Кинематограф. Болеро
cand_orel — 23.09.2024Неожиданно повезло, считаю, с этим фильмом. Кучу новинок при ближайшем рассмотрении забросил в отстойник; а тут чуть не пропущенный в просмотре фильм произвел необычайно благоприятное впечатление.
Видимо, потому что снят в классической традиционной для прошлого века манере. Да — можно определить как биографический, но однозначно нескучный; да ещё с такой музыкой!
Прежде всего хотел бы акцентировать внимание на паре моментов...
Во-первых, в России фильм выходит под названием "Болеро. Душа Парижа". Видимо дистрибьюторы опять хотят принять яростное участие в авторстве фильма. Нет там ничего именно про Париж, да и действие происходит достаточно разбросано по миру; и если хочется поискать ещё какую-то душу, то стоит только в музыке...
Во-вторых, при всей академичности фильма начало и конец его знаменуются весьма интересными и вполне самодостаточными моментами, эпизодами. Вначале фильма представлен некий музыкальный коллаж музыки разных жанров и стилей, обозначая проникновение этой музыки во все сферы искусства и культуры. В конце фильма, я бы сказал, показано нетрадиционное (слово к сожалению скомпрометировано), неклассическое балетное представление мелодии — определил бы как акробатическое и атлетическое в мужском исполнении.
Фильм в сюжетных решениях не зацикливается на душевных метаниях и мучительных творческих поисках автора музыкальной идеи, а больше решен в диалогах и взаимоотношениях Равеля с его окружением в беседах о музыке и настроениях.
Конечно же излагается эта легенда о стимуле к творчеству, когда Ида Рубинштейн предлагает Равелю написать что-нибудь восточное и чувственное для неё. Кстати, очень интересно актриса справилась со своей ролью — талантливо представив нам темпераментный характер танцовщицы. До фильма у меня накопился ряд отрывочных сведений и анекдотов о ней, даже картинка какая-то вспоминается, а тут (может быть ошибочно) сложился цельный характер.
Ну, не знаю на счёт восточного и чувственного, в фильме нам представляют Равеля как первопроходца стиля индастриал, ищущего музыкальные идеи и ритмические построения в заводских цехах. Именно поэтому он требовал от исполнителей сохранения ритма и темпа без какого-либо развития, да и вообще был не согласен с уведенной реализацией своего решения на сцене.
В целом, наверное, в фильме представлены исторические наслоения сценического воплощения из более поздних времен, но я думаю, что этот вариант ему бы ещё больше не понравился.
Так сейчас картинки выкладывал, особо почувствовал, что дамы его достаточно плотно окружали, но в плане темперамента (во всяком случае по фильму) не скажем, что Равель сильно отличился. Не этого признания он ждал и искал; хотя и не избегал женского общества.
А ждал он именно музыкального признания и композиторской славы, что в принципе и с современной точки зрения в плане оригинальности и самобытности у него и случилось.
Что сказать в заключение...
Вот такая драма с ненадуманным сюжетом, да ещё с такой прекрасной
музыкой и хореографией, с классическим кинематографическим
решением, с не кривляющимися артистами, без компьютерных рисунков
как-то получилась в радость.
Если кому интересно — мои музыкальные "изыскания": Легендарные мелодии. Болеро.
И люблю я в конце поста стишок приложить обычно...
Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку на сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный —
Напев волынки скудный и печальный
И эта пляска медленных крестьян…
Испания! Я вновь тобою пьян!
Цветок мечты возвышенной взлелеяв,
Опять твой образ предо мной горит
За отдаленной гранью Пиренеев!
Увы, замолк истерзанный Мадрид,
Весь в отголосках пролетевшей бруи,
И нету с ним Долорес Ибаррури!
Но жив народ, и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!
Николай Заболоцкий