Кинематограф. Болеро

топ 100 блогов cand_orel23.09.2024

Неожиданно повезло, считаю, с этим фильмом. Кучу новинок при ближайшем рассмотрении забросил в отстойник; а тут чуть не пропущенный в просмотре фильм произвел необычайно благоприятное впечатление.

Кинематограф. Болеро

Видимо, потому что снят в классической традиционной для прошлого века манере. Да — можно определить как биографический, но однозначно нескучный; да ещё с такой музыкой!

Raphaël Personnaz as Maurice Ravel
Raphaël Personnaz as Maurice Ravel

Прежде всего хотел бы акцентировать внимание на паре моментов...

Во-первых, в России фильм выходит под названием "Болеро. Душа Парижа". Видимо дистрибьюторы опять хотят принять яростное участие в авторстве фильма. Нет там ничего именно про Париж, да и действие происходит достаточно разбросано по миру; и если хочется поискать ещё какую-то душу, то стоит только в музыке...

Во-вторых, при всей академичности фильма начало и конец его знаменуются весьма интересными и вполне самодостаточными моментами, эпизодами. Вначале фильма представлен некий музыкальный коллаж музыки разных жанров и стилей, обозначая проникновение этой музыки во все сферы искусства и культуры. В конце фильма, я бы сказал, показано нетрадиционное (слово к сожалению скомпрометировано), неклассическое балетное представление мелодии — определил бы как акробатическое и атлетическое в мужском исполнении.

Кинематограф. Болеро Doria Tillier as Misia Sert
Doria Tillier as Misia Sert

Фильм в сюжетных решениях не зацикливается на душевных метаниях и мучительных творческих поисках автора музыкальной идеи, а больше решен в диалогах и взаимоотношениях Равеля с его окружением в беседах о музыке и настроениях.

Кинематограф. Болеро Jeanne Balibar as Ida Rubinstein
Jeanne Balibar as Ida Rubinstein

Конечно же излагается эта легенда о стимуле к творчеству, когда Ида Рубинштейн предлагает Равелю написать что-нибудь восточное и чувственное для неё. Кстати, очень интересно актриса справилась со своей ролью — талантливо представив нам темпераментный характер танцовщицы. До фильма у меня накопился ряд отрывочных сведений и анекдотов о ней, даже картинка какая-то вспоминается, а тут (может быть ошибочно) сложился цельный характер.

В. А. Серов, «Ида Рубинштейн» 1910
В. А. Серов, «Ида Рубинштейн» 1910

Ну, не знаю на счёт восточного и чувственного, в фильме нам представляют Равеля как первопроходца стиля индастриал, ищущего музыкальные идеи и ритмические построения в заводских цехах. Именно поэтому он требовал от исполнителей сохранения ритма и темпа  без какого-либо развития, да и вообще был не согласен с уведенной реализацией своего решения на сцене.

Кинематограф. Болеро

В целом, наверное, в фильме представлены исторические наслоения сценического воплощения из более поздних времен, но я думаю, что этот вариант ему бы ещё больше не понравился.

Кинематограф. Болеро Emmanuelle Devos as Marguerite Long
Emmanuelle Devos as Marguerite Long

Так сейчас картинки выкладывал, особо почувствовал, что дамы его достаточно плотно окружали, но в плане темперамента (во всяком случае по фильму) не скажем, что Равель сильно отличился. Не этого признания он ждал и искал; хотя и не избегал женского общества.

Кинематограф. Болеро

А ждал он именно музыкального признания и композиторской славы, что в принципе и с современной точки зрения в плане оригинальности и самобытности у него и случилось.

Кинематограф. Болеро

Что сказать в заключение...
Вот такая драма с ненадуманным сюжетом, да ещё с такой прекрасной музыкой и хореографией, с классическим  кинематографическим решением, с не кривляющимися артистами, без компьютерных рисунков как-то получилась в радость.

Если кому интересно — мои музыкальные "изыскания": Легендарные мелодии. Болеро.

И люблю я в конце поста стишок приложить обычно...

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку на сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный —
Напев волынки скудный и печальный
И эта пляска медленных крестьян…
Испания! Я вновь тобою пьян!
Цветок мечты возвышенной взлелеяв,
Опять твой образ предо мной горит
За отдаленной гранью Пиренеев!
Увы, замолк истерзанный Мадрид,
Весь в отголосках пролетевшей бруи,
И нету с ним Долорес Ибаррури!
Но жив народ, и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!

Николай Заболоцкий

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В январе по дому летали 5-6 мелких (до 1 см) чёрных ос, позже собрал их трупики с подоконника и оказалось, что помимо чёрной с большой головой и тонкой талией, в наличии пара полосатых с такого же размера. на оконной раме нашёл одно округлое глиняное гнездо (10-11 мм в диаметре). Было бы ...
Девушки, пишу в сообщество впервые, хотя подписалась на него три года назад. Но тогда замер плод и поговорить было не о чем. Теперь у меня 14-я неделя, полет нормальный, но есть одна проблема. Я очень нервничаю. У меня было очень тяжелое детство, папа деспот и практически ежедневные ...
Администрация Екатеринбурга решила провести опрос среди жителей города о его благоустройстве, однако уже первый вопрос вызвал недоумение горожан, так как им предлагается выбрать пол: мужской, женский или «другое». На месте третьего варианта можно вписать свой собственный ответ, ...
Так вы думаете, что деньги — корень зла? А вы не задумывались над тем, что является корнем денег? Деньги — инструмент обмена, который может существовать, только если есть производимые товары и люди, способные их производить. Деньги — ...
— Люба, он моет макароны!! — Он специалист, ему виднее. — Люба! Он их сушит!!! (из к-ф\ма "Берегите женщин") Когда почти двадцать лет назад я впервые в Италии сварила макароны и  по привычке начала промывать их под струей воды, одна итальянка схватилась за голову и ...