День Паринирваны
calendar_vl — 15.02.2023День Паринирваны, или День Нирваны, — махаянский буддийский праздник, отмечаемый в Восточной Азии. Его празднуют 15 февраля. Считается, что в этот день Будда Шакьямуни, когда его физическому телу пришло время умирать, вошёл в глубокую медитацию и достиг Паринирваны, т.е. полной Нирваны.
В этот день буддисты практикуют медитацию, посещают буддийские храмы и монастыри, приносят в дар деньги, одежду, предметы быта. В монастырях готовят угощение. В День Паринирваны часто читают отрывки из махаянской Махапаринирвана Сутры, которая описывает последние дни жизни Будды и учения, что он оставил своим последователям в это время. Считается уместным размышлять о своей будущей смерти, о потерях друзей и любимых, о непостоянстве — одной из важнейших тем буддийского учения. Необходимость принять потери и непостоянство ведёт к отпусканию страстной жажды, которая, как гласит Вторая Благородная Истина, и является причиной страданий. Медитацию и заслугу от практики в этот день часто посвящают недавно умершим, чтобы помочь и поддержать их, где бы они ни находились. Буддийские группы на Западе также отмечают День Паринирваны.
А я в этот день решил вспомнить посещение Храма Лежащего Будды в Таиланде.
Итак, мы опять в Бангкоке и видим это же разноцветье королевского дворца, хотя прибыли уже, наоборот, к храму лежащего Будды
И вот при просмотре именно этой красочной картины на фотографии глас божий или лично мое диссоциативное расстройство идентичности нашептали мне идею, что буддизм был первой редакцией издания новозаветных переворотов морали и нравственности в процессе развития общества, погруженного в принципе-то в религиозное повиновение на уровне суеверий и толкования примет окружающего мира. О душе и ближних реально пора стало думать.
А тут и похоронная ступа, как раз при пролистывании и мелькании калейдоскопа фотографий попала в поле зрения
Конечно, перед ликом смерти хочешь, не хочешь, а исповедаться и причаститься надо... А нету...
Но не будем впадать в упрощенчество и всеобщую распространимость религиозных ритуалов, конечно у буддистов таких церемоний нет - у них там свой моральный кодекс строителя коммунизма, правда не по двенадцати, а по восьми показателям, по-моему (по-моему - и в том и другом случае, вечно я эти даты и цифры путаю).
А про ступы... Это такие обрядовые строения для ритуального хранения праха почивших вождей. Первая (зеленая) ступа была воздвигнута еще Рамой I дабы упокоить остатки сожженного недругами изображения Будды. А потом состоялись захоронения королевских прахов. Таких (больших) ступ - еще три по 42 метра. Есть еще маленькие по 5 метров, но 91 штука; в большинстве из них Рама III своих родственников упокоил.
Так, застряли в словах - идем на вход.
Вот эти серые статуйки с жутко страшными персонажами на входе - творение китайских зодчих, они и тогда знали, чем мир испугать - не слабее короновируса...
И видим эту ступу, или же в архитектурных терминах - чеди, в деталях:
Ну да ладно, мы сюда пришли не весь этот пантеон разглядывать, хотя заслуг династии Чакри нисколько не умаляем, не умаляем и других достоинств сего места, положившего начало, к примеру, тайскому массажу. Кратенькие конспекты данного медицинского учения можно найти на многочисленных стенах бесконечных закоулков данного просветительского учреждения.
А так в поисках экзотического и чего-то необычного тут можно найти все, даже это.
Правильно, вы не ошиблись!
Но наша цель - Будда и порожденные им соответственно буддийские и парадоксально христианские моральные и духовные ценности, общественно значимые в той мере, в которой нанесены множественные драгоценные аппликации на модель Будды пока в уменьшенном варианте.
И тут я хотел бы остановить еще не утомленный разглядыванием пестрых картинок Ваш разум на кое-каких своих (моих) измышлениях, рожденных полученной извне информацией.
Конечно, Будду можно и нужно разглядывать в двух ипостасях, в коих мы рассматриваем еще одну историческую и духовную личность, определившую начало нашего родного летоисчисления.
Так вот, этот человек до буддийской своей трансформации существовал в образе принца Сиддхартхи Гаутамы, имеющего достаточно комфортный характер жизни, свойственный в принципе все принцам. Но потом, по результатам наблюдения динамики увядания жизненных процессов и всяких там парадоксальных умиротворенностей в нищете он отринул свой образ жизни и в 29 лет стал отшельником в поисках смысла жизни. В 35 лет его просветлило и пробудило, отчего он и стал Буддой, практикующим самоограничение и медитацию в поисках путей достижения нирваны. Соответственно всякие иллюзорные привязанности этой нашей любимой жизни, которые мы временами ощущаем, как практическую нирвану, на самом деле являются страданиями и не позволяют нам вступить в настоящую нирвану. Потом Будда 45 лет проповедовал свой медитативный метод, правда, настаивая, что подлинность его учения должен проверить сам каждый через медитативное созерцание собственного духа, после чего и отправился в ту самую нирвану ориентировочно в 543 году до н. э.
Что касается о духовной функции и сущности Будды...
Начать надо, наверное, с его Четырех Благородных Истин...
1 Дукха (в первом приближении, достаточно синонимично - страдание) таки существует.
2 Причиной дукхи является тришна (приблизительно - неуемная жажда чувственных удовольствий, и прочие заблуждения конкретно относительно себя).
3 Есть возможность вырваться из дукхи.
4 Есть путь вырваться из дукхи.
Абсолютно точно можно сказать, что в догмате буддизма присутствует отрицание Бога, сотворения мира, души, грехов, структурированной религиозной организации, существования последней инстанцию в определении истины.
А поскольку буддизм отрицает догматизм, то все это и может быть.
Ну, и тут подкралась незаметная буддийская мифология во всей своей красе с признанием кармы; индуистских богов во всем триумвирате Брахма-Вишну-Шива и собственно абсолютного атмана, как вечной и неизменной духовной сущности. То есть - полный оппортунизм, ревизионизм, апологетика религиозного смысла и толкования происхождения мира, в конце концов, морали и той же нравственности.
И это Вы еще о буддийской космологии не слышали с пространственным описанием сфер и миров пребывания кармически перерождающихся существ и, безусловно и неразрывно, их сознания; временных периодах структурированной эволюции миров и прочая "галиматня".
Ну и дальше - больше. Гаутама-Будда был не один, были Будды и до него и поле него количеством не менее 24.
Словом кавардак с буддизмом - полный...
Не скажу даже под пытками, что это чуждый нам путь... Но идеологическая подоплека буддизма-индуизма в виде логического продолжения атмана (абсолютного Бога) в человеческое воплощение божественно-религиозной сути мы потом увидели в христианстве через ~ 550 лет, где в Ветхом завете нет такой сложной функциональной связи и обилия космогонических вывертов, а Новый завет практически формулирует этическую парадигму в терминах буддизма.
Как мне кажется этот эволюционный подход с учетом предыдущего опыта реализован и в других религиях.
Вот, что я осознал в процессе наблюдения красочных архитектурных объектов и картинок.
Ну и дома чуть-чуть подчитал из источников...
А как это попало в источники?
Мне ответят - из Вед.
И какие ж краеведы написали эти Веды?
Одним своим умом это не понять, я таких просветляющих препаратов не применяю, а в медитации мне до нирваны долежать не удавалось ни разу - меня чрез 15 минут поднимают к окружающей нирване.
А теперь картинки...
Собственно «Храм лежащего Будды» построен в 1832 году и содержит позолоченную 46 метровую статую Будды, уходящего в нирвану в позе, называемой «sihasaiyas» (спящий или лежащий лев). Итак, пошли вдоль.
И вот добрались до пят, разделенных на 108 частей (сам считал, можете проверить по фото), означающих одно из достоинств Будды.
А теперь назад.
Вышли - отдышались, помедитировали в приятной обстановке:
И что тут надо сказать... Храм лежащего Будды - он больше для паломников туристического склада. Сами тайцы предпочитают (если так можно сказать) четвергового Будду, который "постарше" будет:
И потом вот встретил такое описание еще одной местной достопримечательности:
"Пхра Убосот (Phra Uposatha) – самое священное здание комплекса, предназначенное для выполнения буддийских ритуалов. Еще его называют молитвенной комнатой или «залом рукоположения». Центральное место в Phra Uposatha занимает трехъярусный постамент, на котором возвышается статуя позолоченного Будды. Над статуей божества находится зонт «чатра», состоящий из 9 ярусов, который отождествляет власть Таиланда"
Туда-то мы и не попали... Что сказать - в чужой монастырь со своим уставом не ходят.