Антонио Вивальди. День рождения.
calendar_vl — 04.03.2024 Ещё один великий человек, похороненный на кладбище для нищих, как-то не срастается у них, гениев искусства, с финансами. Так и лежат они в одном месте Вивальди и Моцарт… а по ним ходят люди, возможно у некоторых в наушниках играют «Времена года» Вивальди, или «Реквием» Моцарта.А мы сами, замираем слушая скрипку во «Временах года», и нам, по большому счёту всё равно, где лежит то, что осталось от тела гениального музыканта, главное, то, что его музыка с нами.
Антонио Лучо Вивальди (4 марта 1678, Венеция, Венецианская республика — 28 июля 1741, Вена, Эрцгерцогство Австрия, Священная Римская империя) — венецианский композитор и скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник.
Вивальди родился болезненным ребёнком. У музыканта была астма, из-за чего он практически не мог ходить по лестницам, был физически не развит. Однако, его трудоспособности мог позавидовать каждый. За 63 года жизни композитор написал более 500 концертов, более 100 сонат. Также он сочинял симфонии и серенады.
Первым и главным учителем Антонио был его отец, Джованни Баттиста Вивальди, к тому времени уже ставший известным виртуозом.
Джованни Батиста, возможно, из-за слабого здоровья сына решил сделать его священником, ведь сан всегда обеспечит положение в обществе. Антонио получил сан священника и право служить мессы, но вскоре перестал это делать, ссылаясь на сильные приступы астмы. Правда, поговаривали, что «рыжий священник» однажды во время торжественной мессы не смог дождаться окончания службы и покинул алтарь, чтобы в ризнице запечатлеть на бумаге пришедшую ему в голову интересную идею насчёт новой фуги. Затем, как ни в чём не бывало, Вивальди вернулся на «рабочее место». Закончилось это тем, что ему запретили служить мессу, чему молодой Вивальди, возможно, был только рад.
Постоянной спутницей и музой Вивальди стала певица Анна Жиро, принявшая на себя заботы о здоровье больного композитора. Она постоянно жила в доме Вивальди и сопровождала его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями. Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников. Нарушение норм поведения священника в конце концов привело к тяжелым для Вивальди последствиям.
В свои 35 лет Антонио работал в театре «за троих»: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам — он стал совладельцем театра «Сант-Анджело». Кроме того, он продолжал преподавать и писать музыку для «Пиеты», беря там отпуска для постановок своих опер в других городах. Немногим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь Вивальди с трудом преодолевал даже расстояние от двери до кареты без посторонней помощи, настолько его мучила отдышка. Но он как будто не замечал этого, ведь его замыслы не могли ждать, он делал себе единственную поблажку: театр «Сант-Анджело» — ближайший к его дому.
Именно Вивальди придумал концерты для оркестра и скрипки. Его излюбленными инструментами были фагот, виолончель, флейта, скрипка и гобой. Иногда композитор использовал кларнеты, мандолины, лютни, валторны и трубы. Кроме того, Вивальди дал новую жизнь духовым инструментам, ведь раньше их использовали только для военных маршей. За это консервативные музыканты его невзлюбили.
Антонио был довольно ловок в денежных делах и не брезговал стащить то, что плохо лежит. Как-то раз дону Антонио поручили купить клавесин, для чего из казны выделили 60 дукатов. Он сторговался с продавцом за 30, а остальные попросту свистнул. Его пытались судить, но он, к тому времени композитор с европейским именем, сумел выкрутиться.
Несмотря на то, что композитор был довольно успешен, ближе к середине 18-го века публика начала считать его музыку старомодной. Тогда же у него и начались проблемы с финансами. В 1728 году император Карл VI пригласил музыканта переехать жить в Вену. К несчастью, через несколько месяцев император умер. Так Вивальди остался в незнакомом городе без гроша в кармане. Вскоре все имущество музыканта арестовали за долги. Последние годы композитора прошли в одиночестве и нищете.
Великого композитора похоронили на одном кладбище с Моцартом (Вивальди умер в Вене), но не потому, что это было кладбище для известных людей, напротив, там хоронили нищих.
Спустя 42 года по распоряжению Иосифа II это кладбище было закрыто, кладбищенскую церковь снесли. Все могилы сравняли с землёй и отдали это место под застройку. О Вивальди к тому времени уже мало кто помнил вообще, соответственно, никто не задавался вопросом, где же он похоронен.
Иоган Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, транскрипции которых он создал для других инструментов. Шесть концертов Вивальди он переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков считались произведениями Баха.
В ХХ-м веке состоялось "второе рождение" знаменитого композитора. Так, в 20-е годы, Альберто Джентили, обнаружил 14 томов неизвестных сочинений Вивальди на распродаже рукописных партитур. Работы Вивальди обнаруживались и в ХХI веке. В 2012 году свет увидела его утерянная опера "Орландо Фуриоза".
Тексты
https://rg.ru/2023/03/04/pochemu-antonio-vivaldi-nazyvali-ryzhevolosym-monahom.html
https://www.factroom.ru/izvestnye-lyudi/muzykanty/antonio-vivaldi-10-interesnyh-faktov-iz-zhizni-velikogo-kompozitora
https://dzen.ru/a/Xy8B2BitQUYaCG7X
марки из интернета
|
</> |