День рождения. Эдвард Мунк

топ 100 блогов cand_orel12.12.2023
День рождения. Эдвард Мунк

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло) — норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик». Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.

Я как раз недавно копию этой картины в нашем орловском музее на привозной экспозиции видел — 

День рождения. Эдвард Мунк

«Крик» (Skrik) — созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.
«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность какого-либо их преодоления, или трансцендентности.

День рождения. Эдвард Мунк

Фигура кричащего примитивизирована до такой степени, что напоминает различным комментаторам скелет, эмбрион или сперматозоид. Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду. Негативная эмоция субъекта, таким образом, подминает под себя окружающий мир, приобретая вселенский размах. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».

В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании.
Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892» Мунк так описывает источник своего вдохновения: Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.
Художник предпринял несколько попыток запечатлеть на полотне поразившую его картину; о вынашивавшихся им планах изобразить запомнившийся ему закат сообщали его друзья и знакомые. Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь. В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза. Очевидно, художник долго не мог найти подходящий образ, способный выразить охвативший его тогда ужас. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет. В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик». Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром».
В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». Биограф Мунка Сью Придо отмечает, что близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, неподалёку от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка, Лаура. Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы». В 2003 году группа астрономов выдвинула предположение, что ярко-алый цвет неба, так поразивший художника, был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Мощнейший взрыв привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно яркие «красные сумерки». Исследователи пишут, что это явление было замечено многими и отмечалось в норвежских газетах. Искусствоведы и биографы Мунка, тем не менее, призывают относиться к таким данным с осторожностью, так как не известно в точности, когда именно состоялся записанный в Ницце эпизод, к тому же творчество Мунка тяготеет к экспрессионистской, а не реалистической манере. В 2018 году метеорологи из США и Великобритании высказали версию о том, что форма и цвет облаков на картине напоминают перламутровые облака, и если это так, то картина Мунка — одно из первых изображений такого типа облаков.
В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии цивилизации чачапойя, которую Мунк, возможно, видел на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков); предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию во флорентийском музее, ибо она больше напоминает фигуру на картине.
Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe») — предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние. Выставка была встречена непониманием и получила преимущественно негативные отзывы от критиков, однако удостоилась восхищённых комментариев от таких деятелей искусства, как Станислав Пшибышевский.

Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:

—  музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель;
— в Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия. Она написана маслом. В верхнем левом углу этой версии есть надпись на норвежском, нацарапанная карандашом, которая переводится как «такое мог нарисовать только сумасшедший». Есть разные теории относительно авторства надписи, одна из которых приписывает её вандалам. Однако, норвежская исследовательница Май Бритт Гуленг на основе анализа с помощью инфракрасного сканирования и сопоставления надписи с дневниками и письмами Мунка сделала вывод о принадлежности фразы самому художнику;

— единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Картина принадлежит американскому инвестору Леону Блэку, купившему её на аукционе 2 мая 2012 года у норвежского миллиардера Петтера Олсена за рекордные в тот момент 119 922 500 долларов США.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наташа Санникова (Радио FM 107) спросила: "Какое слово 2010 года самое модное?", а может, вопрос звучал несколько иначе: "Какое слово можно назвать словом 2010-го года?", точно не помню. Подумав, я ответил, что это слово "блогер" (для русского языка, по крайней ...
РПЦ предложила дурам из "Pussy Riot" покаяться, принести публичные извинения за содеянное. И тогда церковники, якобы, обещают не настаивать на ужесточении наказания и даже замолвить словечко на суде. Всвязи с этим у меня вопрос к вам: вот что лично вы ...
Содрали просто так лишних 4 р. Причина: "Клиентам с 1 июня 2024 доступна услуга «Преобразование счета». Разовый взнос за услугу преобразование счета в формат XLS/XLS с разбивкой на рабочее/нерабочее время или TXT составит 4,00 рубля в месяц, разовый взнос за услугу преобразование ...
30 сентября совпали сразу три фактора: я взял отгул, пошёл дождь и на подстанции затеяли какой-то ремонт и отключили мне в доме свет почти до вечера. Что делать? Пришлось ...
Знамя Победы над Рейхстагом было водружено 1 мая 1945 года Победы Воинству Нашему! Добра над Злом! Света над Тьмой! Вечная память Павшим за Родину как в Великую Отечественную, так ...