Дело о домовых

Если обстоятельно сопоставить темы «Калининград», «славянство» и «православие», то мы получим ряд умозаключений, не слишком выгодных для РПЦ:
1. Бывший лютеранский Кенигсберг стал православным Калининградом не благодаря миссионерскому подвигу Церкви, а в силу физического изгнания прежнего немецкого населения и замещения его людьми из славяно-православного ареала.
2. Благодарить за такое расширение ареала РПЦ должна, во-первых, богоборческое государство СССР и его вождей-атеистов, а во-вторых, славянских, в большинстве своем, воинов, отвага которых позволила завоевать этот регион. Среди этих воинов были не только православные, но и атеисты, пофигисты, «язычники»-шаманисты. Уверен, что среди них было немало и таких, кто верил в домовых или положительно относился к домовому как фольклорному персонажу.
3. Этих воинов двигало в бой не христианское всепрощение или какие-то крестоносные соображения, а как раз немудреный «примитивный» национализм и патриотизм: любовь к своей Родной Земле, к своему народу, желание отомстить врагу за наши сожженные деревни и поруганную Родину.
Если резюмировать, Калининград стал из лютеранского православным не усилиями Церкви, а волей Государства и Народа. Поэтому Церкви, по справедливости, в этом городе следовало бы уважительно относиться и к безобидным народным традициям, и к чиновникам этого государства, когда они хорошо и творчески выполняют свою работу, а не устраивать им унизительные выволочки под мелким надуманным предлогом.
Давайте теперь разберемся с концептуальными основаниями гонений на домовых. Согласно ныне действующей Конституции РФ, религия у нас отделена от государства (Ст. 14), а вот культура – не отделена. «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия» (Ст. 44). В своем письме о домовых, Церковь сама признала, что домовые являются культурным наследием славянских народов, «персонажами славянской мифологии». А это значит, что чиновники Калининграда не просто «право имеют», а прямо обязаны, по Конституции, уделить какую-то часть средств, отведенных на культуру, вот этим домовым, как элементу культурного наследия. И единственный вопрос, который можно задать этим чиновникам: «Почему так мало?» Почему в регионах России с преобладающим славянским населением так мало средств выделяется на сохранение славянского культурного наследия? В том же Калининграде чиновники ограничились несчастными фигурками домовых. И это все?
Особо подчеркну, что такая постановка вопроса не подразумевает в себе ничего «антиправославного» или «богоборческого». Возьмем, к примеру, современную Грецию. Это страна православная, причем официально, по конституции: в основном законе Греции прямо сказано, что православие является «господствующей религией». Тем не менее, все памятники античной «языческой» религии в стране тщательно охраняются и реставрируются. Дети в школах много времени проводят за изучением античной мифологии и прекрасно разбираются во всех тонкостях древнегреческой религии. Более того, их приучают гордиться своим античным наследием. Отождествление с «языческой» Древней Элладой - это неотъемлемая часть национального самосознания современных православных греков. Получается, что греки и в православии нас превзошли, не побоявшись провозгласить его государственной религией, и от своего языческого наследия не шарахаются. Активная православная идентичность греков гармонично сочетается с культом «языческого» античного прошлого.
Вот это идеал для всякой православной страны. А в России наше собственное «языческое» наследие почему-то объявляют темным и постыдным, заставляют нас от него шарахаться. В стране, которая потеряла десятки миллионов жизней в борьбе со сторонниками доктрины о «расовой неполноценности славян», публичные персоны, депутаты, иерархи Церкви, не смущаются воспроизводить гитлеровский тезис о «неполноценности» славянской народной культуры. Как это вообще возможно? Просто в голову не укладывается. Может быть, на них повлияла сама почва Восточной Пруссии, надышались там каких-то великогерманских миазмов?
На мой взгляд, после событий 1941-45 гг., нападки на что-либо «славянское» в России в принципе недопустимы, их просто не должно появляться в публичном пространстве. После того, что наговорили и натворили гитлеровцы, славянские культурные традиции, включая и славянское язычество, можно упоминать только в позитивном ключе. Если вы полагаете, что славянское культурное наследие каким-либо образом «примитивно», «неполноценно», «ущербно», недостойно изучения нашими детьми, или что наши славянские предки недостойны того, чтобы ими гордиться, то вы тем самым солидаризируетесь с Гитлером и, по сути, оправдываете кровавые преступления германского нацизма против славянских народов.
Понятно, что православный иерарх никаких таких глупостей не имел в виду, и выступил исключительно из лучших побуждений. Но темы для пастырского вмешательства нужно выбирать все-таки более осмысленно, не скатываясь к надоедливому мелочному занудству. Хотите воевать с идолопоклонством – нападайте на идолов действительно злобных и кровавых, а не на безобидных домовят. В России есть огромное количество важных тем, где народ примет слово Церкви с уважением и благодарностью. Вот, к примеру, солидное государственное ведомство РФ, отмечая свой юбилей, открыто, не стесняясь, а наоборот, гордясь, возводит преемство к сатанинской и террористической организации ВЧК-ГПУ, на счету которой – десятки тысяч убитых и замученных священников, миллионы погубленных мирян, разграбленные и оскверненные православные святыни. А потом мы видим, что высокопоставленные лица, одобряющие такое глумление, мелькают в православных храмах по великим праздникам. А Церковь молчит. Почему бы Церкви не выступить с осуждением всех тех, кто не хочет считать ВЧК-ГПУ преступной организацией? Почему не отлучить от Церкви всех генералов и чиновников, замешанных в этом шабаше, всех артистов, выступающих на этих юбилеях? Так Церковь действительно заставила бы себя уважать. А сейчас она похожа на того милиционера, который «прессует» старушку за три головки мака, случайно выросшие на огороде, игнорируя серьезных наркодельцов с миллионным наркотрафиком. И все понимают, что такого рода въедливость к мелочам, при игнорировании серьезного Зла, - это проявление не силы, но духовной слабости. «Ничего не видим, ничего не слышим, а вот домовые – это да, Проблема! Давайте поговорим о домовых!»
|
</> |