День подводника
germanych — 19.03.2010По каналу «Звезда» показали фильм про поход четырёх советских дизельных подлодок с атомными торпедами на борту в октябре 1962 года в сторону Кубы (Карибский кризис). В фильме поделились воспоминаниями непосредственные участники похода – морские офицеры, командовавшие этими лодками. Фильм интересный и с характерными деталями, ярко характеризующими советскую военную мощь.
Позабавил эпизод, в котором рассказывалось, как лодки готовились к походу. На борт завезли консервы – «гораздо лучшие», как сказал один из бывших командиров. Какие же были консервы до похода он не уточнил. Можно только догадываться. Выделили новые холодильники «ЗИЛ». Правда они на лодки не влезли из-за своих габаритов. Матросам и офицерам выдали невиданное одноразовое бельё! За сутки до выхода в море на каждую лодку погрузили по одной торпеде с ядерным зарядом. И, как меланхолично добавил один из бывших офицеров, «при этом как всегда необходимые детали для замены неисправных, лодкам выделены не были. Нам сказали: ищите пути скорейшего выхода в море, а не уклонения от выполнения приказа». В итоге, у одной из лодок во время похода отказало два дизеля из трёх, а в Саргассовом море, когда лодки уже вовсю преследовались американскими эсминцами, сломался и третий дизель.
Ещё забавно, что команды лодок, включая командиров, ничего о начавшемся Карибском кризисе и о том, что мир находится в нескольких шагах от атомной войны, из Москвы не узнали. «Нам передавали передачи об уборке урожая», рассказывает один из участников похода. Однако, поскольку лодки находились уже сравнительно недалеко от берегов США, они примерно мировую ситуацию узнавали из прослушивания американских радиостанций.
Поскольку против четырёх – дизельных! – советских подлодок, американцы в Саргассовом море сосредоточили такие силы, что на каждую лодку приходилось порядка 50 кораблей разных классов, включая авианосец, что-либо иного, кроме запуска торпеды с ядерным зарядом, лодки предпринять не могли бы. При этом из четырёх командиров лодок только один имел хоть какие-то навыки обращения с ядерным оружием. При аварийном ночном всплытии после двух суток под водой одной из лодок среди американских кораблей, которые тут же открыли предупредительный огонь, нервы командира не выдержали и он чуть было не пустил по американцам ядерную торпеду. По чистой случайности этого не произошло – помощник командира заметил, что американцы подают сигналы и было решено с пуском торпеды малость повременить.
Условия, в которых проходил поход и непосредственное соприкосновение с американским флотом, можно назвать ужасными. Через Атлантику шли в условиях сильного шторма. Как отметил один из бывших офицеров: «В лодке пахло неважнецки – вся команда блевала». А в спокойных, но жарких Саргассах в лодках даже в самых холодных отсеках температура была около 40 градусов (а в самых жарких, по уверению диктора, доходила до 70). Когда же они были обнаружены американцами, то временами находились под водой до последнего, когда уже просто не оставалось воздуха.
После того, когда кризис миновал и три лодки вернулись на базу (одну, у которой вышли из строя все три дизеля, отбуксировали ещё раньше), то с удивлением обнаружили на базе новые лодки с точно такими же номерами – ибо начальство уже их похоронило. После похода командиров лодок вызвал к себе тогда ещё первый заместитель министра обороны Гречко и устроил им образцово-показательный разнос. А когда узнал, что одна из всплывших ночью для зарядки полностью разрядившихся аккумуляторов лодок, подпустила к себе американский эсминец на расстояние 50 метров, Гречко обматерил командира: «Что же вы, суки, мать-перемать, гранатами их не забросали».
Как грустно заметил в конце фильма диктор: «Единственные, кто ждал экипажи лодок живыми – это семьи моряков».
Советские подводники конечно же были героические ребята. И вечная память всем, кто навеки сгинул в пучине вод морских. Однако же печально, что рисковали они своими жизнями, выполняя шизоидальные приказы коммунистического руководства в Москве. А приказы эти чуть не поставили не то что жителей страны, а жителей всего мира на грань полного истребления в горниле ядерной войны. А что, чудесно жилось в СССР гражданам – спокойно, безопасно и с полной уверенностью в завтрашнем дне. Особенно осенью 1962 года.