День рождения. Йорма Кауконен (Jefferson Airplane )
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![День рождения. Йорма Кауконен (Jefferson Airplane ) День рождения. Йорма Кауконен (Jefferson Airplane )](/images/main/den-rojdeniya-yorma-kaukonen-jefferson-airplane--2c54d7.jpg?from=https://relix.com/wp-content/uploads/2015/12/1890611_1083694248330423_9056895654233125013_o.jpg)
Йорма Людвик Кауконен младший (Jorma Ludwik Kaukonen Jr; 23 декабря 1940, Вашингтон) — американский блюз- и рок-гитарист, известный по своей работе с группами Jefferson Airplane и Hot Tuna. Кауконен был одним из основателей популярной группы психоделического рока Jefferson Airplane.
О группе и вспомним...
![День рождения. Йорма Кауконен (Jefferson Airplane ) День рождения. Йорма Кауконен (Jefferson Airplane )](/images/main/den-rojdeniya-yorma-kaukonen-jefferson-airplane--67862f.jpg?from=https://pic.rutubelist.ru/video/0c/44/0c44e8487794d2f31097f918661012de.jpg)
Jefferson Airplane - американская рок-группа из Сан-Франциско, штат Калифорния, которая стала одной из пионерских групп психоделического рока. Образованная в 1965 году, группа определила звучание Сан-Франциско и стала первой из района залива, добившейся международного коммерческого успеха. Они были хедлайнерами поп-фестиваля в Монтерее (1967), Вудстока (1969), бесплатного концерта в Алтамонте (1969) и первого фестиваля на острове Уайт (1968) в Англии. Их дебютный альбом 1967 года Surrealistic Pillow стал одной из самых значительных записей, две песни с этого альбома, "Somebody to Love" и "White Rabbit", вошли в список "500 величайших песен всех времен" по версии журнала Rolling Stone.
Состав Jefferson Airplane с октября 1966 по февраль 1970 года, состоящий из Марти Балина (вокал), Пола Кантнера (гитара, вокал), Грейс Слик (вокал), Йормы Кауконен (соло-гитара, вокал), Джека Кэсиди (бас) и Спенсера Драйдена (ударные), был введен в Зал славы рок-н-ролла в 1996 году. Балин покинул группу в 1971 году. После 1972 года Jefferson Airplane фактически разделилась на две группы. Кауконен и Касади ушли в свою собственную группу Hot Tuna. Слик, Кантнер и остальные участники Jefferson Airplane набрали новых участников и в 1974 году перегруппировались в Jefferson Starship, к которым в конце концов присоединился Балин. Jefferson Airplane получил премию "Грэмми за жизненные достижения" в 2016 году.
В 1962 году 20-летний Марти Балин записал два сингла для Challenge Records, ни один из которых не был успешным. Затем он играл в фолк-квартете Town Criers с апреля 1963 по июнь 1964 года. Во время британского вторжения The Beatles Балин был вдохновлен зарождающимся жанром фолк-рока и в марте 1965 года начал формировать группу для выступлений. С группой инвесторов он приобрел бывшую пиццерию на Филлмор-стрит в Сан-Франциско и превратил ее в клуб под названием Matrix. Тем временем, он искал музыкантов-единомышленников, чтобы сформировать свою группу.
Балин познакомился с коллегой — фолк-гитаристом и певцом Полом Кантнером во время вечеринки в другом местном клубе, Drinking Gourd, и пригласил Кантнера присоединиться к нему в создании группы. Уроженец Сан-Франциско, Кантнер начал выступать на фолк-сцене Bay Area в начале 1960-х годов вместе с другими фолк-музыкантами Джерри Гарсией и Дэвидом Кросби. Он упомянул фолк-группы, такие как Kingston Trio и Weavers, в качестве сильных и повлиявших на него. Он ненадолго переехал в Лос-Анджелес в 1964 году, чтобы поработать в фолк-дуэте с будущим участником Airplane/Starship Дэвидом Фрейбергом (который впоследствии присоединился к Quicksilver Messenger Service).
Затем Балин и Кантнер наняли других музыкантов, чтобы сформировать хаус-группу в Matrix. Они наняли акустического bluegrass басиста Боба Харви и бывшего барабанщика Marine Band Джерри Пелоквина. И Кантнер, и Балин хотели, чтобы в группе была вокалистка. Услышав вокалистку Сигне Толи Андерсон в Drinking Gourd, Балин пригласил ее стать солисткой группы. Андерсон пела с группой в течение года и выступила на их первом альбоме, прежде чем уйти в октябре 1966 года после рождения своего первого ребенка.
Им все еще нужен был ведущий гитарист. Кантнер нанял старого друга, блюзового гитариста Йорму Кауконена, который прошел прослушивание в группу и присоединился к ним в июне, завершив формирование первоначального состава. Родом из Вашингтона, округ Колумбия, Кауконен переехал в Калифорнию в начале 1960-х годов и познакомился с Кантнером в университете Санта-Клары в 1962 году. Кауконен был приглашен на джем с новой группой, и хотя поначалу он не хотел присоединяться, его убедили после того, как он сыграл на своей гитаре с применением tape delay, которое было частью звуковой системы, используемой Кеном Кизи для его вечеринок Acid Test.
Кауконен придумал название группы "Jefferson Airplane". Оно было придумано по прозвищу "Blind Thomas Jefferson Airplane", которое дал Кауконену его друг Ричмонд "Стив" Тэлбот, вдохновленный именем одного из влиятельных музыкантов Кауконена, блюзмена Блайнда Лемона Джефферсона. По словам Кауконена, "Группа придумывала все эти действительно глупые названия, и я сказал: "Если вы хотите чего-то действительно глупого, попробуйте Jefferson Airplane"".
В музыкальном магазине рядом с Matrix Пелоквин столкнулся с Мэтью Кацем, музыкальным менеджером, который искал группу для работы. Кацу ранее предлагалось руководить Town Criers, предыдущей группой Балина, но получили отказ из-за разногласий по поводу его условий. Пелоквин вновь представил Каца Балину, который пытался найти менеджера для Jefferson Airplane. Кац заманил группу, упомянув, что у него есть доступ к неизданной песне Боба Дилана "Lay Down Your Weary Tune", и они назначили его своим менеджером, хотя официально контракт с Кацем они подписали только в декабре 1965 года.
После репетиций в течение всего лета группа впервые выступила на публике в качестве Jefferson Airplane на открытии Matrix в августе 13, 1965. Группа отошла от своих фолк-корней, черпая вдохновение у The Beatles, Byrds и Lovin' Spoonful, и постепенно развивалась более ориентированный на поп-музыку электрический звук. Позже в том же месяце Джон Л. Вассерман из San Francisco Chronicle похвалил музыкальный подход и стиль группы, отметив их смесь фолка, блюза и рок—н—ролла, и заметил: "Хотя на данный момент есть только намеки, вполне возможно, что это будет новое направление современной поп-музыки".
Через несколько недель после того, как группа начала выступать, Пелоквин ушел из-за конфликтов со своими коллегами по группе, отчасти из-за его неодобрения к их употреблению препаратов. Хотя он не был барабанщиком, вокалист-гитарист Скип Спенс (который позже стал соучредителем Moby Grape) был приглашен заменить Пелоквина. Спенс быстро адаптировался и дебютировал в Matrix в сентябре. В октябре 1965 года, после того как другие участники решили, что игра Боба Харви на басу была не на должном уровне, его заменил гитарист-басист Джек Кэседи, старый друг Кауконена из Вашингтона; Кэсиди отыграл свой первый концерт с Airplane 30 октября в спортивном зале Harmon Gym Калифорнийского университета в Беркли
Исполнительское мастерство группы быстро повышалось, и вскоре они завоевали множество поклонников в Сан-Франциско и его окрестностях, чему способствовали отзывы музыкального журналиста Ральфа Дж. Глисона, джазового критика San Francisco Chronicle. Увидев их в Matrix, Глисон написал в своей колонке "On the Town" от 13 сентября, что группа, все еще не подписавшая контракт со звукозаписывающей компанией, "очевидно, в конце концов запишется для кого-нибудь". Поддержка Глисона значительно подняла авторитет группы, и в течение трех месяцев Кац получал предложения от звукозаписывающих компаний, хотя им еще предстояло выступить за пределами Сан-Франциско.
В конце 1965 года состоялись два значительных концерта с участием Airplane. Первым был исторический бал в зале грузчиков в Сан-Франциско 16 октября 1965 года, первый из многих "хэппенингов" в районе залива, где Глисон впервые увидел их выступление. На этом концерте их поддерживала местная фолк-рок-группа Great Society, в которой Грейс Слик была солисткой, и именно здесь Кантнер впервые встретил Слик. Несколько недель спустя, 6 ноября, они появились на благотворительном концерте для San Francisco Mime Troupe, первом из многих промоушенов восходящего предпринимателя из района залива Билла Грэма, который позже стал менеджером группы.
К концу 1965 года Jefferson Airplane под руководством Каца отклонили предложения о записи от Capitol, Valiant, Fantasy, Elektra и London. В ноябре 1965 года Jefferson Airplane подписали контракт со звукозаписывающей компанией RCA Victor, который включал неслыханный на тот момент аванс в размере 25 000 долларов (эквивалент 232 000 долларов в 2022 году). До этого они записали демо "The Other Side Of This Life" для Columbia Records с Харви на бас-гитаре, который был отклонен лейблом. 10 декабря 1965 года Airplane сыграли на первом шоу Билла Грэхема в Fillmore Auditorium, поддержанный Great Society и другими. Airplane также появлялся на многочисленных семейных выставках собак, организованных Четом Хелмсом в Avalon Ballroom.
Первым синглом группы стала песня Балина "It's No Secret" (мелодию он написал под влиянием Отиса Реддинга); второй стороной была "Runnin' Round the World", песня, которая привела к первому конфликту группы с RCA Victor из-за текста "The nights I've spent with you have been fantastic trips". После того, как их дебютный альбом был завершен в марте 1966 года, Скип Спенс покинул группу, и в конечном итоге его заменил Спенсер Драйден, который отыграл свое первое шоу с Airplane на фольклорном фестивале в Беркли 4 июля 1966 года. Драйден ранее играл с лос-анджелесской группой Ashes, которая позже переименовалась в Peanut Butter Conspiracy.
Первый менеджер группы Кац был уволен в августе, что вызвало затем длительную судебную тяжбу, продолжавшуюся до 1987 года, а друг Балина и сосед по комнате Билл Томпсон был назначен гастрольным менеджером и временным менеджером группы. Именно Томпсон, друг и убежденный сторонник группы и бывший сотрудник Chronicle, убедил рецензентов Ральфа Глисона и Джона Вассермана посмотреть группу в Longshoreman's Hall. Благодаря влиянию Глисона Томпсон смог пригласить группу для выступлений на фольклорном фестивале в Беркли и на джазовом фестивале в Монтерее.
![День рождения. Йорма Кауконен (Jefferson Airplane ) День рождения. Йорма Кауконен (Jefferson Airplane )](/images/main/den-rojdeniya-yorma-kaukonen-jefferson-airplane--086e15.jpg?from=https://cdn42.zvuk.com/pic?type=release&id=3338294&ext=jpg&size=1920x1920)
Дебютный альбом группы Jefferson Airplane Takes Off был выпущен 15 августа 1966 года. На альбоме доминировал Балин, который исполнил большую часть ведущего вокала и приложил руку к написанию всего оригинального материала, включая "It's No Secret" и "Come Up the Years". Диск также содержал каверы на "Tobacco Road", "Let's Get Together" Дино Валенте и "Chauffeur Blues", ставший фирменной мелодией Андерсона. Первоначально RCA Victor выпустила всего 15 000 копий, но только в Сан-Франциско было продано более 10 000 экземпляров, что побудило лейбл переиздать его. Для повторного переиздания компания удалила "Runnin' Round This World" (которая появлялась на ранних моно-пластинках), потому что руководители возражали против слова "trip" в тексте песни. По аналогичным причинам RCA Victor заменили альтернативные версии двух других треков "Let Me In" и "Run Around". Оригинальные переиздания пластинки с песней "Runnin'Round This World" и не прошедшими цензуру версиями "Let Me In" и "Run Around" являются коллекционными экземплярами.
Сигне Андерсон родила свою дочь в мае 1966 года, а в октябре она объявила о своем уходе из группы. Ее последнее выступление с Airplane состоялось в Филлморе 15 октября 1966 года. Запись выступления с подзаголовком "Signe's Farewell" была выпущена в 2010 году.
Следующим вечером сменившая солистку Андерсон Грейс Слик впервые появилась на публике. Слик уже была хорошо понятна группе — она присутствовала на дебютном концерте Airplane в Matrix в 1965 году, а ее предыдущая группа, Great Society, часто поддерживала Airplane на концертах.
Привлечение Слик сыграло ключевую роль в коммерческом прорыве Airplane — она обладала мощным и гибким контральто, которое дополняло голос Балина и хорошо подходило к психоделической музыке группы. Бывшая модель, ее приятная внешность и присутствие на сцене значительно усилили впечатление от группы на концертах. "White Rabbit" был написан Слик, когда она еще работала в Great Society. Первым альбомом, который она записала с Jefferson Airplane, был Surrealistic Pillow, ее дебютный альбом 1967 года. Слик представила две песни из своей предыдущей группы: ее собственную "White Rabbit" и "Somebody to Love", написанную ее шурином Дарби Сликом. Обе песни стали прорывными для Jefferson Airplane и с тех пор ассоциируются с этой группой.
![День рождения. Йорма Кауконен (Jefferson Airplane ) День рождения. Йорма Кауконен (Jefferson Airplane )](/images/main/den-rojdeniya-yorma-kaukonen-jefferson-airplane--a7617c.jpg?from=https://vinyldistractions.com/wp-content/uploads/2021/03/IMG_4396-scaled.jpg)
The Great Society записали раннюю версию "Somebody to Love" (под названием "Someone to Love") в качестве второй стороны своего единственного сингла "Free Advice", спродюсированного Сильвестром Стюартом (вскоре ставшим известным как Sly Stone). Сообщается, что потребовалось более 50 дублей, чтобы добиться удовлетворительного исполнения. Great Society распались в конце 1966 года и отыграли свое последнее шоу 11 сентября. Вскоре после этого Кэсиди пригласил Слик присоединиться к Jefferson Airplane (чья музыкальность оказала большое влияние на ее решение), и ее контракт с Great Society был выкуплен за 750 долларов.
В декабре 1966 года Jefferson Airplane были упомянуты в статье Newsweek о бурно развивающейся музыкальной сцене Сан-Франциско, одной из первых в череде подобных сообщений СМИ, которые вызвали массовый приток молодежи в город и способствовали коммерциализации культуры хиппи.
Примерно в начале 1967 года Билл Грэм сменил Томпсона на посту менеджера. В январе группа совершила свой первый визит на Восточное побережье. 14 января, наряду с Grateful Dead и Quicksilver Messenger Service, Jefferson Airplane выступили хедлайнерами "Human Be-In", знаменитого однодневного "хэппенинга" в парке Золотые ворота, одного из ключевых событий, предшествующих "Summer of Love".
В этот период группа получила свое первое международное признание, когда восходящая британская поп-звезда Донован, который видел их во время своего пребывания на Западном побережье США в начале 1966 года, упомянул Airplane в своей песне "The Fat Angel", которая впоследствии появилась на его пластинке Sunshine Superman.
Второй альбом группы, Surrealistic Pillow, записанный в Лос-Анджелесе с продюсером Риком Джаррардом за 13 дней и обошедшийся в 8000 долларов, принес Airplane международную известность. Выпущенная в феврале 1967 года, пластинка вошла 25 марта в чарт альбомов Billboard 200 и оставалась там более года, достигнув 3-го места. Пластинка разошлась тиражом более миллиона копий и была награждена золотым диском. Название "Surrealistic Pillow" было предложено "теневым продюсером" альбома Джерри Гарсией, когда он упомянул, что в целом альбом звучит "настолько сюрреалистично, насколько мягкая подушка". Хотя RCA не признала вклад Гарсии в альбом в качестве продюсера, он указан в титрах альбома как "духовный наставник".
В дополнение к двум самым известным трекам группы, "White Rabbit" и "Somebody to Love", в альбом вошли "My Best Friend" бывшего барабанщика Скипа Спенса, зажигательные блюз-рок песни Балина "Plastic Fantastic Lover" и "3/5 of a Mile in 10 Seconds", и атмосферная баллада Балина-Кантнера "Today". Напоминанием об их более раннем фолк-воплощении стало сольное выступление Кауконена на акустической гитаре "Embryonic Journey" (его первая композиция), в котором упоминались современные мастера акустической гитары, такие как Джон Фейхи, и которое помогло создать популярный жанр, примером которого является акустический гитарист Лео Коттке.
Первый сингл с альбома, "My Best Friend", не попал в чарты, но следующие два принесли группе известность. И "Somebody to Love", и "White Rabbit" стали главными хитами в США, первый достиг 5-й строчки, а второй - 8-й в чарте синглов Billboard. К концу 1967 года The Airplane были национальными и международными звездами и стали одной из самых популярных групп в Америке. Биограф Грейс Слик Барбара Роуз назвала альбом "декларацией независимости от истеблишмента. То, что зародилось в Airplane, было романтизмом эпохи электроники. В отличие от сильно гомогенизированных гармоний The Beach Boys, Airplane никогда не стремились к синтезу своих разнородных чувств. На протяжении каждой песни сохраняются оттенки индивидуальных стилей музыкантов, [создавая] необычную широту и оригинальное взаимодействие внутри каждой структуры".
Этот этап карьеры Airplane достиг своего пика после их знаменитого выступления на Международном поп-фестивале в Монтерее в июне 1967 года. В Монтерее были представлены ведущие группы с нескольких крупных музыкальных "сцен", включая Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Великобританию, и в результате освещение событий на телевидении и в кино обеспечило национальную (и международную) известность группам, которые ранее имели только региональную известность. Две песни из сета Airplane впоследствии были включены в документальный фильм Д. А. Пеннебейкера об этом событии.
В августе 1967 года Airplane выступили в Монреале на двух бесплатных концертах под открытым небом вместе с другой группой из их района залива The Grateful Dead. Первый концерт состоялся в центре Монреаля на площади Виль-Мари, а второй - в молодежном павильоне Экспо-67.
Airplane также получил большую пользу от выступлений в национальных телевизионных шоу, таких как "The Tonight Show " с Джонни Карсоном в главной роли на канале NBC и "The Ed Sullivan Show" на CBS. Знаменитое появление Airplane в комедийном сериале The Smothers Brothers Comedy Hour с исполнением "White Rabbit" и "Somebody to Love" было запечатлено на цветную видеозапись и дополнено спецэффектами из области видеотехники. Он часто пересматривался и примечателен новаторским использованием технологии Chroma key для имитации психоделического светового шоу Airplane.
После "Surrealistic Pillow" музыка группы претерпела значительную трансформацию. Ключевое влияние на новое направление группы оказали популярность и успех Джими Хендрикса и британской супергруппы Cream, которые побудили Airplane (как и многие другие группы) принять "более тяжелое" звучание и уделять больше внимания импровизации. Третий альбом группы, After Bathing at Baxter's, был выпущен 27 ноября 1967 года и в итоге достиг 17-го места в чартах. На его знаменитой обложке, нарисованной известным художником и карикатуристом Роном Коббом, изображен летательный аппарат в стиле Хита Робинсона (построенный вокруг идеализированной версии типичного дома в районе Хейт-Эшбери), парящий над хаосом американской коммерческой культуры.
![День рождения. Йорма Кауконен (Jefferson Airplane ) День рождения. Йорма Кауконен (Jefferson Airplane )](/images/main/den-rojdeniya-yorma-kaukonen-jefferson-airplane--bdf817.jpg?from=https://cdn03.ciceksepeti.com/cicek/kcm54454733-1/XL/jefferson-airplane-after-bathing-at-baxters-plak-kcm54454733-1-5ce0567349e940f59ad308b2b8b8b6dd.jpg)
Записанный в течение более чем четырех месяцев при незначительном участии номинального продюсера Эла Шмитта, новый альбом продемонстрировал растущее увлечение группы психоделическим роком. Там, где предыдущий альбом полностью состоял из поп-песен "стандартной длины", в альбоме After Bathing at Baxter's преобладали длинные многосерийные сюиты, в то время как "A Small Package of Value Will Come To You Soonly" представлял собой аудиоколлаж в стиле musique concrète.
Продолжение — Jefferson Airplane. 2/2