Давно наука разложила
egovoru — 22.02.2017Согласно этому идеалу, справедливость утверждения должна не
доказываться умозрительно (чем увлекались античные философы), а
проверяться экспериментально. Соответственно, утверждения, которые
невозможно подвергнуть такой проверке (позже Карл Поппер назовет их
«нефальсифицируемыми»), оказываются за бортом научного
рассмотрения.
Более того, в этой новой парадигме никакое утверждение нельзя
считать окончательно доказанным, потому что невозможно заранее
исключить, что однажды появится какой-то новый экспериментальный
результат (например, после изобретения нового прибора), который его
опровергнет. По старинке мы продолжаем пользоваться словосочетанием
«законы природы», но при этом нельзя забывать, что эти законы –
никакие не законы, а допущения, условно принятые до той поры, пока
не обнаружатся опровергающие их обстоятельства.
Математика же представляет собой деятельность совершенно иного
рода. Никто не проверяет справедливость теоремы Пифагора, измеряя
линейкой длины сторон всех попадающихся на пути прямоугольных
треугольников. Геометрия Эвклида – идеал математики, не
изменившийся с античных времен: 1) выбирается конечное число
утверждений, принимаемых за истинные без доказательства; 2)
провозглашается свод легитимных правил для операций с этими
утверждениями; 3) все прочие утверждения, которые удается
сконструировать из этих первоначальных при помощи оговоренных
правил, также считаются верными. Иными словами, математика
представляет собой не эмпирическую, а дедуктивную систему знания, и
в этом смысле она тавтологична. Хорошей аналогией математики служит
детский конструктор.
Многих занимает вопрос: хорошо, если математика столь
искусственна, то почему же тогда она так хорошо описывает свойства
физического мира? На мой взгляд, никакой загадки тут нет: наш выбор
и аксиом, и правил логики не случаен, а обусловлен эволюционной
приспособленностью к жизни именно в этом мире, а не в каком-то
другом, так что и наши математические построения оказываются
надежным проводником по нему.
Практическая полезность математики, однако, не дает основания
считать ее наукой в изложенном выше более узком понимании. И дело
тут не просто в ярлыках, а в опасности бездумного перенесения
понятий из одной сферы в другую, чреватого полной потерей смысла.
Показательным примером может служить попытка приложения теоремы
Геделя о неполноте арифметики (и включающих ее формальных систем) к
естествознанию. Естественно-научная картина мира, принимая во
внимание характер ее построения, и так принципиально неполна, и ни
в какой «теореме неполноты» не нуждается :)
Математика еще явно числится по этому разряду, судя по доске с геометрическими чертежами к руках у ангелочка справа. А вот правильно ли я понимаю, что ангелочек на переднем плане выращивает в горшке опунцию?
(фото Амстердамского Райксмузея)
У меня уже был здесь пост на ту же тему, но она всплывает в обсуждениях снова и снова :)
|
</> |