День первый. Первая скала. Адъ Monte Paterno (2 744m).
muha_elka — 01.10.2012

Друзья поляки ехали в отпуск в Альпы. Пригласили меня с собой. Выехав на прогулку в курорт (как я считала) я оказалась в компании альпинистов намеревавшихся покорить 4 скалы в Альпийских Доломитах. Выйдя утром из отеля на экскурсию (как я считала) я на 12 часов зависла на скале 2744м. Совет: прежде чем пойти с друзьями иностранцами в горы, интересуйтесь точным переводом непонятных слов. Горы такое дело... Там, на скалах, как никогда работал мой девиз: есть проблемы? решай их! не можешь? сдохни! и не надо здесь бегать, как бешеная собака.
Не знаю, как горные штуки называются на русском. Никогда до этого в горах не была и с альпинистами не общалась. Напишу словарик для того чтобы читатели моей истории понимали о чем речь.
Треккинг - подьем на гору по тропе. По треккинговым трассам бродят туристы с рюкзаками. Поднимаются довольно высоко. Это очень тяжело физически, но безопасно (насколько это может быть безопасно в горах).
Схрониско - домики встречающиеся на горах и скалах. Там можно передохнуть, спрятаться от непогоды. В некоторых схрониско можно поесть и выпить.
Ферата - подьем на скалу.
Полка - на отвесной скале выступы 10-30 см шириной по которым можно идти не вверх или вниз, а, как по полке, вдоль скалы. Полки обеспечены страховыми крюками вбитыми в скалу. За крюки и металлические линии натянутые между ними можно цеплять свои страховочные карабины.
Щит - подьем на вершину скалы. В нашем случае это были отвесные скалы и хребты шириной несколько метров и высотой от 10-100 метров. Поднявшись на щит ты оказываешься на остроконечной макушке. На ней стоит (например) крест и ты стоишь и писаешься от восторга и ужаса одновременно.
Ну и мне, внезапно оказавшись на скале, пришлось скоропостижно выучить еще кучу слов чтобы не умереть в процессе подъема-спуска. Уже вися на скале (!) я научилась как нужно перещелкивать карабины страховки, узнала что такое "пшэпинаць", "дробина", "стопень", "упшонж" и т.д.
Введение закончено и сейчас "чайник в горах"
Выехав во вторник в 6:25 утра группой в 10 человек + 3 проводника из Польши в Италию, на место мы прибыли дождливой ночью. (О дороге я напишу отдельный пост). Маленький итальянский городок Cortina d'Ampezzo со всех сторон зажатый скалами встретил нас туманно.

В 8 утра, после завтрака, друзья спросили "Ты идешь на ферату?" Я, опрометчиво не поинтересовавшись что такое "ферата", сказала "Конечно!", получила снаряжение, нарядилась в легинсы, шорты, треккинговые ботинки, термобелье, куртку и смело прыгнула в автомобиль.


Проехав 15 серпантинных живописных километров вверх мы запарковались в горах у первого схрониско. Горы мне немедленно понравились несмотря на то, что на высоте, в отличии от ласковой долины, была зима. Я порадовалась, что взяла с собой свитер и запасные теплые носки. Попа и щеки нещадно мерзли на ветру.

Агата фотографировала облака заползающие на дорогу. Я, умиляясь, фотографировала Агату. Облака цвета "петербургская серая" меня не настораживали, как ребенка не настораживает первая встреча с кипящим чайником.

Изучив карту местности, выпив чая в схрониско, дружно двинулись по дороге к скалам.


Подойдя к подножью скалы все "убрались в упшонж" и каски. Тучи тем временем окончательно нас окутали. Воздух стал собираться каплями на лице и одежде. Все сокрушались о том, "цо нема пенкных видоков", тучами закрыт живописный пейзаж.

Я, довольная как молочный поросенок, интересуюсь идет ли мне каска и "жаль, что не купила гетры". Все еще думаю, что сейчас начнется какой-нибудь забавный атракцион.

Мариуш и Эвелина (наши проводники-альпинисты) показывают как прищелкивать карабины к страховочным крюкам. О проводниках (Мариуш, Домиан и Эвелина) я расскажу подробнее чуть позже. Скажу только, что Мариушу я обязана жизнью и после первого дня на горе не отходила от него ни на шаг.

Проверив страховку и одежду каждого, проводники, по треккинговой трассе, повели нас на гору к скале. Вот здесь я впервые поняла, что история совершенно не смешная и не из разряда "клевое приключение". Дыхание от крутого подъема в гору перехватывало и я, захлебываясь ветром, останавливаясь через каждые три шага думала, что мои легкие вот-вот взорвутся.

Поднявшись на гору и немножко на скалу мы, включив на касках фонари, нырнули в тоннель-пещеру, согнувшись пополам проползли по ней и вынырнули с обратной стороны скалы. Выпрыгнув из пещеры я (как кур в ощип) крикнула "твою мать!! WTF???" Судорожно схватилась за камни пытаясь привести кружащуюся голову в порядок. С неба мелкими каплями заморосил холодный дождь. МЫ БЛЕАЦЬ ПРИШЛИ НА ФЕРАТУ! Мы пришли на ферату, и, поделившись на три группы, пошли по полке вдоль скалы перещелкивая карабины страховки с одного крюка на другой. Я шла в первой группе и, останавливаясь на подходящей ступеньке, фотографировала тех, кто идет позади. Волнение первых минут прошло. Я начала получать удовольствие от движения.




Вот мы двигаемся по "полке". Тео уже стоит на ней, а Куба сзади висит на страховке и смеется. Нам всем пока еще адреналиново весело. Между тем ветер с дождем усилились и начали основательно мешать. Но в плохой погоде был плюс. Мы не видели то, что под нашими ногами. Тучи себе и тучи. Идем себе вверх и идем.

Наконец, добрались до ступеньки на которой умещалось аккурат 10 человек. Ветер срывал рюкзаки с плечей, дождь лил, мы смеялись и прижимались друг к другу ожидая, когда подойдут две оставшиеся группы.

Когда все собрались, проводники спросили хотим ли мы подниматься на ферату дальше. Никто не сомневался ибо адреналин уже мощным хукком ударил по нашим головам, мы не видели где мы, никто не понимал, как высоко нужно подняться еще. Все немного вымокли, подмерзли, но ни для этого же взошли на 2000м чтобы вдруг остановиться! Пошли дальше.

Дождь поливал, как из ведра. Между камней начали образовываться ручьи. За поворотом скалки (на фото) пришлось лезть вверх прижимаясь животом к камням, перещелкивая карабины от одного крюка к другому. (На каждом человеке два карабина. Сначала ты на страховочную линию перещелкиваешь первый карабин и только потом перещелкиваешь второй. Делаешь пару шагов вперед. Потом снова перещелкиваешь первый карабин и второй).
Вскарабкавшись еще метров на 200 вверх остановились на следующей ступеньке. Ветер выл. Дождь хлестал наотмашь. Температура воздуха опустилась до 4 градусов. Все начали стыть. Дышали на руки. Прыгали чтобы согреться. Проводники предложили тем, кто больше не может продолжать, спуститься вниз потому что впереди самая трудная часть фераты - подьем на щит. Придется лезть по отвесной скале вверх вися на страховочных линиях на руках. Никто не хотел возвращаться. Все хотели на щит. (Как потом выяснилось, группа считала, что там, за перевалом, будет пологий спуск к земле. Не может быть сложного спуска, так как все и так уже исдохли!). Я решительно не хотела идти вверх. Но идти вниз, значит отбрать одного проводника. Посчитала, что не имею права забрать у такой большой группы страховщика и промолчала. Домиан и Мариуш вынули из рюкзаков веревки и начали привязывать людей друг к другу. Наша группа: мариуш - иза - я - ася - тео. Между нами было по 2 метра веревки. Все это меня жутко пугало. Еще больше пугало состояние моего тела. Я буквально окоченела и еле шевелила пальцами. Коченела, но старательно, из последних сил, делала фото (пока камеру не залило водой). Считала, что не могу не зафиксировать такое событие - первый щит.

Думаю: ребята..пипец... я хочу вниз! что за херня. я сейчас замерзну. что вы делаете!

Немного поднявшись на скалу ребята, один за другим, заворачивали за угол и начинали подьем вверх по узкой расщелине в скале. Из расщелины начали раздаваться матерные вопли на польском и английском языке. Меня колотило. Я ждала нашей очереди.


Мариуш завернул за угол. Потом Иза, которая тут же закричала. Потом за угол завернула я и тоже заорала. Сверху, прямо на голову лился водопад ледяной воды. За несколько секунд вода наполнила мои ботинки, мой рюкзак, потекла под куртку, пропитала свитер и белье. Мне нужно было поднять голову чтобы увидеть скалу, чтобы увидеть камешки за которые я могу ухватиться, чтобы увидеть страховочный крюк..., а я не могла поднять лицо потому что струя била прямо в глаза. Я закричала: Мариуш! Я не могу! Я не иду дальше! Мы можем вернутся вниз?
- Нет! Теперь только вверх! - крикнул Мариуш.
И вот в этот момент я единственный раз допустила волну парализующей паники и отчаяния. Я висела на скале в два километра высотой, на голову лился ледяной поток. Руками я держалась за страховочную веревку, ногами (сведенными судорогой от холода) упиралась в гладкую отвесную стену. "Хэлп ми! Стоп! Я не могэ! Я невем цо робиць!" - орала я. Мариуш каким-то образом зафиксировавшись на камне в 4 метрах над моей головой, крикнул: спокуй Ника! Я тебя держу! - и потянул веревку вверх. Он поднял меня на несколько метров и я смогла зацепить карабин за следующую линию. Из последних сил подтянулась и влезла на какой-то торчащий из скалы камешек. За мной, привязанная веревкой, под водопад вошла Ася и тоже закричала. Мариуш, Иза и я стали подтягивать ее на веревке. Клянусь крышной, если бы не веревка к котороя я была привязана я бы не справилась с паникой и осталась бы висеть под тем водопадом. В тот момент мне не хотелось ничего кроме как отпустить страховку и слететь вниз.
Упасть всегда так просто. Невыносимо сложно подниматься вверх.
Преодолев отвес, я на коленках, цепляясь голыми пальцами за камни, поползла вверх.
Первые две группы уже были на щите и оттуда доносились матерные крики.

Забравшись на щит я присоединилась к исполнению всего репертуара проклятий на всех известных нам языках. Щит - ребро отвесной скалы в несколько метров шириной, в центре крест. Ледяной ветер сбивал с ног. Перчатки примерзали к мтеллическим предметам. Пальцы стали синего цвета. Меня трясло как в эпилептическом припадке. Подойдя к краю ребра мы все охуели (извините). Тучи с другой стороны скалы развеялись и до нас дошло, что внизу обрыв 2744 метра! Тут же охуели второй раз поняв, что с этой хрени, нам придется СПУСКАТЬСЯ! И немедленно охуели в третий раз, потому что пошел снег!
Я из последних сил стянула перчатки. Эвелина отдала мне свои запасные. Перчатки были мокрые но с пальцами защищавщими мои костяшки от разбивания их в кровь о скалу и о металлическую страховку.
Мои мокрые легинсы покрылись инеем и мы начали спуск.



Опишу несколько ситуаций, которые в прямом и переносном смысле ВЫМОРОЗИЛИ всех, кто был на той скале. На следующий день, обсуждая скалу, все до единого называли одни и те же места в которых пришлось проявить максимум сноровки и выдержки.
Идти вниз было еще труднее. До ступеньки, на которой можно было остановиться нужно спускаться по отвесным хребтам. От ужаса и холода тряслись руки. Первым пошел Мариуш, потом Иза, потом я. И я... застряла. Сидела на макушке трехугольной гигантской скалы и не понимала как идти. Во-первых, не понимала как, во-вторых, не видела куда ставить ногу. Метрах в трех внизу меня была площадка на которую можно было бы спрыгнуть но я не могла, потому что прыгнув сдернула бы вниз Асю привязанную ко мне веревкой и висящую в двух метрах надо мной. Нужно было двигаться равномерно, а я сидела свесив ноги по разные стороны хребта. Из глаз текла вода. Из носа текла вода. С неба текла вода. Вытереть лицо чтобы расплющить глаза я не могла так как руками намертво вцепилась в камни.

Сейчас, сидя в теплой квартире с чашкой кофе, смеюсь. Наверное, это было потрясающее зрелище. С лицом перемазанным соплями, слезами и дождем, растопырив парализованные ноги на скале... сидит белорусская художница и блоггер Ника Сандрос. Ася кричала чтобы я двигалась потому что она не может прыгнуть мне на голову и долго висеть на руках на таком ветру тоже невозможно. И Мариуш снова спас меня. Он поднялся на несколько камней выше и протянул ко мне руки. Я, как на ступеньки, наступила на них и спустилась. За мной спустились Ася и Тео.

Потом скала дала нам небольшой отдых - немного полого склона. Во время ожидания пока пройдет первая группа, я доставала из кармана телефон и делала фото тыкая в кнопки обморожеными пальцами.

Не знаю, что было труднее: идти вниз или 20 минут без движения стоять на пятаке шириной в метр и ждать, пока очредную ферату пройдет идущая перед нами группа. Я даже "хэлп ми" перестала пищать. Только хрипела что-то невнятное стараясь контролировать и гасить накатывавшие волны паники. Делала глубокие вдохи сохраняя внутренее спокойствие. Видела, как дрожат ноги Изы, как сосредоточена Ася, как колотится Агата.
А впереди ждало еще большее испытание. Нужно было пройти по тропе без страховки! Слева голая скала. Под ногами плоские скользкие камни шириной в 30 саниметров и с 30 градусным наклоном в пропасть. Длинна тропы метра два. Первым прошел Тео. Потом пошла Ася. И вот тут я вспомнила Высоцкого и все его песни "если друг оказался вдруг...". Я смотрела на ноги Аси, как загипнотизированная. После того, как Ася преодолела тропу, пошла я. Шла и понимала, что если сейчас моя нога соскользнет вниз, мы все улетим нахрен. Если соскользнет нога идущей за мной Изы мы тоже все нахрен улетим.
Последние шаги ВНИЗ. Спуск со скалы занял несколько часов. Но понимание того, что ты из ада спускаешься вниз, к солнцу, давало силы. С каждым шагом вниз, с каждым камнем вниз, сил и радости, что ты жив и цел, становилось все больше.
Мариуш, видя, что я уже вне всяческой кондиции, последние сотни метров спускался рядом со мной перещелкивая мои страховочные карабины. Мои руки отказывались функционировать.

Спустились со скалы. Осталось спуститься с горы и пройти несколько километров по камням к схрониско. Мариуш по карте смотрит куда именно нам нужно повернуть.


Пройдя несколько километров по крутым склонам (вернее протащив себя), я увидела домик. До него нужно было идти еще чорт знает сколько (в горах масштабы стираются напрочь), но счастью небыло предела.

В домик я буквально вползала сбрасывая находу снаряжение, рюкзак и ботинки. Со свитера под курткой лилась вода стекая лужами на пол. Колени дрожали. Все кишочки примерзли к позвонкам. Немедленно выпила граппы, чаю и еще граппы и граппы. Через час пришли две оставшиеся группы. Все были смертельно измучены и невероятно счастливы. Дрожали и, как зверята, поглощали чай и какую-то еду. Все, что было в моем рюкзаке - плавало в воде. Только джинсы (которыя я взяла на всякий случай) лежавшие в пакете были относительно сухими. В туалете с трудом натянула их на разбитые ноги. Надевать запасные носки и кофту не имело смысла, так как они лежали в рюкзаке в луже воды.

А до стоянки автомобиля еще примерно 6 км по темной дороге в горах под проливным колючим дождем капли которого, казалось, как иглы царапали лицо.


Я шла молча. Вода лилась по всему телу и никакая одежда не была ей преградой. Мне было все равно. Мы были на земле.

Когда вошли в отель, женщина работающая там, бросилась нам навстречу с радостными криками. Сбиваясь с итальянского на английский говорила, что они все, в отеле, извелись от волнения. Такая большая группа людей ушла в горы, а там такой ураган, а на улице уже ночь, а нас нету... Она забрала всю нашу одежду и аккуратно, как мама, развесила в сушилке.
Наверное никогда еще в жизни я не была счастлива так, как на этом фото.

Скала, на которую мы поднялись по шкале сложности 6 из 10. Без учета адовой погоды.
В солнечную погоду мы все прошли бы эту трассу спокойно. Да, страшно и физически трудно, но даже мужчины поднимавшиеся с нами признали, что все, что произошло на скале, было на грани возможных сил. И дело не в скале. Дело в погоде. При 4 градусах, ливне и сбивающем с ног ветре тело не гнется и не слушает команды мозга. Никто из нас не был готов, не был экипирован для таких условий. Все были в состоянии стресса. Но тот водопад, утопивший группу, сделал всех каким-то очень близкиим людьми. Как сказал Мариуш - это было очень хардкорово. Проводники признали, что нельзя в такую погоду поднимать на скалу такую разношерстную группу. Кто-то покорял Монблан и Маттерхорн, а кто-то не поднимался выше снежных горок в Раубичах чтобы весело съехать с них на заднице.
Я, раздевшись в ванной, поливала себя струям горячей воды и плакала. Дала себе клятву никогда никогда никогда больше не подниматься в горы.
Утром, выглянув в солнечное окно и увидев скалы нависающие над Cortina, меня начала бить истерика со слезами. Поняла, что страх перед высотой въелся в мое нутро. Поняла, что я глубоко травмирована. Поняла, что мне нужно немедленно избавить себя от этого. Бросила в рюкзак снаряжение и поехала на Пунто Анну. Поехала брать высоту 2 300. И это была чудесная скала и совершенно другая история вытеснившая весь ужас прошлого дня.
Надеюсь, мама никогда не прочитает этот пост.
Спасибо за внимание.

Опасно ли носить контактные линзы: вся правда от эксперта
«Задание» (Task), 2025, США, платформа НВО.
Черепашки
Путин в Простоквашино
Праздник к нам приходит
National Geographic выбрал лучшие фотографии 2025
Обнадёживающее
Что ж .., будем "котиков" постить...


https://bit.ly/2IENXIe
Вечный заработок на хостингах от 120 000 рублей в месяц. Пакет "Базовый"
Гарантия возврата денег.