Демонёнок
vikond65 — 22.09.2023Ровно 85 лет тому назад, 22 сентября 1938 года, впервые поднялся в воздух американский истребитель Кертисс-Райт CW-21 "Демон" - один из малосерийных, малоизвестных и не стяжавших боевой славы самолетов Второй мировой войны. Он был выражением концепции легкого истребителя-перехватчика с высокой скороподъемностью, но при этом - с относительно низкой скоростью и слабой защитой.
"Демон" на испытаниях стремительно набирал высоту со скоростью 23 метра в секунду (гораздо больше, чем тогдашние серийные истребители) и достигал потолка 10445 м, но при этом он не имел брони, протекторов на топливных баках и обладал посредственной маневренностью, а максимальная скорость едва переваливала за 500 км/ч, что в конце 1930-х считалось уже явно недостаточным, ведь немецкие "Мессершмитты" и английские "Спитфайры" летали гораздо быстрее.
Командование Воздушного Корпуса Армии США отказалось закупать эту машину, предпочтя более универсальный Кертисс Р-40 "Уорхок", но фирма-разработчик решила попробовать сделать ставку на экспорт. Первый покупатель нашелся сразу, это был Китай, который в условиях войны с Японией брал всё и везде. Тем более что китайцы уже давно сотрудничали с Кертиссом, закупая его истребители "Хок-II" и "Хок-III".
Первый "Демон" прибыл с рекламным визитом в тогдашнюю столицу Китая Чунцин в феврале 1939 года, а уже через месяц американский летчик-испытатель Роберт Фаузел стартовал на перехват японских дальних бомбардировщиков итальянского производства Фиат BR-20 и в первом же вылете сбил один из них! Двухмоторный бомбовоз совершил вынужденную посадку на китайской территории, а экипаж под угрозой плена покончил с собой.
Казалось бы, блестящее начало боевой карьеры. Китайцы немедленно купили три построенных к тому моменту опытных экземпляра истребителя, а заодно - 27 машинокомплектов для собственной сборки на авиазаводе в Лойвинге, возле бирманской границы.
Однако дальше всё пошло насмарку. Лойвингский авиазавод так и не смог наладить производство и не закончил сборку ни одной машины, а в январе 1942 года, перед тем как японские войска захватили Лойвинг, все недоделанные истребители пришлось уничтожить. А три полученных китайцами готовых истребителя были в 1941 году переданы американской экскдрилье наемников "Летающие тигры", но при перегонке с одного аэродрома на другой все они разбились из-за залитого в баки "паленого" бензина. На этом история китайских "Демонов" закончилась.
Но был и второй покупатель - Голландия, которая 17 апреля 1940 года заключила контракт на поставку 24 "Демонов" на сумму 1,75 миллиона долларов. Однако менее чем через месяц голландскую метрополию захватили немцы, а заказанные самолеты отправились в колонию Ост-Индия (ныне - Индонезия). Там они в начале 1942-го встретили японское вторжение и попытались дать отпор.
Единственный крупный воздушный бой с их участием состоялся 3 февраля, когда 12 "Демонов" (все боеспособные машины на тот момент) и шесть американских Р-40 поднялись на перехват 72 японских бомбардировщиков, летевших под прикрытием 44 истребителей "Зеро" бомбить город Сурабая - столицу острова Ява. Соотношение сил сделало итог боя однозначно-фатальным: девять CW-21 и все шесть Р-40 рухнули на землю. Последние три уцелевших "Демона" совершили вынужденные посадки. Союзникам удалось сбить только четыре "Зеро" и ни одного бомбардировщика.
Так закончилась короткая боевая карьера "Демона", не оправдавшего своего инфернального названия. А на заставке - китайский CW-21 в совместном полете с истребителем советского производства И-15бис, рисунок Евгения Кнюпфера.
Первый прототип CW-21 в испытательном полете и на стоянке.
Красивая линейка голландских CW-21 на индонезийском аэродроме и рисунок истребителя на обложке американского авиационного журнала Model Airplanе News за апрель 1939 года.
Звено голландских "Демонов" в полете.
Голландский CW-21. Обратите внимание, что самолет имеет усовершенствованную схему уборки основных стоек шасси, которые втягиваются не в гондолы, свисающие под крыльями, а непосредственно в крыло и закрываются створками. Эта доработка дала самолету дополнительные 17 километров скорости.
Двухместная учебная модификация CW-22.
CW-22 в авиамузее. Этот самолет получил более широкое распространение, чем базовая модель. Если CW-21 построили всего 62 штуки (включая китайские машинокомплекты), то CW-22 был растиражирован в количестве 440 экземпляров и применялся в летных школах до 1946 года.
|
</> |