День рождения. Давид Тухманов
cand_orel — 20.07.2024Давид Фёдорович Тухманов (род. 20 июля 1940, Москва, СССР) — советский и российский композитор, пианист, народный артист России (2000). Лауреат двух Государственных премий РФ (2003, 2020) и премии Ленинского комсомола (1977).
Давид Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве. Отец, Фёдор Давидович Тухманов (армянин по национальности) — инженер; мать, Вера Анатольевна Карасёва — музыкант, композитор.
Начал занятия музыкой в раннем детстве под руководством матери, а затем поступил в музыкальную школу 10-летку им. Гнесиных по классу фортепиано; его первой учительницей была Е. Эфрусси. Елена Фабиановна Гнесина всячески поощряла его стремление сочинять музыку. Первыми опытами были пьесы для фортепиано, вокальные произведения — романсы, баллады. Начиная с 7-го класса школы были регулярные занятия по композиции и теории музыки с Львом Николаевичем Наумовым.
В 1958 году Тухманов поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического государственного института им. Гнесиных. В институте учился в классе Ф. Е. Витачека, окончил институт в 1963 году. Дипломной работой композитора была оратория для хора, оркестра и солистов «За далью даль» на отрывки из поэмы А. Твардовского, а также цикл баллад и романсов на стихи Генриха Гейне в переводе русских поэтов (первым исполнителем этих романсов был молодой Александр Градский). После окончания института Тухманов был призван в армию, служил в Ансамбле песни и пляски МВО, где руководил оркестром.
Работать в жанре песни начал в 1960-е годы. Первая пластинка, вышедшая на фирме «Мелодия» в 1965 году, обозначала Тухманова как аранжировщика к песням Булата Окуджавы и Юрия Визбора. Свой первый эстрадный хит «Последняя электричка» (автор слов — Михаил Ножкин) написал в 1964 году. В 1966 году в радиопередаче «С добрым утром!» её исполнил певец Владимир Макаров, открыв дорогу песням Тухманова на телевидение. Позже перешёл к написанию цикла патриотических песен, из которых известными стали «Я люблю тебя, Россия», «Мой адрес — Советский Союз», «Мы — большая семья» и другие.
В 1968 году поэт Онегин Гаджикасимов написал на мелодию Тухманова «Восточную песню». После появления на Всесоюзном радио в передаче «С добрым утром!», песня сделала знаменитым в СССР её первого исполнителя — Валерия Ободзинского, с которым Тухманов сотрудничал до 1974 года.
В 1972 году был удостоен Премии Московского комсомола за песни гражданской темы — «День без выстрела», «Земля черна» и другие.
В 1972 году был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», в котором Тухманов впервые объединил песни в один альбом, где звучали голоса новых исполнителей — А. Градского, Леонида Бергера, В. Ободзинского, Н. Бродской, Г. Ненашевой. Получилась пластинка, объединённая по принципу сюиты, иными словами, с чётко выстроенной концепцией. Сам Тухманов позже заявлял, что все его пластинки — это эксперименты над музыкой в стремлении создать что-то новое, необычное, а принцип сюитности был заимствован у The Beatles, в особенности из канвы альбома Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. Одновременно Тухманов активно сотрудничал с ВИА «Весёлые ребята», «Самоцветы», «Лейся, песня», усложняя аранжировки эстрадных песен, делая их близкими к арт-року.
Следующий этап... Мой адрес — Советский Союз, 1973:
«Эта весёлая планета» — советский фантастический музыкальный комедийный телефильм, вышедший на телеэкраны 31 декабря 1973 года. Согласно записям режиссёра Юрия Цветкова, за 30 лет фильм был показан в новогоднем эфире около 40 раз.
В фильме в разных исполнениях звучат песни Тухманова, который был композитором фильма, — «Наши любимые», «Сердце любить должно», «Белый вальс», «Вечное движение», «Листопад».
1975 год ознаменовался появлением песни «День Победы» на стихи Владимира Харитонова. Песню сначала не брали на ТВ и радио, сочтя музыку Тухманова фокстротом, а стихи Харитонова — легкомысленными. Тем не менее, Лев Лещенко без официального разрешения исполнил песню на концерте ко Дню милиции, чем обеспечил ей народное признание, два раза исполнив её вживую на фестивале «Песня года» в 1975 и 1976 годах.
В 1976 году вышел диск «По волне моей памяти», написанный на стихи классических поэтов. В записи приняли участие молодые, неизвестные в то время певцы (Александр Барыкин, Александр Лерман, Сергей Беликов, Мехрдад Бади, Игорь Иванов). Пластинка более чётко представляла собой сюитную работу с применением рок-музыки, классики. Альбом был распродан тиражом в 2,5 миллиона экземпляров.
«По волне моей памяти» — концептуальный альбом композитора Давида Тухманова 1976 года. Назван по одной из вошедших в альбом песен на стихи Николаса Гильена в переводе Инны Тыняновой. Тухманов определял жанр альбома как арт-рок. Участвовавшие и не участвовавшие в альбоме музыканты оценивали его как «революцию» в современной им (прежде всего советской) популярной музыке; сразу после своего появления альбом стал в СССР культовым.
Фактическим продюсером альбома, при участии Тухманова, выступила его жена Татьяна Сашко; она же отбирала весь литературный материал для альбома. Большая часть молодых и малоизвестных на момент издания альбома солистов получила всесоюзную, главным образом аудио-, известность — Мехрдад Бади, Игорь Иванов, Александр Бырыкин, Владислав Андрианов, Сергей Беликов, Людмила Барыкина. Известность двоих солистов, Наталии Капустиной и Александра Лермана, не персонифицировалась — их имена в связи с эмиграцией в США были изъяты с альбома цензурой. Все клавишные партии в альбоме были сыграны самим композитором.
В середине 1970-х годов, по мнению Давида Тухманова, для популярной музыки в СССР сложилась достаточно уникальная ситуация, в которой сошлись «советская песня с её замечательными чертами, художественными и поэтическими», «новые веяния западной музыки», коммерциализация популярной музыки («фирма „Мелодия“, государственная организация, начала думать о коммерции») и ослабление цензуры («чуть посвободнее стало в прохождении материала»). Сам Тухманов, написавший к этому времени несколько шлягеров, чувствовал, что как композитор реализован не полностью. Свои знания в области классической музыки он хотел соединить «с ритмическими формами популярной музыки — электронным звучанием, аранжировкой…»
Новизна задачи была ещё и в том, что музыку, «которую можно назвать и эстрадной», Тухманов соединял с классической поэзией. При этом тексты для него были первичны, и на поиск стихов, «которые могли бы уложиться в форму песен и звучать современно», ушло длительное время. Большинство текстов были переводами, и Тухманов решил использовать в песнях цитаты на языке оригинала — чтобы «намекнуть» слушателям на то, что «поэзия-то, в принципе непереводима».
Татьяна Сашко при первой встрече в феврале 1976 года с Сергеем Беликовым, записавшим затем для альбома песню «Сентиментальная прогулка», сказала ему, что суть проекта — «подать классическую поэзию в современной музыкальной обработке».
Время работы над диском также совпало с переломным моментом в советской эстраде, о котором Тухманов говорил: «Пение в современной манере с трудом приживалось на нашей эстраде, считалось, что нужно петь классически поставленными голосами и лучше без микрофона. Но микрофонное пение позволило выявить в голосе новые краски!»
Тухманов называл альбом «циклом», а его написание — «сочинением». Жанр всего альбома он определял как арт-рок.
А мне просто не хотелось афишировать всё раньше времени, мы старались работать так, чтоб поменьше народу было кругом. Чтобы не спугнуть. Я и на худсовете играл и пел эти песни очень мягко, на манер классики, а после того, как худсовет всё утвердил, мы могли писать, петь, играть и записывать что угодно, опасаться было нечего.
Созданным в период с 1976 по 1985 годы шлягерам свойственны мелодизм, яркие аранжировки и безукоризненное исполнение. Такие песни, как «Так не должно быть», «Олимпиада-80», «Родина моя», «Там в сентябре», «Как жаль» — вершины мастерства Тухманова, где переплелись классическая музыка, хард-рок, симфония. Тухманов открыл дорогу в будущее таким исполнителям, как Валерий Леонтьев, Александр Барыкин, Николай Носков, Яак Йоала.
Пластинка 1982 года «НЛО», записанная с рок-группой «Москва» выполнена в стиле хард-рока на стихи поэтов-классиков. Для солиста группы Николая Носкова Тухманов в 1983 году написал композицию «Ночь», на стихи 1915 года поэта Владимира Маяковского.
В январе 1981 года Давид Тухманов организовал рок-группу «Москва». В состав вошли музыканты ВИА «Надежда» — лидер-гитарист Алексей Белов, барабанщик Дмитрий Серебряков и певец и ритм-гитарист Николай Носков. Тухманов стал продюсером группы; поскольку этот термин в СССР не использовался, он мог назвать себя художественным руководителем, но предпочёл оставить должность руководителя Белову.
На даче Тухманова, где у того была собственная студия звукозаписи, музыканты несколько месяцев репетировали, ища вместе с автором песен наилучшие варианты аранжировок, а затем приступили к записи альбома (хотя на клавишных играл и Белов, Тухманов сыграл на синтезаторах и фортепиано). Слушавшие этот альбом получили возможность узнать голос и оценить талант солиста группы «Москва», Носкова. «Давид Федорович был очень требовательным: нужно было спеть именно так, как он поставил задачу, а здесь и диапазон, и фирменная школа». Но, писал в рецензии на альбом музыкальный критик Ю. Филинов, «вокальные партии как бы чуть смещены „за“ инструментарий. Это заставляет вслушиваться в произведения с особой чуткостью». Однако это не могло не мешать оценить вокал и хорошо разобрать все слова. Филинов, видимо, сам понимал это, потому что с другим и не слишком убедительным аргументом заметил: «раз пластинкой представлены мастера советской поэзии, то следовало, видимо, и сами стихотворения отпечатать на вкладыше», назвав отсутствие такого вкладыша маленькой недоработкой «со стороны фирмы „Мелодия“».
Альбомы 1985 года «Ступени» (группа «Карнавал») и «Сама любовь» (Яак Йоала) в очередной раз доказывают умение Тухманова написать яркие мелодии с применением электронных синтезаторов. Несколько ярких номеров в том же стиле записали Сергей Беликов, Валерий Леонтьев, Людмила Сенчина.
В 1984 году группа «Карнавал» попала в «чёрный список» Министерства культуры, но выступала как группа Александра Барыкина, поскольку запрещено было название, а не работа конкретных музыкантов. Проблемы всё равно возникали, и Барыкин позвонил Давиду Тухманову с просьбой дать несколько его песен для переработки и дальнейшего исполнения. Тухманов сказал о сохранности текстов Игоря Кохановского методом сочетания не только мелодии, но и аранжировок с концепцией стиха. Остальное было за музыкантами. Аранжировки они выполнили с применением электрогитар, клавишных, саксофона, флейты и ударных. Басовая партия, исполненная на клавишных, напоминала манеру игры покинувшего группу из-за личных проблем бас-гитариста Евгения Казанцева, что позволяет предположить — она была подготовлена им.
Песни Тухманова и Барыкина были записаны, а весной 1985 года растиражированы как магнитоальбом «Запасной игрок» (туда, помимо включённых в пластинку песен, входила и песня Барыкина «Спасательный круг»). Массовая аудитория услышала песни через полгода, когда вышел винил. Альбом пользовался большим успехом, было продано свыше пяти миллионов копий. За это Тухманов получил 1800 рублей, а Барыкин — 800.
В 1986 году Тухманову было предложено вести проект «Электроклуб», куда входили солисты Ирина Аллегрова и Игорь Тальков. Постепенно Тухманов стал отдаляться от эстрады, в основном работая в жанре камерной музыки, хотя по словам Александра Градского, ещё в 1974 году во время экзаменов в Гнесинский институт, он исполнял камерные творения Тухманова на стихи Генриха Гейне.
Группа «Электроклуб» существовала с 1985 по 1993 год. Музыкальный руководитель — Владимир Дубовицкий. Художественный руководитель — Давид Тухманов. Группа была создана на основе ансамбля «Огни Москвы» Оскара Фельцмана, в котором работали музыканты исходного состава и солистка Ирина Аллегрова, до этого уже много лет работавшая на сцене.
В 1986 году из группы Людмилы Сенчиной приходит певец, композитор и аранжировщик Игорь Тальков. Его можно считать идеологом группы и автором музыкальной концепции. Особую популярность принесла песня «Чистые пруды». В 1987 году за песню Талькова «Три письма» группа была удостоена премии эстрадного конкурса «Золотой камертон», а также получила возможность записать свои песни на пластинку.
После выхода первой пластинки Игорь Тальков покинул группу, и тогда Тухманов решил забрать солиста из группы «Форум». Так и случилось в 1987 году, тогда же группа засела за запись нового альбома, и в ноябре процесс уже шёл полным ходом. Качество звучания оказалось явно хуже первого альбома и пластинка с трудом продавалась. Из группы «Форум» пришли Лазарь Анастасиади, Александр Назаров, Виктор Салтыков, Александр Дроник.
Основой репертуара являлись песни Давида Тухманова, однако в репертуаре присутствовали и отдельные песни других авторов, в частности, солиста группы — Игоря Талькова и композитора Игоря Николаева. Это разночтение и привело к тому, что, несмотря на бешеную популярность, группа теряла интерес публики. К тому времени уже вышла пластинка «Электроклуб-2».
В 1989 году в содружестве с известным детским поэтом Юрием Энтиным был написан мюзикл «Багдадский вор», премьера которого состоялась в 1990 году в московском театре «Сатирикон» и одновременно в Свердловском театре музкомедии.
В 1991 году уехал жить в Германию. Начиная с 1995 года, после перерыва, связанного с пребыванием в Германии, Тухманов начал работать над детскими музыкальными проектами, создавая репертуар для детских ансамблей, хоров и театральных шоу.
В 1997 году вернулся в Россию.
В 2000 году отметил 60-летний юбилей большими авторскими концертами в ГЦКЗ «Россия». Тогда же ему было присвоено звание Народного артиста России.
Осенью 2001 года состоялась премьера спектакля «Мадлен, спокойно!», музыку к которому Тухманов написал специально для Людмилы Гурченко.
В 2002 году для празднования Дня славянской письменности и культуры в г. Новосибирске Тухманов создал ораторию «Легенда о Ермаке» для большого хора, солистов и оркестра.
В июне 2003 года в московском театре сатиры состоялась премьера комедии «Слишком женатый таксист», музыка к которому была написана Д. Тухмановым.
Тухманов создавал музыкальное оформление празднования Дня независимости России на Красной площади в Москве в 2003 и 2004 годах. В области камерной музыки композитором созданы циклы баллад и романсов: «Квадратные окошки» на стихи Иннокентия Анненского, «Сон Себастиана» на стихи австрийского поэта Георга Тракля, поэма для скрипки и оркестра «Святая ночь». Одна из новых работ — музыкально-поэтическая программа «Танго снов Бориса Поплавского».
В 2004 году на сцене Государственного Кремлёвского дворца прошли авторские концерты композитора «Притяжение любви».
С 2005 года проживает в Израиле, г. Кирьят-Оно, с женой Любовью Викторовной.
В конце 2005 года закончил работу над оперой «Царица» (авторское название «Екатерина Великая»; либретто Ю. Ряшенцева и Г. Полиди); написал песню «Астана» на стихи поэта Б. Канапьянова. В том же году был записан цикл песен на стихи Бориса Юлиановича Поплавского, выпущенный только в 2011 году. Премьера оперы «Царица» прошла 22 июля 2009 года на сцене Александринского театра (Санкт-Петербург). 25 ноября состоялась московская премьера оперы, спектакли прошли на сцене Государственного Кремлёвского дворца.
В 2009 году создал цикл на стихи А. С. Пушкина, который был исполнен Олегом Митяевым, Мариной Есипенко, а также с молодым певцом Витольдом Петровским. Премьера состоялась в киноклубе «Эльдар» Э. Рязанова, позже была представлена в музее-заповеднике «Михайловское» и на сценах БКЗ «Октябрьский» и Государственного Кремлёвского Дворца.
В 2009 году фирма «Бомба-Мьюзик» выпустила два DVD-диска с архивными материалами на музыку Давида Федоровича.
19 и 21 марта 2010 года опера «Царица» прошла на сцене Музыкального театра «Премьера» в г. Краснодаре. В юбилей композитора, 20 июля 2010 года, театр «Геликон-Опера» представил оперу «Царица» на новой сцене Большого театра в г. Москве. Написание оперы было приурочено к подготавливаемому юбилейному празднованию 400-летия Дома Романовых (1613—2013) в России и за её пределами.
С 26 июля 2010 года Тухманов — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).
30 июля 2010 года вечер на фестивале «Новая волна» в Юрмале был посвящён юбилею композитора. Там же ему был вручён Орден за заслуги перед Отечеством IV степени.
В настоящее время Давид Тухманов живёт на три дома — в Израиле, России и Центральной Европе. В Израиле живёт в небольшом городе Кирьят-Оно, входящем в Тель-Авивский мегаполис.