День рождения. Джон Кьюсак
cand_orel — 30.06.2023Джон Пол Кьюсак (John Paul Cusack, 28 июня 1966 года, Эванстон, Иллинойс, США) — американский киноактёр, продюсер и сценарист.
Ох, много фильмов мне с его участием нравится, но лучшим считаю — 1408.
«Ни перед чьим не пролетала взором
Стрела так быстро, в воздухе спеша,
Как малый челн, который, в беге скором,
Стремился к нам, по заводи шурша,
С одним гребцом, кричавшим громогласно:
«Ага, попалась, грешная душа!»
Данте Алигьери
Речь опять пойдет о широко известном в узких кругах фильме, конкретно – «1408», у которого на днях состоялся круглый и значимый юбилей со дня выхода фильма на экран – ровно 13 лет.
Наверное, уже стоит отнести этот фильм к киноклассике, поскольку его знают и помнят, а некоторые одержимые и частенько пересматривают.
И что же надо отметить, как достижения этого славного пути длиной 13 лет?
1 Просмотрены четыре версии этого фильма, собственно, не сильно отличных по содержанию, но имеющих разную концовку:
- собственно прокатная версия со спасшимся Майком (Джон Кьюсак) и доказательством его злоключений на диктофоне, предъявленных бывшей жене (Мэри Маккормак);
- расширенная версия – без предъявления доказательств бывшей жене;
- режиссёрская версия с гибелью Майка с доказательством его злоключений на диктофоне, попавшем к управляющему отелем (Сэмюэл Л. Джексон), и переходом Майка в мир призраков;
- расширенная режиссёрская версия с добавлением получения редактором (Тони Шэлуб) рукописи, написанной Майком в состоянии ремиссии взбешенной реальности.
2 Проведена классификация устрашающих факторов фильма:
- неисправность оборудования (электрического, медийного, водопроводного, строительного);
- появление призраков и прочие неожиданные оптические явления;
- угроза жизни и здоровью, включая возможные психотропные препараты в алкоголе;
- климатические факторы (жара, холод, избыточное количество жидкости типа воды);
- кажущаяся нормализация окружающей действительности, обрушивающаяся внезапно во всю ту же ненормальность.
Вот это последнее — особая находка в сюжете, когда ты думаешь, что всё внезапно кончилось (но постоянно «висит» недавним кошмаром), а потом выясняется, что ничего ещё не кончилось, и прежний кошмар начинается с того же самого места и в том же своем содержании.
3 Изучены все девять кругов ада, поскольку в фильме навязчиво звучит застревание героя в пятом круге ада – месте бесконечной борьбы для скучающих в грязном болоте Стикса, охраняемом Флегием.
Но что-то я забегаю вперед… Итак, живет такой писатель Майк Энслин, специализирующийся на исследовании и бытописании мест проявления сверхъестественных сил, но не очень-то сам верящий в их наличие. С изрядной долей скуки и написанном на лице циничном отношении к происходящему он исследует легендарные места известной тематики со специализированными приборами и комментированием происходящего на диктофон. Тем не менее, образ жизни и профессиональных занятий позволяет ему жить в вечном лете на белом песчаном пляже, серфить на доске по волнам и иногда по писательской нужде по жизни. Бывают неприятности с неосторожным обращением с доской на воде, но это не смертельно. Ходит изредка забирать накопившуюся корреспонденцию (в основном приглашения в места обитания приведений) в почтовое отделение, но чаще всё откидывает в сторону, заскучав от этого беспредметного однообразия.
Но тут случается открытка с анонимным извещением (НЕ приглашением) никогда не посещать номер 1408 в гостинце «Дельфин» в Нью-Йорке. Да стечение нумерологии очень значимое для суеверных страхов – и сумма цифр составляет тринадцать, и этаж на самом деле не четырнадцатый, а пропущенный тринадцатый… К тому же в номере, как выясняется много людей погибло и умерло, да и администрация «Дельфина» ни в какую не хочет его пускать в этот номер при заказе по телефону.
Короче, Майк оказывается в «Дельфине» со своим конституционным правом вселиться в номер 1408, в чём ему сопротивляется управляющий отелем Джеральд Олин. Но как-то странно он это делает скорее провоцирует, чем отговаривает. В свете последующих рассуждений о кругах Ада, участии именно звездного Сэмюэла Л. Джексона в фильме в этой роли, сыгранной ярко и в то же время весьма малой по хронометражу, но превозносимой во всех рекламных и критических материалах… смею предположить, что он представляет стража пятого круга ада Флегия. Это логично объясняет его провокационное поведение.
И вот Майк в номере 1408… Включился таймер на час с обратным отсчетом и начались ужасы… Я не буду их подробно описывать, так как раньше уже их классифицировал. Эти аттракционы в первые разы производят впечатление, а потом – надо отметить игру Кьюсака. И сейчас его воплощение в персонаж; мимика и жесты, какие-то его актерские находки; полное соответствие образу впервые в жизни испуганного человека – вот это нагоняет страха на зрителя (меня) и сейчас. Не выдержал Майк этого часа, запросился наружу. Даже бывшей жене звонит по Скайпу после длительного по жизни молчания, чтобы она его вытащила. А номер не отпускает и усиливает своё паранормальное давление на уже готового сломаться персонажа.
В какой-то момент из сбесившейся на стене картины комната заполняется водой, и Майк оказывается на пляже в месте своего постоянного проживания после неудачного катания на доске. Жизнь нормализуется, Майк общается с редактором, ходит на почту за корреспонденцией и уже достаточно долго пишет мемуары о посещении номера 1408…
Написал. Приходит в почтовое отделение, чтобы отослать рукопись редактору, а там – всё знакомые лица из «Дельфина». Разносят в минуту декорации почты, оставляя Майка в номере 1408 с таймером, который закачивает начатый когда-то давно к отсчету час.
И дополнительным ужасом - явление умершей в детстве дочери, новые переживания на диктофон, обещание бывшей жены (живет в Нью-Йорке) приехать и спасти его… Час закончился.
Начался новый час с нового обратного отсчета в восстановленном номере и с предложением прожить ещё раз этот час или досрочно эвакуироваться.
Нет, Майк не такой – один он уходит не хочет – он устраивает поджог…
А отсюда уже четыре возможных концовки:
- его находит жена после короткого замыкания в проводке в номере, и они вдвоем слушают диктофон с записью голоса дочери;
- жена-то его находит, но запись он слушает один;
- Майк погибает и ходит призраком по обгорелой комнате (управляющий отелем пытается передать его диктофон жене на похоронах, но она не берет; а управляющий сам слушает беседы единственного обитателя номера 1408 с дочерью, и ему являются призраки);
- тоже, что и в предыдущем случае, но Майк смог отправить свои мемуары редактору.
Хороший фильм. Хорошие артисты. Хорошая история. Хороший повод подумать о наших страхах. Мы можем выдумать себе страхи и пугалки из нашего имеющегося человеческого опыта, психологии и логики; но самым страшным будет то, что в этот опыт-то не укладывается, и о чём мы не имеем ни малейшего представления, что так вообще может быть.
Впрочем, как и с юмором.