Дельфина. Двукратное вдовство.


Мраморный бюст Дельфины Потоцкой. Скульптор неизвестен. Около 1840 года. Филиал Национального музея в Кракове.
Начало ЗДЕСЬ.
В прошлый раз я много уделила внимания взаимоотношениям и переписке Дельфины Потоцкой с Зигмунтом Красинским. Но у Дельфины была ведь и другая жизнь, другие приятели и знакомые, другие встречи, другие интересы, кроме любовной переписки. Чем же занималась она в свободное время? А свободного времени у неё, конечно же, было предостаточно, ведь не было никаких забот по дому, по кухне, по воспитанию детей. Но жизнь Дельфины нельзя было назвать праздным времяпровождением.
В 1842 году, еще до свадьбы Красинского, Дельфина опубликовала в "Dzienniku Narodowim" литературные заметки "Корреспонденция из Палермо", которую посвятила Адаму Мицкевичу. Это были обработанные ею письма Красинского, в которых она выбирала, в основном, фрагменты, посвященные мироощущению поэта, его отношению к природе и древностям. Ей хотелось сблизить двух предсказателей судьбы Польши. Мицкевич видел черновики, интересовался этой работой и даже делал кое-какие поправки. Одновременно Дельфина увлеклась рисованием. Свои рисунки посылала Красинскому, оформляла ими свои альбомы. Продолжала совершенствовать свое вокальное мастерство, брала уроки у французской певицы Freppa. Старалась удовлетворять свои интеллектуальные интересы, которые, как вы поняли, были у неё весьма обширными. Вдобавок у неё появился интерес к политике. Была посредницей в переписке между Красинским и известными польскими политиками. Очень сблизилась с отелем Ламбер, центром польской эмиграции. А так как имела много знакомств в литературных, художественных, дипломатических и аристократических французских кругах, то стала своебразным культурным атташе. Продолжала не только любовную, но и интеллектуальную корреспонденцию с Красинским. Он советовал заняться изучением китайской философии и присылал книги по истории, астрономии, философии, которые затем они обсуждали в письмах.
Мне кажется, что интересно посмотреть, как выглядел почерк Дельфины. Писала она всегда на французском. Благодаря Красинскому, который уговаривал изучать родной язык, иногда писала на польском, если хотела сделать ему приятное.
Интересно, что сказал бы графолог о характере Дельфины, судя по этим летящим строчкам?
Фотография фрагмента письма Дельфины к сестре Фридерика Шопена из монографии Edwarda Rudzkiego "Delfina Potocka"/

Женитьба Красинского (1843 год), болезнь и смерть матери, расторжение брака с Мечиславом Потоцким, который приостановил для неё ежегодную денежную выплату, как-то почти одновременно обрушилось на Дельфину. Конечно, в такой жизненной ситуации женщине нужна сильная опора, но рядом с ней не было человека, который бы ей нравился, и мог бы окружить чувством безопасности. Всю свою любовь и эмоциональные силы были отданы Красинскому, который и сейчас, став законным мужем Элизы Браницкой, не переставал осыпать её письмами, подарками и цветами, передаваемыми его друзьями. Но переворот в жизни Музы Красинского все-таки произошел, - она начала думать о замужестве.
У Дельфины было множество поклонников, были и серьезные кандидаты в мужья. Их было несколько, например, маркиз Souza ( его полное имя Souza la Parouza conte Mendora la Botelho), - сводный брат барона де Флао (помните его ?). Он их и познакомил. Маркиз Souza ( к сожалению, не нашла его портрет.) был вхож в салон Комаров, и к нему очень благоволила пани Гонората (мать Дельфины). Красинский еще до своей свадьбы, чувствуя, что маркиз неравнодушен к Дельфине, очень его недолюбливал и так писал своему другу: ": «Он, как мне кажется, всё время как-то воздействует на неё. Сравни мою тихую жертвенность с его громкими атаками, ездой, приездами, отъездами. Но я останусь и не отступлюсь. Такое его поведение, хотя и не высказанное её словами, ножом режет мои внутренности. Сначала он вызывал её сочувствие, говорил, что ждёт от неё не любви, но христианского милосердия...». А Дельфине советовал: ". «Берегись его хоть далёкого, хоть близкого, и если будет писать – не отвечай».
Следующим кандидатом на руку Дельфины был генерал Michal Mycielski (1796-1849) - граф, адъютант великого князя Константина Павловича, участник восстания в ноябре 1830—1831 гг.
Генерал Михаил Мицельский. Автор неизвестен. Фото из Википедии.

Генерал Михаил Мицельский был на 11 лет старше Дельфины, и, несомненно, питал к ней сильные чувства. Доказательством этому было то, что он до последних своих дней был поклонником Дельфины, но так и умер холостяком. Трудно сказать, как она к нему относилась. Из писем Красинского, который называл генерала пренебрежительно "скелетом" и "Мефистофелем" ясно, что он очень ревновал Дельфину. «Когда думаю о тебе, а думаю всё время, без устали, беспрерывно, всегда вижу того худого скелета при тебе, с тобой, возле тебя, и это мне так больно, ранит, калечит, как яд и будто бы желчь разливается во мне». Наверняка, Дельфина, будучи одинокой, благосклонно принимала серьезные ухаживания почтенного генерала и, конечно же, понимала, что он никогда не предаст её и будет опорой в жизни. Но Красинский добился своего, и замуж за генерала она не вышла.
В конце 1843 года у Дельфины начался роман с князем Ежи Любомирским (1817-1872), другом Зигмунта Красинского. (Именно Любомирский до последних дней ухаживал за умирающим поэтом, и ему Красинский поручил в день смерти купить часики для жены и для Дельфины).
Ежи Генрик Любомирский. Автор Josef Kriehuber. Фото из Википедии.

Зигмунт Красинский постоянно переписывался с Ежи Любомирским, который был поверенным во все сердечные тайны поэта. По его поручению покупал для Дельфины подарки, книги, цветы и даже фортепиано ( в этой покупке принимал участие Фридерик Шопен), сопровождал её в поездках и т.д. и т.п. Но очевидно, обаяние Дельфины было так велико, что несмотря на то, что был гораздо моложе, влюбился в возлюбленную своего самого верного друга и, похоже, сделал ей предложение. Когда же в салонах Варшавы и Парижа начали говорить о новом романе Потоцкой, это немедленно стало известно и Красинскому. А вскоре и сам Ежи признался в этом своему другу. В ответ Красинский пишет: «Не раз думал во время твоего удивительного молчания, что в последней, самой глубокой тайне твоего сердца есть что-то такое, чему я не могу поверить. Ведь ты чувствовал чрезмерную привязанность к Сорренто (этим именем между собой они называли Дельфину). Ведь ты чувствовал, что сердце твоё начинает слабеть и из силы дружбы превращается в яд любви – да, в яд, потому что такая любовь была бы адским ядом мне – последним в этой жизни, дважды такого не выпьешь…О, не раз думал зимними ночами, глухими, страшными, одинокими, такими далекими от вас, что твое молчание – это ТО! Если правду писал мне, что против своего сердца не согрешил, то мне ответь. Ах, напиши мне о Сорренто и о себе напиши. Прошу тебя еще раз». Но мужская дружба победила любовь, - этот роман также не закончился её замужеством.
Фотография Адама Юзефа Потоцкого из Википедии.

И хотя этот поклонник Дельфины появился уже после женитьбы Красинского, тот все равно начал отваживать богатого магната от своей Беатриче: «Стерегись Адама, прошу тебя и умоляю. Умоляю всем сердцем. Проклятый я, и сколько крови твоей выпил, но ты мне не мсти».
Еще одним серьезным претендентом на руку Дельфины был очень богатый маркиз Richard Seymour-Conway, 4th Marquess of Hertford,
Фотография маркиза Richardа Seymour-Conwayа ОТСЮДА.

Но опять Красинский засыпАл Дельфину письмами, в которых писал, что этот маркиз - сатана, и он очень надеется, что его Беатриче не будет принимать этого богача у себя, а тем более, посещать его роскошный замок. Удивительно, как Красинский старался удалить всех мужчин от Дельфины, которые ею интересовались. И это продолжалось очень долго, слишком долго. Невозможно понять, почему он не желал своей Беатриче женского счастья. Но не менее удивительно и то. что Дельфина, имея довольно-таки сильный характер, во всем следовала наставлениям своего бывшего возлюбленного.
Примерно в это самое время у Дельфины начались встречи и переписка с известным польским философом и экономистом Augustom Cieszkowskim (1814-1894). Как ни странно, к нему Красинский Дельфину не ревновал, а наоборот, очень интересовался их отношениями и просил Дельфину, чтобы она переписывала для него письма Цешковского, которые касаются его философских размышлений. С Цешковским Дельфина будет переписываться и встречаться до своих оследних дней. И именно ему она будет завещать бОльшую половину своего архива. К сожалению, этот архив до философа не дошел. По пути его, каким-то образом. перехватили и перепродали. Не случись этого, мы, наверное, имели бы больше иформации о событиях тех далёких дней.
Фотография Августа Цешковского из Википедии.

Круг друзей Дельфины был многочисленный и очень разнородный, она посещала и приглашала даже тех, кто были ниже её по общественному положению: Чарторыйские, художник Эжен Делакруа, певица Мария Калегрис, актер Paul Auguste Tousez , французская актриса Мари Дорваль, певица Полина Виардо, пианистка Марселина Чарторыйская. (Называю только те фамилии, которые мне известны). В 1848 году Дельфина сблизилась с Адамом Мицкевичем. Он неоднократно посещал её, бывал на обедах, которые она часто устраивала для своих друзей. Красинский осуждал эти обеды, сердился, что его Беатриче много тратит на них денег.
Дельфина не прерывала своей связи с Фридериком Шопеном. Он очень любил слушать её пение и игру на арфе. Часто бывала на устраиваемых им вечерах. Из воспоминаний Эмилии Гофмановой: «Вспоминаю один из таких вечеров у Шопена. Были Чарторыйские со своим старшим сыном Владиславом и дочка, по мужу пани Dzialynska, была княжна Марселина, было еще несколько дам из аристократии, была пани Санд, которая всё время не выпускала из уст сигару. Был Franchomme, виолончелист, приятель Шопена, была и Дельфина Потоцкая. Помню еще, что для всех дам приготовил Шопен, как всегда, букетики фиалок, но приготовил их немного, так что, когда вошла пани Дельфина, которая опоздала, для неё фиалок не хватило. Тогда Шопен сорвал цветок из стоящего в салоне куста камелий и подарил его прекрасной графине». Появилось новое интеллектуальное знакомство - молодой поэт и художник - Киприян Норвид, взаимная симпатия с которым оказалась очень длительной. Красинский о нем писал: «Молодой человек – половина Словацкого, половина Ежи (Любомирского), ни то, ни другое, но от обеих взял, и фантазию, и нежность. Нервная натура, сама себя не понимающая, но прекрасная, не гигантская, но прекрасная! Огонь в алебастровой посуде – сто лучинок вместе на одной доске. Болезнь, нужда, но все то в танце! Доброта, вежливость, благодарность... не демократичная, но какая-то аристократичная.»
Дельфина Потоцкая. Рисунок Киприяна Норвида. Фотография из монографии Edwarda Rudzkiego/

Финансовое положение Дельфины не без помощи влиятельных лиц в Петербурге и вмешательства императора Николая Первого, наконец-то уладилось. Мечислав Потоцкий после развода с Дельфиной, по высочайшему распоряжению, продолжил выплачивать ей ежегодную сумму в сто тысяч франков. Но Дельфина, тем не менее, никогда не покупала особняки, а снимала довольно-таки скромные апартаменты. У неё не было собственного выезда, и в дальних поездках она всегда ездила в вагонах среднего класса, за что Красинский её неоднократно высмеивал.
В 1849 году Дельфина познакомилась с французским художником Полем Ипполитом Делярошем (1797-1856), который был тогда на пике популярности и был известен в Европе своими художественными полотнами на исторические темы. Я познакомилась с его работами давно, когда писала пост в ЖЖ о посещение замка Тауэр в Лондоне. Картины Поля Деляроша, изображающие несчастных детей короля Эдуарда Четвертого, и, не менее несчастной, леди Джейн Грэй перед казнью, были хорошим подспорьем для иллюстрации моего рассказа. И вообще, сюжеты его картин были очень интересны, и я нередко обращалась к ним, читая всяческие страсти из истории Англии и Франции. Честно говоря, не думала, что встречусь с художником, читая жизнеописание Дельфины Потоцкой, так как о ней не было сказано ни слова в его биографии.( Еще один пунктик о странном замалчивании имени этой женщины).
Поль Делярош. Автопортрет. Из Википедии.

Самой крупной его работой была 27-метровая панорама, известная под названием "Гемицикл" (Полукружие), в актовом зале Школы Изящных Искусств в Париже, самом престижном художественном заведении Франции. Над этой огромной фреской Поль Делярош работал со своими учениками в течении четырех лет. Забегая вперед, скажу. что эта работа в 1855 году была повреждена пожаром, и художник до самой своей кончины её восстанавливал.
В центре фрески находятся три мастера античности - архитектор Иктин, художник Апеллес, скульптор Фидии, окруженные 75-ю великими художниками и скульпторами, олицетворяющими греческое и готическое искусства (слева) и искусство Рима и Ренессанса (справа).

Фрагмент этой огромной работы. Можно поупражняться в свободное время узнаванием известных художников.

Женой Поля Деляроша была Луиза Верне, дочка художника Horacego Verneta, директора французской Академии художеств. Жену он очень любил, и рисовал даже на её смертном одре. Луиза Верне умерла в возрасте 31 год в 1845 году.
Поль Делярош. Портрет Луизы Верне. Фотография картины ОТСЮДА

Овдовев, Поль Делярош остался с двумя сыновьми и жил в Версале, под Парижем. Вскоре у него случилась новая беда - младший сын умер от холеры. Дельфина в это время также выехала в Версаль, чтобы как-то уберечься от, случившейся в то время, эпидемии холеры. Второй сын художника, Гораций, интересовался Польшей, научился хорошо владеть польским языком, стал одним из самых близких сотрудников князя Адама Чарторыйского, женился на польке и стал борцом за свободу Польши. Очевидно, это и сблизило Поля Деляроша с Дельфиной. Красинский, до того, как узнал о новом романе Дельфины, говорил о художнике весьма положительно и писал своей Беатриче, что на его бюро «стоит Наполеон Деляроша, полный твердой уверенностью и спокойствием и с мыслью бездонной».

Вскоре, после этого знакомства, появилась череда портретов Дельфины кисти Поля Деляроша.
Мне очень нравится рисунок художника, изображающий Дельфину с книгой в руке. К сожалению, лучшего изображения не нашла.
Фотография рисунка ОТСЮДА.

Об этой любви очень мало известно. Нет ни дневниковых записей, ни воспоминаний современников, ни писем. Известно, что Делярош приезжал в Ниццу вместе с сыном, когда там была Дельфина и снимал жилье, недалеко от её виллы . А еще остались его картины, из которых следует, что Муза Красинского стала также и Музой художника. Когда Красинскому стал известен этот роман Дельфины, которую он считал только своей и которой продолжал писать письма, он, наверное, понял всю его серьезность. Но на этот раз не стал вмешиваться в Судьбу своей Беатриче. Не расспрашивал её в письмах ни о чем, делал вид, что ничего не знает, но в письмах к приятелям умолял рассказывать все подробности, которые им известны. Из его письма к Ежи Любомирскому:: «Я умираю. Ежи, Сам себя не узнаю. Сам себя найти не могу, и мне всё хуже и хуже, Сорренто (т.е.Дельфина) полтора года назад начала моё медленное убийство. Обращаюсь к тебе с криком отчаяния «Спаси меня!». Только твой голос это умеет и может, потому что еще отзывается мне. Был когда-то другой голос, который также многое знал о моей душе, но теперь тот голос поет с другими хором, и я всё еще должен спасти его…Поставил жизнь на эту карту и проиграл. Когда-либо жизнь на одну карту ставить не стоит…Еще раз прошу тебя, спаси меня. и всё что знаешь о Сорренто, напиши. .. А «Скалу» можешь поменять, например на «тарпейска». Ах, из слез моих горы соли и полыни мог бы химик получить!!!" Красинский в письмах называл Поля Деляроша "la Rosh", в переводе "Скала".
Поль Делярош написал Дельфину в образе Мадонны с младенцем. Наверное, это было для неё нелегко. Что испытывала эта женщина, всю жизнь мечтавшая о материнстве, и потерявшая всех своих детей в младенческом возрасте, когда позировала для этой картины? Думаю, что Делярош не напрасно выбрал именно этот сюжет...
Фотография ОТСЮДА Картина находится в Уэльской коллекции в Лондоне.

Дельфина также позировала Делярошу, когда он писал картину "Мария Антуанетта после объявления ей смертного приговора". Конечно, портретного сходства здесь нет, но можно хорошо разглядеть статную фигуру и гордую осанку Дельфины .
Фотография гравюры ОТСЮДА

Известно, что Дельфина под руководством художника рисовала в его мастерской, а в своем жилье повесила, собственноручно исполненную, копию его автопортрета. Но не суждено было Дельфине испытать в полной мере женское счастье. 4 ноября 1856 года 59-летний художник внезапно умер во время реставрации своей фрески, которая была повреждена пожаром. Дельфине было тогда 49 лет. Можно только предположить, как восприняла Дельфина известие о потере любимого человека, в котором она, наконец-то , обрела надежную опору в жизни. Конечно, горе её было безутешно, но она должна была скрывать это перед любопытными взглядами, так как они не были официально женаты. И всё-таки Дельфина пошла наперекор общественному мнению - шесть месяцев она носила траур по безвременно умершему художнику, считая себя вдовой Деляроша.
Письма Красинского к Дельфине, которую он продолжал называть своей Беатриче, изменили свой характер. Все чаще и чаще он жаловался на свою жизнь:«Измученный и больной, и грустный сверхмерно. Жизнь как стекло пекла мне в ладонях, а обломки вонзились мне в сердце. Ах, как трудно это земное существование. Сколько терпеть нужно! А самое тяжелое, что не за кого умирать! Потому и не стоит жить!». Дельфина очень беспокоилась за здоровье поэта. Иногда они встречались. Вот как объяснял Красинский свои чувства к жене: «Приказать себе любить невозможно, но только можно приказать себе быть хорошим для других и через это привязать свое сердце. Сердце может любить двумя способами: или с вдохновением сразу или делая добро другим. В первом случае любить добро, которое сделал, во втором – после него. Первое легче, второе – ненамного больше, первое – наслаждение, второе – добродетель. В первом случае это делать легко, потому что любишь горячо, во втором любишь серьезнее. Первое происходит на весне жизни, второе должно произойти позднее; первое – это рай. Второе – это предсердие неба. Прости поучение, и каждый день верь, что я твой брат, сейчас и навеки».
Супруги часто не жили вместе. Зигмунт Красинский неоднократно ездил на лечение по курортам, подолгу жил в Париже. А Элиза взвалила на себя всю заботу о детях и о имении в Польше, кроме того, тяжело болела её старая мать. Похоже, что время и любовь Красинского к Дельфине охладили её чувства к мужу, что и не удивительно. То, что она раньше делала по большой любви, теперь выполняла только по чувству долга.
Хочу показать как выглядела Элиза Красинская в этот период. Портрет был выполнен художником Францем Ксавером Винтерхальтером, который писал только узкий круг лиц, принадлежавших к высшей аристократии.
Портрет находится в Музее Романтизма в Опиногуре, в имении Красинских, где Элиза не была счастлива.
Фотография портрета Элизы Красинской из Браницких ОТСЮДА.

В 1859 году не стало Зигмунта Красинского. Носила ли в этот раз траур его Беатриче - не известно. Но то, что она глубоко переживала смерть своего друга и бывшего возлюбленного - несомненно.
Общество всегда относится снисходительно к женщинам, жизнь которых не освящена таинством брака. И если раньше интерес к её личности подогревался её отношениями с известными именами: Шопен, Делярош, Красинский, то когда их не стало, Дельфина надолго ушла в тень. Где, впрочем, и осталась по сегодняшний день.
Предполагала в этот раз закончить своё столь затянувшееся повествование о Дельфине Потоцкой. Но не получилось. Продлю себе удовольствие еще на один пост.
Все мои посты о Дельфине Потоцкой
2. "Дельфина Мечислав Потоцкий" https://zalgalina.livejournal.com/148962.html
3." Дельфина.Неудавшийся брак" https://zalgalina.livejournal.com/149208.html
4. "Дельфина. Друзья, поклонники и любовники" https://zalgalina.livejournal.com/149547.html
5. "Дельфина. Любовь или дружба".https://zalgalina.livejournal.com/150199.html
6. "Дельфина - Беатриче Красинского" https://zalgalina.livejournal.com/150574.html
|
</> |