День рождения. Джон Колтрейн
cand_orel — 23.09.2024Джон Уильям Колтрейн (John William Coltrane; 23 сентября 1926 — 17 июля 1967), также известен как Трейн (Trane) — американский джазовый саксофонист и композитор.
Один из самых влиятельных джазовых музыкантов второй половины XX века, тенор- и сопрано-саксофонист и бэнд-лидер. Наряду с Чарли Паркером, Дюком Эллингтоном, Майлзом Дэвисом, Луи Армстронгом является наиболее значительной фигурой в истории джаза, оказавшей влияние как на современных джазовых музыкантов, так и на школу импровизации в целом.
В 1940-е годы оставался относительно неизвестным и играл в различных оркестрах.
В 1955 году он присоединяется к коллективу Майлза Дэвиса. Когда Колтрейн решил уйти из квинтета, Дэвис — по условиям контракта с одной из звукозаписывающих компаний — в срочном порядке дописывает с ним в 1956—1957 годах альбомы «Relaxin’» (1956), «Cookin’» (1957), «Steamin’» (1961) и «Workin’» (1959).
К концу 50-х и к началу 60-х годов Колтрейн создаёт наиболее значимые для наследия джаза альбомы («A Love Supreme», «Coltrane Jazz», «Giant Steps»), являющиеся, по сути, хрестоматией для основ изучения джазовой импровизации.
В 1960-е Колтрейн создаёт свой классический квартет, в который вошли пианист Маккой Тайнер, басист Джимми Гэррисон и ударник Элвин Джонс. Квартет Колтрейна считается одной из наиболее значительных групп в истории джаза, а некоторые историки рассматривают его как наиболее влиятельный из всех джазовых ансамблей.
В 1962 году Колтрейн делает совместную запись с Дюком Эллингтоном, что свидетельствует о его признании со стороны мэтра. Наряду с этим Колтрейн играл с такими признанными мастерами, как Телониус Монк, Сонни Роллинс, Майлз Дэвис и др.
По мере развития карьеры Колтрейн и его музыка приобретали все более духовный наклон. Колтрейн повлиял на бесчисленное количество музыкантов и остаётся одним из самых значительных саксофонистов в истории музыки. Он получил множество посмертных наград. В 1971 г. была создана церковь Святого Джона Колтрейна, которая в 1982 г. вошла в состав Африканской православной церкви, которая таким образом признала его канонизацию. Также Колтрейн получил специальную Пулитцеровскую премию в 2007 году.
По случаю хочу вспомнить недавний юбилейный перевыпуск его альбома...
В честь месяца джаза лейбл Rhino выпускает переиздание одной из самых успешных работ Колтрейна. Альбом выйдет в формате двойного винила и двойного-компакт диска; в переиздание войдут ремастированный стереомикс и недавно обнаруженный мономикс.
Альбом «My Favorite Things» вышел в марте 1961 года. Он был первой пластинкой, где Джон Колтрейн сыграл не только на своем привычном тенор-саксофоне, но и на сопрано-саксофоне. Сопрано-саксофон «солирует» в двух композициях из четырехпесенного альбома, включая незабываемый заглавный трек. «My Favorite Things» — 14-минутная кавер-версия знаменитой песни из мюзикла «Звуки музыки», написанной Ричардом Роджерсом и Оскаром Хаммерстайном.
Весной того года сокращенная версия 14-минутного трека стала радиохитом. Благодаря этому успеху о Колтрейне узнала широкая аудитория, а альбом стал настоящим источником вдохновения для будущих поколений. Его культурное и историческое значение не подлежит сомнению: в 1998 году «My Favorite Things» был внесен в Зал славы «Грэмми», а в 2018 году получил золотую сертификацию.
В честь 60-летия «My Favorite Things» лейбл Rhino выпустит делюкс-версию альбома на виниле и компакт-дисках. Каждая версия содержит новый стереомикс и мономикс, ремастированные с оригинальных пленок. Мономикс был обнаружен лишь недавно, долгое время он считался утерянным.
«MY FAVORITE THINGS: 60th Anniversary DELUXE EDITION» будет доступен 20 мая в виде двойного винилового издания на 180-граммовых пластинках и двойных компакт-дисках. Обложка винилового издания в точности повторяет дизайн оригинальной пластинки. К ней прилагается буклет с редкими фотографиями, записками того времени и новыми комментариями от Бена Рэтлиффа, известного музыкального журналиста и писателя.
В примечаниях Рэтлифф делится своими впечатлениями от «My Favorite Things»: «Для альбома, который слушало так много людей, песня “My Favorite Things” впечатляюще далеко зашла, она определенно куда-то направляется. Композиция также звучит противоречиво из-за соседства ми мажора и ми минора. Вы будто бы кружитесь, иногда это производит достаточно приятное впечатление. Вы не знаете, где вы находитесь или в какой песне вы находитесь. Это замечательное сочетание максимализма и такта».
Колтрейн познакомился с сопрано-саксофоном в конце 1959 года и вскоре начал играть не только на привычном тенор-саксофоне, но и на новом инструменте. На альбоме «My Favorite Things» можно услышать его первые записи с сопрано-саксофоном. Он записал альбом в октябре 1960 года с первым составом собственного квартета, в который входили МакКой Тайнер (фортепиано), Стив Дэвис (контрабас) и Элвин Джонс (барабаны). Незадолго до начала студийных сессий Колтрейн рассказал о сопрано-саксофоне в интервью журналу Down Beat: «Мне пришлось применить другой подход, он отличается от игры на тенор-саксофоне. Но это помогает мне освободиться, дает по-новому взглянуть на импровизацию. Это как иметь другую руку».
Через год после выхода «My Favorite Things» Джон Колтрейн дал интервью журналу Jazz Hot и поделился мыслями об альбоме: «“My Favorite Things” — моя самая любимая работа из всего, что мы записали. Я не думаю, что хотел бы ее переделывать каким-либо образом. Хотя все остальные мои альбомы можно было бы немного улучшить, поправив несколько деталей.
Этот вальс фантастический: когда вы играете его медленно, в нем есть элемент госпела, что совсем не противно. Когда вы играете на нем быстро, у него появляются другие неоспоримые достоинства.
Очень интересно открыть для себя территорию, которая меняется вместе с импульсом, который вы на нее направляете. Вот поэтому мы не всегда играем эту мелодию в одном и том же темпе».(https://legatomusic.ru/catalog/id/4285849/)
TRACKLIST:
A1 My Favorite Things 13:41
A2 Everytime We Say Goodbye 5:39
B1 Summertime 11:31
B2 But Not For Me 9:35
C1 My Favorite Things 13:41
C2 Everytime We Say Goodbye 5:39
D1 Summertime 11:31
D2 But Not For Me 9:35