моря. Аквариум приспособлен для моря.Из недостатков - работают только ...