Дети Шемякина.


«Дети — живые цветы земли...» — сказал однажды Максим Горький и фраза ушла в народ.
Наше будущее и наше продолжение, «наше завтра». Какими они будут, очень зависит от родителей, но также от педагогов и тех «учителей», чьи знания передаются через телевизионный экран и экран смартфона.
Во взрослой жизни я часто возвращаюсь к тому, что видел в детстве. И у тех юных созданий, с которыми я работаю сегодня, затем будет тоже самое.
А следом стоит спросить себя, не потому ли многие люди с ностальгией вспоминают СССР, что это их детство и юность.
Интересно, чтобы сказал Максим Горький, и тот учитель, который вспоминал фразу Горького, если б прочитали в нынешних новостях:
Буквально неделю назад отгремело ЧП в Челябинске, где 13-летний школьник с молотком и ножом напал на одноклассников прямо во время урока биологии. Одной девочке проломил череп, пострадали другие ученики и учитель.
И вот 23 сентября - новое происшествие. На этот раз - школа в поселке Балаганске Иркутской области. 13-летний школьник напал на учеников перед уроком физкультуры, пострадали три человека, одному из них оказали амбулаторную помощь, другие к медикам не обращались.
Да, люди вспоминают советское прошлое с радостью и ностальгией, но не потому, что они были в то время детьми. А потому, что это детство было действительно счастливым и традиционно устоявшимся в общественно –полезных привычках.
В прошлом должно обязательно храниться что- то такое, что при воспоминании наполняет душу теплом и счастье. И не всегда это воспоминания о подарках, впечатлениях от поездок и праздников. Не всегда жизнь полна разнообразия, комфорта и благополучия материального.
Это и детские сказки в 9 час. вечера или призывная мелодия для футбольных матчей. Это и гимн по утрам по радио. Это и демонстрации на праздники 1 мая и 7 ноября. Это и школьные кружки и школьная самодеятельность. Это и школьная форма и красный галстук
И не только семья формирует детские воспоминания и радость счастливого переживания.
Любая человеческая личность формируется не просто жизнью, но особенностями этой жизни и имя им – традиционные образы устоявшейся жизни в обществе. Это общество позаботилось о детях, создав им воспоминания, которые греют душу нынешним пенсионерам. И лучшее тому доказательство, что мы в нашем детстве всегда с радостью встречали праздник Первое сентября. Мы рвались в школу еще из детского сада. Мы с радостью возвращались за парту осенью, потому что школа нас грела и воспитывала подчас гораздо лучше, чем собственные родители. Были, были неблагополучные семьи, но не было закомплексованных несчастных детей, разве что тех, кто очень любил отца или мать и переживал за них их неблагополучие.
А какие воспоминания формирует нынешнее общество? Что вспомнят дети, когда у них формируют в качестве главных привычек страх и психические расстройства.
Школа потеряла свою привлекательность, отказавшись от кружков и самодеятельности, от классных собраний и подготовок к праздникам. Школа перестала быть родным домом, и потому к ней вряд ли будут спешить первого сентября, как и вспоминать о ней потом.
Булинг, ставший традицией, травля слабых и беззащитных, агрессивный инстинкт дикаря, когда непохожесть вызывает непонимание и соответственно отторжение с жестокостью, когда одного преследуют толпой? Или стадность, заставляющая ребенка уже со школьных лет жить одним днем, быть фанатом массового косплея, аниме, одеваться в модные «луки», демонстрируемые ими границы и стыд голливудских звезд, выбирать то, что выбирают эти звезды и образчики новых смыслов блогеры, западные звезды кино и конкурсов, которые , меняют пол, выбирают однополую любовь и используют все то, что стоит миллионы денег? Это формирование будущих воспоминаний?
Школа стала внушать страх многим родителям. Родители со средствами и высоким самомнением стараются перевести детей на дистант и семейное обучение, изолировать от детского коллектива, воспринимаемого ими как детское стадо, всегда либо агрессивное, либо просто лишенное культуры и правил поведения, оградить от дружбы с детьми бедных и неблагополучных семей, чтобы не вырастить неврастеника, неудачника или наркомана.
И психологи согласны с ними. Они уверяют взрослых, что их нынешние комплексы и неудачи сформированы еще в детстве агрессивными родителями, воспитывающих детей насилием, наказанием и запретами и школой, где учителя имели своих любимчиков и унижали нестандартных креативных детей, формируя у них комплекс неполноценности.
Что же в таком случае сказать людям прошлых веков? Все они прошли через семейное воспитание и школы. Все видели и жестокость , и несправедливость, и унижения и насилие. Что сказать Салтыкову-Щедрину или детям купца Абрикосова, где матери управляли семьей, ее доходами и воспитанием детей, деля их на любимых и постылых? Но именно прошлые века воспитали тех представителей человечества, благодаря трудам, талантам и любви к людям мы имеем нынешнюю культуру и высокий уровень жизни. Вот уж точно, неврастениками, агрессивными учениками с молотками, ножами или ружьями они не вырастали, несмотря на наказания, жесткие правила и тесные рамки сословных традиций.
Не стоит искать причины того, что молодежь не может понять прошлого и не может стать такими, как были мы, в неправильном воспитании в семье, в отсутствии свободы, предоставляемой новыми идеологическими установками в обществе, в неправильных программах по обучению в школе, в том, что блогеры и масмедиа пропагандируют заведомо нетрадиционные принципы , в отсутствии патриотических и нравственных идеалов. Причина в том, что мы стали совершенно иным обществом и совершенно иными индивидами в совершенно ином обществе, где царит культ денег, силы и попрания всех традиций.
Ребенок воспринимает общее направление жизни на один день. Он воспринимает соответствие нормам массового культа, как необычность и сопричастность высшему идеалу. Он не видит смысла в жизни по традиции и хочет всегда быть вне старого, не замечая, что новое погружает его в общий стандарт убогого и ограниченного.
Во все времена везде был разрыв с прошлым ради нового. От Рима и его многообразия мир обратился к диктату унификации и единства идеологических принципов. От единства мир обратился к многообразию. Теперь мир обратился я к отрицанию закономерностей, к отрицанию будущего и к соединению настоящего в единственный смысл бытия. Мы уже не потребительское общество. Нам важен не просто комфорт и благополучие. Нам не важен статус и карьера. Мы незаметно стали потребителями контента, то есть мы стали жить в виртуальном мире, где все ложь, от красивой картинки нового квартала для жилья до картинок захода солнца или горных красот, до картинок из якобы научного мира, где фигурируют стихийные бедствия, созданные со знаком минус или со знаком плюс, картинки природы и туристических объектов до картинки войны и побед. Контент пока еще создают блогеры, политологи и маркетологи. А завтра весь этот контент будет создавать искусственный интеллект. Вначале под контролем бизнеса, а завтра уже по своему расчету. И наши дети не знают иного мира. Они живут картинкой и живут сиюминутно, без рассуждений и расчетов на будущее. Мы – мир одного мгновенья. И будущим взрослым из поколения зет не о чем будет вспоминать и не о чем жалеть.