Денна країна
daf_andrew — 15.12.2010 Наступну статтю Портнікова я переношу сюди повністю. Тому, що вона повністю відзеркалює мої думки. Оце про денну/нічну культуру пересування дуже добре починаєш розуміти, поживши за межами України.В статті маються на увазі швидкі потяги, які хочуть запустити до Євро-2012; зараз їх ще немає.
http://vokintrop.livejournal.com/988856.html
Три с половиной часа до Харькова, четыре с половиной часа до Львова... Для человека, понимающего, что такое живая, постоянно перемещающаяся, меняющаяся страна, время путешествия в скоростном поезде из Киева до наиболее важных городов страны звучит как музыка. Конечно, можно было бы быстрее – но все же это первый шаг в современность. Конечно, можно было запускать скоростные поезда и без футбольного чемпионата – но хорошо, что он стал поводом для принятия столь необходимого для страны решения. В конце концов, о футбольном чемпионате забудут через несколько недель после его проведения – а скоростные поезда останутся как возможность будущего развития Украины.
Мы с трудом можем представить себе современную Европу без скоростных поездов, вообще – без дневного железнодорожного сообщения. Любой, кто путешествовал по Старому континенту, привык к легкости коммуникации, к возможности заехать в соседний город просто на дневную прогулку. Или на праздник. Или на театральный спектакль. Или с деловым визитом. Именно поэтому европейцы не замыкаются в границах одного мегаполиса, именно поэтому могут с такой легкостью искать работу в соседнем городе, именно поэтому могут годами жить в небольшом поселке – и регулярно бывать в лучших музеях и лучших кинотеатрах своей страны и соседних государств. Континент по соседству – вот что такое скоростной поезд! Если добавить к этому бюджетную авиацию, входящую в жизнь уже не только европейцев, но и наших соотечественников, то можно добавить – мир по соседству!
Пассажир, который доедет на скоростном поезде до Львова, уже через пару часов будет в Польше. Пассажир, который доедет на скоростном поезде до Харькова, уже через час будет в России, в соседнем Белгороде – и для него соседняя страна перестанет ассоциироваться исключительно с Москвой и Петербургом. Кстати, о Москве и Петербурге: когда открылось скоростное движение между двумя российскими столицами, его воспринимали как демонстрационный проект, как некое показательное чудо, не имеющее ничего общего с действительностью. Но вот уже отправился экспресс в Нижний Новгород, а на днях скоростной маршрут свяжет Петербург с Хельсинки – а это значит, что на улицах финской столицы будет все больше петербуржцев, а на Невском – гостей из Финляндии. Мир становится меньше, доступнее и – удобнее. В таком мире интереснее жить.
Но мы, выросшие в Советском Союзе, хорошо знаем и другую цивилизацию – цивилизацию ночных поездов и скрежещущих электричек. Этот бесконечный свет придорожных фонарей в замызганные окна, эти железные подстаканники и печенье «Юбилейное», это унизительное выклянчивание билетов в возвышающихся над нами кассах... Эти вечные тюки, эти привычные мучения в купе, долгие остановки на безмолвных полустанках, это приходящее с годами понимание, что король железной дороги – Его Величество Товарняк, а ты – всего лишь обременительное приложение к поезду. И все громыхает, громыхает, громыхает! И тебе еще повезло, если ты едешь из одного очень большого города в другой очень большой. А если город не так велик – будешь мерзнуть на вокзале ночью и выходить из вагона на рассвете, когда в привокзальном буфете еще не открыли глухие невыкрашенные двери... В стране, где каждая поездка превращается в событие, а перед отходом поездов до сих пор играют бравурные марши, невозможно настоящее движение вперед. Путешествие не может быть уделом избранных – просто потому, что когда люди постоянно перемещаются, стирается грань между провинцией и центром. И жить в Виннице или Сумах оказывается не менее интересно, чем в Киеве. И киевлянину становится любопытно, что происходит в Харькове или Житомире. И молодой житель Донецка, которому понадобится всего два часа, чтобы доехать до Харькова, может задаться вопросом, не съездить ли ему в новый киноцентр или просто на прогулку в соседний город. Так Украина из ночной постепенно превратится в дневную страну. Так она перестанет быть Советским Союзом.