День рождения. Елена Яковлева
calendar_vl — 05.03.2024Елена Алексеевна Яковлева (род. 5 марта 1961, Новоград-Волынский, Житомирская область, Украинская ССР, СССР) — советская и российская актриса театра, кино и озвучивания, телеведущая; народная артистка Российской Федерации (2002), лауреат Государственной премии Российской Федерации (2000), двух премий «Ника» (1990, 1993), премии «ТЭФИ» (2004) и нескольких премий «Золотой орёл» (2005, 2017, 2024).
А давайте я её сегодня как Бабу Ягу вспомню...
Длинными зимними вечерами мы смотрим кино, коротая тягучее время в ожидании следующего дня, приближающего нас к неминуемой весне. А когда не смотрим фильмы, то находимся в кропотливом изнуряющем поиске чего-либо годного к просмотру. Таким образом, выбор и пал на «Последний богатырь: Посланник тьмы». Помятуя, что два предыдущих фильма про богатыря не вызвали явного отторжения, было принято решение о просмотре и третьего, хоть и был наслышан о многочисленной хуле в его адрес. Просмотр не разочаровал.
Тут надо отметить, что в недавнем прошлом мой воронежский земляк Дмитрий Дьяченко (чем я жутко горжусь), конечно, для меня запомнился в первую фильмами «День радио» и «О чём говорят мужчины». Но и «богатыри» стоят того, чтобы знать их автора.
А, сделаю небольшое лирическое отступление, связанное с наличием на определенном этапе моей жизни увлечения фэнтези. В первую очередь в виде литературных источников. Прочитано много! Было и второе дыхание, связанное с появлением такого термина как «русское фэнтези» и, соответственно, произведений этого жанра.
И всегда я задавался вопросом — почему зарубежные авторы опираются на свои народные легенды и побасёнки; а наши сочинители либо заимствуют персонажей из забугорных творений, либо в порядке импортозамещения придумывают таких нелепых отечественных аналогов, что местами и неприятно.
Так вот — свершилось! Реальные отечественные сказочные персонажи — на экране. Правда есть какой-то необоснованный никак сдвиг в сторону понятий добра и зла, коими наделены по определению наши сказочные герои... Но тоже весело и от этого временами. А с учетом американского участия в съемочном процессе уже неплохо, что сохранены исходные гендерные и расовые сущности.
Тут, приступая к графоманскому времяпровождению, я подумал, что, наверное, чтобы не мучиться в описаниях, характеристиках, выдержках из досье персонажей третьего фильма; проще изложить в изначальной сути некоторые характеристические моменты и базовые положения предыдущих фильмов...
В основном фильм дает начальную теоретическую подготовку о принципах временных и пространственных перемещений в рамках создания параллельной сказочной реальности, известной нам по трудам отечественных сказочников.
Основополагающим моментом фильма является так же выстраивание генеалогической цепочки происхождения легендарных героев отечественного эпоса и их прогнозных появлений и проявлений в условиях текущей реальности. Познакомимся с персонажами и их психическими и личностными особенностями поближе.
Собственно сам Иван, наш современник и соотечественник, которому и предстоит стать последним богатырем. В будничной своей жизни занят Иван в силу своих наследственных способностей магическим промыслом под псевдонимом «белый маг Светозар» в различных развлекательных шоу и в индивидуальной предпринимательской деятельности.
Рядом с ним на фото — реальный Светозар, специалист по темпоральным взаимосвязям параллельных временных и пространственных потоков, собственно он всю интригу тут и мутит, претерпевая невзгоды от судьбы и злокозней высокопоставленных княжеских персон периода Древней Руси.
Знакомьтесь — Добрыня Никитич, тот самый непоследний богатырь и по фильму ещё и мэр поселения, куда волей судеб и был заброшен Иван в поисках истоков своего происхождения, сказочным образом оказавшимся по древнерусской устной метрике чадом Ильи Муромца.
Жена Добрыни Никитича — Варвара, стервозная и вредная тётечка, изолировавшая своего мужа от тлетворного влияния Ильи Муромца, посредством перевода последнего в другое агрегатное состояние. Похожая участь ожидала и Ивана, помещенного на карантин в тюремные хоромы, где он познакомился с рядом темных личностей, имеющих в фильме положительные целеустремления.
Кащей Бессмертный в исполнении известного актера, чья харизма настолько забивает и превышает прогнозируемые душевные и моральные характеристики Кащея, что я в пору считать — Лавроненко был рожден исключительно для данной роли.
Тут появляются в фильме и новые персонажи...
Баба Яга — добрейшей души человек, прокладывающий дорогу в сторону развития прогрессивного цивилизованного пути древнего государства с учетом её технологических возможностей и широкой базы данных по персонажам, населяющим то время и те края.
Василиса Прекрасная — девушка, которой предстоит в веках стать великой суженной великого человека (я об Иване).
Так вот этот женский интернационал организовывает побег Кощея и Ивана из мест заключения в цистерне, следующей порожняком, к месту возможного нахождения Меча Кладенца, являющегося важнейшим атрибутом русских сказок и настоящего фильма, в целях промышленной добычи указанного меча.
Вот в месте нахождения данного меча и случился момент истины для всех героев фильма, квинтэссенция их морального и нравственного поиска, разрешения всех накопленных интриг и взаимных противоречий...
Иван — хитр и скор, открыл временной портал и отбыл на ПМЖ в Москву во избежание последствий всех этих древних разборок сказочных сущностей. Но велика сила любви — тянет Иван в прошлое к зазнобе, и посредством неординарных усилий дедушки Светозара наш богатырь опять попадает в этот милый гадюшник, где устраивает практически социалистическую революцию с умерщвлением заслуживших и оживлением желанных, включая милого папочку Илью Муромца.
В сложившихся обстоятельствах практически утопической действительности Иван остается жить в древней стране...
Этим и исчерпывается содержание первого фильма, в заслугу которому надо отнести изобретательность в создании персонажей, неплохие сюжет и фабулу; оправданные почти шикарные спецэффекты; интересную игру актеров, их диалоги и забавный юмор.
Ах, да — надо ещё вспомнить персонажа Водяного — милого и приятного существа, искренне и любовно привязанного к шикарной женщине Бабе Яге:
И ещё Бабкино средство передвижения и место проживания — Изнакурнож:
Тот ещё персонаж, принимающий непосредственное участие во многих событиях и реализациях сюжета.
Вот, а потом второй фильм. В логическое развитие первого фильма, представляющий как бы проникновение нашего современного образа жизни в древние времена.
В этом фильме принимают участие все ранее заявленные герои и ряд новых. В частности, появляется Илья Муромец собственной персоной и принимает активное участие в развитии сюжета.
Ещё из новых героев — колобок с мордой лица Харламова.
И шутки у него харламовские. Интересный персонаж с красивой предысторией, приведшей его к хулиганскому образу жизни, от которого он зачерствел телесно и морально. Кроме того — плотояден, словом — интересное развитие детской сказочки во взрослый образ.
И ещё плюс один богатырь — Финист — Ясный сокол...
Вот так же достаточно циничное преломление персонажа — мало одного, что надо и можно совершать подвиги, надо это дело ещё и задокументировать... Противен — меры нет!
Так вот такой контингент сложился в данном фильме. Поначалу жизнь у всех идет размеренно. Иван натащил в прошлое из Москвы разных бытовых приборов и провел электричество, живет в свое удовольствие. Изредка принимает участие в ратных походах супротив мелких проказ; развлекается в местном аналоге Олимпийских игр. Словом — весело. Пока на голову ему не сваливается его домработница (в Москве) — Галина, едва обозначенная в первом фильме.
Оказывается, она непоследняя героиня всего происходящего; а все интриги Варвары, выступающей с ней в тандеме — суть от Галины. А история вся тянется в вглубь времен, когда Кащей завалил своего наставника и колдуна по совместительству Белогора.
И этот колдун перешел к растительной форме существования с мощной развитой корневой системой, дающей ростки в нужных местах, оказывая влияние на сущее и происходящее. Вот обе девки, Галина да Варвара, и попали под тлетворное влияние этого дендроколдуна и ищут ему Меч Кладинец уже второй фильм подряд.
В этой ситуации банда Ивана, фактически владеющая мечом, отправляется в царство Аида (ну, в его русском преломлении) для извлечения оттуда Кащея и совместного поиска алгоритма нейтрализации Белогора и его приспешниц. Тут тоже простор для фантазии у авторов на богатом литературном материале отечественных сказок. Тут Вам и Рыба-Кит:
Для управления которой и вообще для произведения впечатлений на подруг Иван подсел на растительные анаболики непродолжительного периода действия производства Бабы Яги...
Тут и говорящая голова:
Выполняющая функции Сфинкса с загадками в российском варианте данного феномена.
Короче говоря, по результатам всех этих походов — и Кащея реанимировали, и решение задачки нейтрализации Белогора практически нашли, но меч из-за этих проклятых анаболиков практически потеряли. Хорошо, хоть раздрай в стане врага и и природная смекалка Ивана позволили достичь плановых показателей на вторую серию эпопеи.
К положительным моментам второго фильма также отнесу сюжет и его реализацию; спецэффекты; игру актеров, диалоги и юмор.
В конце второго фильма сделан недвусмысленный заход на третью серию.
Которая в логике своего развития происходит с теми же персонажами, но практически в современной Москве с интересным и ржачным поведением имеющихся персонажей и обнаруженными в современных условиях новыми сказочными героями и образами.
В ряду которых, особенно не раскрывая сюжета, необходимо выделить Жар-птицу, прекрасно представленную Киркоровым (мне кажется, он представлял самого себя — и никакой игры).
А так все сказочное забавно и юморно смотрится в наших реалиях...
И Изба на курьих ногах, едва не попавшая под реновацию:
И Водяной, флиртующий с московским красавицами, вызывая ревность Бабы Яги:
И Кащей с Колобком в поисках кащеевой головы и на мотопрогулке:
Но центральной, конечно, в фильме является сцена столкновения с Тьмой вообще и Галиной в частности в рамках семейных разборок...
Тут надо сказать, что фильм при всём своём в целом шутливом течении в данном моменте, при наличии опять же богатых спецэффектов, приобретает серьезное звучание с раскрытием всех семейных тайн и постановкой мировоззренческих проблем.
О победе над тьмой в себе...
В этом плане фильм ставит достаточно основательную и закономерную точку во всей эпопее. Конечно, всё кончилось хорошо, но главное — правильно!