День второй_скорбь
vbulahtin — 27.03.2018Вообще неловко от публичного проявления чувств,
разговоров об этом, от свечек, употребления имени и звания Господа,
уменьшительно-ласкательных, обсуждения, какая скорбь правильная и
неправильная.
Но сегодня избыточно много (как и вообще информации сейчас)
сосредоточилось вокруг трагедии в Кемерово, которая одновременно с
выборами в России и рядом важных движений в мире словно обозначила
перспективу какого-то нового этапа в жизни страны.
Поэтому -- личное -- о скорби.
А. Сопереживание (наверное) чувство очень тонкой настройки, не
"предназначенное" для частого применения.
Б. Беслана, Боденского озера, Булгарии с лихвой хватает, чтобы до
предела (до предельного надрыва) выкрутить эту "внутреннюю
настройку" сочувствия и до конца жизни ходить с содранной кожей и
глыбой на сердце.
Но люди -- это ходячее преодоление.
Порой даже неловко за собственную живучесть и суперспособности
переносить на себе затягивающиеся душевные раны.
Не в последнюю очередь нам удаётся жить, чтобы ответить на вопрос
"почему?".
В книге Уайлдера «Мост короля Людовика Святого» один из героев
пытается разобраться, почему погибли люди на оборвавшемся над
пропастью веревочном мосту, была ли воля Божья в этой трагедии.
Он исследует судьбы сорвавшихся в пропасть, отыскивает и подгоняет
роковые указания на неизбежность гибели.
И да -- во всем можно найти (подогнать) закономерности, причины,
следствия, но по большому счету реальность (наверное) такова, что
мы ежесекундно противостоим хаосу (инфернальному, космическому,
социально-экономическому).
Только внутренняя самоорганизация человека в отдельности и социума
в целом – причина того, что мы еще не рожки да ножки.
Удивительно (и страшно), но и на вопрос "почему?" можно получить
ответы: прочувствовать все грани, узнать мотивы, понять
обстоятельства и причины произошедшего с теми, кто погиб, кто
спасся, кто ведет следствие и причастных (виновных) к трагедии.
Уже упоминал про разрушающий мозг парадокс «понять и простить» --
исследовав все факты, осознав степень вины и ответственности
участвующих в трагедии, люди умеют прощать.
Быть может, вездесущий хаос, которому мы ежедневно противостоим,
как раз и уравновешивается этим «понять и простить».
Противостоят хаосу и важные доблести нашего времени -- не только
память, сопереживание и умение прощать, но и способность жить после
всего этого.
И да -- ничем и никогда не изжить вины перед погибшими детьми.
С этим придется жить.
Любой истории о ребенке, погибшем в "Зимней вишней", достаточно,
чтобы сойти с ума.
Но мы не сходим (или нам только кажется, что не сходим?)
Вениамин Блаженный
"Дети, умирающие в детстве,
Умирают в образе зайчат
И они, как в бубен, в поднебесье
Маленькими ручками стучат.
«Господи, на нас не видно раны
И плетей на нас не виден след...
Подари нам в небе барабаны,
Будем барабанить на весь свет.
Мы сумели умереть до срока -
Обмануть сумели палачей...
Добрести сумели мы до Бога
Раньше дыма газовых печей.
Мы сумели обмануть напасти,
Нас навеки в небо занесло...
И ни в чьей уже на свете власти
Причинять нам горести и зло".
26 октября 1984
|
</> |