Дети и билингвизм

топ 100 блогов detishki_israel25.02.2010 Навеяно community.livejournal.com/detishki_israel/3937936.html, но вопрос волнует меня уже давно. Скорее лично меня больше волнует такой вопрос: как обеспечить оптимальное речевое развитие ребёнка в условиях, в которых родной язык родителей отличен от языка среды?
Возьму для примера свою семью: у родителей (то есть нас), родной язык русский. Между собой говорим на русском, с детьми тоже на русском (с дочкой-первоклассницей говорю на иврите, обсуждая школьный материал). Иврит хорошо знаем (но хуже родного языка), уважаем и любим. Хотелось бы обеспечить хорошее речевое развитие для детей (неважно на каком языке), с другой стороны хотелось бы хорошей интеграции детей в ивритоязычную среду.
Дочку отдали в год в ивритоязычный садик. И мне кажется, что это плохо отразилось на ее речевом развитии (как на иврите, так и на русском). Она очень хорошо учится, учителя хвалят:), но я сама вижу, что ее владение языками как ивритом, так и русским (хотя она на нём читает и немного пишет) оставляет желать лучшего. Возможно ситуация улучшится с годами, но мне кажется, что дочка всегда будет уступать во владении ивритом своим сверстникам, выросшим в ивритоязычной культурной семье. Русским она тоже не будет владеть на уровне человека, выросшего в России/Украине и пр.
Сыну 2 годика, пока дома и слышит только русский (иврит в телевизоре, от соседей и чуть-чуть от сестры в минимальных дозах - но я всё это не считаю за иврит). По опыту со старшей дочкой я не хочу вводить ему иврит, раньше чем он более-менее определится с одним языком. Когда это произойдёт, точно не знаю (года в 3?). Остаётся также вопрос, как иврит вводить. Мне очень не понравилось (опять же из опыта со страшей дочкой) просто привести ребёнка в ивритоязычный садик и разбирайся сам, как можешь. Хотелось бы позаниматься с ним самой ивритом заранее и дать хотя бы какую-то основу. Но пока не очень представляю, как это сделать.
Понятно, что это опыт нашей отдельно взятой семьи, и я ни на какую истину не претендую. Хотелось бы послушать Ваши размышления и опыт на этот счет. Если у кого-то есть линки на научные статьи на темы развития речи в условиях билингвизма, буду очень благодарна. Еще мне было бы очень интересно, если у кого-то были бы научные познания в данной теме (психологические, лингвистические), а то у меня только любительские:).
Видимо надо уточнить:). У меня нету цели сохранить детям русский язык (в отличие от цели в исходной статье).
Хочу достичь, чтобы дети развили как можно лучше (разумеется в пределах способностей каждого конкретного ребёнка:)) свою речь. На каком-нибудь языке. Я даже предпочитала бы (для нашей конкретной семьи), чтобы это был иврит, т.к. своё будущее мы связываем с Израилем (по крайней мере как мы это видим на данный момент). Русский вижу как приятный бонус:). Мы с мужем говорим друг с другом (и с детьми) на русском отнюдь не по идеологическим соображениям (в теории я предпочитала бы иврит). Просто так мы можем намного лучше выразить себя, а это ИМХО - самое важное в общении. Вот и возникла ситуация, что дома говорим на русском, в среде говорят на иврите, а я хочу найти оптимальный вариант для нормального развития речи.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Веселый день горит... Среди сомлевших трав Все маки пятнами - как жадное бессилье, Как губы, полные соблазна и отрав, Как алых бабочек развернутые крылья. И. Анненский Игорь Самусенко · Miracle 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ...
Как там говорил какой-то провластный чуркобес:  победим славян, читай -русских)  матками муслимских баб? Получайте ответку:  русские победят и ваших малограмотных ...
Дзен и искусство ухода за марсоходами: – Напряжение ощущают даже опытные сотрудники. Мы должны уметь абстрагироваться и не нервничать... я могу за весь день закрутить шесть шурупов и вернуться домой ...
Мысль о том что фашисты будущего будут скрываться под маской антифашистов высказал не Черчилль как принято это писать, а деятели США тридцатых годов. 18 марта 1936 года Cincinnati Inquirer сообщила о словах, произнесенных Норманом Томасом, американским пресвитерианским священником, ...
Снимок не передаёт высоты, но над головой ребёнка можно увидеть перила лестницы, ведущей на второй этаж. Не умея ещё ходить, малышка научилась взбираться по ступенькам. Но только в одну сторону! А потом выразительно ждала, когда кто-нибудь побежит забирать её оттуда. В продолжение ...