Давно его не читала
irin_v — 30.09.2010 Теги: Лужков Юрий МагаршакПрезидент Международного комитета интеллектуального сотрудничества
30.09.2010
О Юрии Михайловиче Лужкове в последние дни сказано много.
Поэтому я попытаюсь сказать только о том, что (цитируя Есенина) «видится на расстоянье». Ибо чем писать, как на уроке истории, на котором учительница спрашивает учеников: Кто добавит? – и все тянут руку, уж лучше ничего не писать и не говорить.
Если сравнить, что представляет для России большую опасность: лесные и торфяные пожары лета 2010 года или отставка Лужкова, враз не скажешь.
Может быть даже отставка. А скорее всего – ответ можно будет дать только позднее. Что было бы совершенно невозможно и даже абсурдно при отставке (гипотетической) Ангелы Меркель, Обамы или же мэра Нью Йорка Блюмберга. В РФ роль личности по-прежнему доминирует по сравнению с столь лелеемым из поколения в поколение государством.
Что делает невозможным последовательное проведение какой-либо политической или экономической линии на протяжении жизни более чем одного поколения руководителей.
То, что развитие России за последние как минимум полтора века напоминает броуново движение, закономерно и следует из невероятной (вопреки лозунгам и вере в обратное) слабости государства по сравнению с теми, кто им в тот или иной момент управляет.
2. Формулировка, с которой уволен Лужков – «в связи с утратой доверия президента», в России стандартная, объективно содержит фундаментальную недоговоренность: утратой доверия в чем?
И: почему доверия а не, скажем, отставка за конкретные нарушения закона, например за использование служебного положения в интересах обогащения (как было бы в США и любой другой западноевропейской стране), или по какой-нибудь другой конкретной, юридически четкой статье?
«Доверие» – категория, которая не входит в университетские курсы права, это понятие по понятиям.
Тем более знаменательно, что формулировка «уволен в связи с утратой доверия» в России имеет как минимум полувековую историю. Люди старшего поколения, мгновенно вспомнили, что, когда был снят со всех постов Берия, народ сочинил частушку, главные слова которой: А ЛАВРЕНТИЙ БЕРИЯ НЕ ОПРАВДАЛ ДОВЕРИЯ – остались, как видим, актуальными до сих пор, пережив Маленкова, Хрущева, Брежнева, Андропова, Распад СССР и Лихие Девяностые (как называют первое десятилетие без коммунистической диктатуры сегодня).
Случайных формулировок, имеющих столь долгую жизнь при всех перипетиях и изменениях (тем более в стране, в которой с приходом каждого нового руководителя меняется почти всё) не бывает.
Казалось бы, в России от времени Сталина ничего не осталось: построение социализма сменилось построением капитализма, однопартийность сменилась многопартийностью, «свобода слова в интересах укрепления Советского Строя» (цитата из брежневской конституции) сменилась свободой слова в обычном смысле этого слова – а формулировка для снятия высших лиц государства со своих постов (которых такого масштаба было совсем немного: снятия Хрущева и Лужкова – вот, пожалуй, и все) осталась незыблемой. Что само по себе настораживает и заставляет задуматься о причине.
3. Мой добрый товарищ, создатель одного из ведущих российских телеканалов, присутствовавший на Мировом политическом форуме в Ярославле две недели назад, был ужасающе поражен, увидев, что вокруг Юрия Михайловича образовалось пустое пространство.
Поле притяжения мгновенно сменилось полем отталкивания. В течение многих лет попасть на прием к московскому мэру или хотя бы пожать ему руку само по себе считалось за необыкновенную честь. После отставки же – как сообщило всё то же центральное телевидение, мэр Лужков провел последний час в здании мэрии в обществе всего одного человека: Кобзона. Что говорит о певце как о человеке имеющем человеческое достоинство – но вызывает громадное сожаление и (говоря мягко) неловкость относительно всех остальных. Бесспорна прямая связь между тем, что в России дружба меняется на нелюбовь по единому мановению сверху – и тем, что у страны нет никакой линии развития, которая не могла бы в мгновение ока смениться любой другой.
Пустота, возникающая вокруг попавшего не в фавор, является проявлением Русского Вакуума как общественного состояния.
В котором нет ничего твердого – от моральных устоев до человеческих отношений.
В обществе, похожем на флюгер, не приходится удивляться, что оно перманентно находится в архаическом состоянии и всякий раз, когда, казалось бы, цель близка, оказывалось в точке, с которой некогда стартовало. Коллективные прозрения&ослепления и смена отношения к человеку на противоположное по мановению свыше (как будто кто-то нарочно решил российской реальностью иллюстрировать «1984 год» Орвелла!) заставляют в очередной раз задуматься: является ли Россия сегодня, несмотря на великие традиции: науки, литературы, музыки, космической техники и балета – цивилизацией вообще?
Связь между желеподобным обществом, в котором нет ничего твердого, и отсутствием производимых в стране конкурентоспособных на мировом рынке технологичных продуктов, прямая.
В таком нравственном климате Сколково и Наноиндустрию можно строить как Вавилонскую башню: до бесконечности. И с тем же итогом.
4. С уходом Юрия Михайловича в Столице возникла колоссальная неустойчивость.
Совпавшая по времени с преобразованием милиции в полицию, реформами (находящихся в крайне неудовлетворительном состоянии) армии и судебной системы, а также тотальной коррупцией («Генпрокуратура оценила ежегодный объем взяток в России в 240 миллиардов долларов, что соизмеримо с доходной часть федерального бюджета» – газета "Труд", 7.11.2006).
При том, что намного более 50% российских денег, банков, правлений корпораций и много чего еще находится в Столице (внутри круга, ограниченного МКАД, с радиусом менее 20 километров – площадь, которую по сравнению с раскинувшейся на девять часовых поясов Державой не увидишь и в лупу) и одновременно в условиях существования контроля собственности вместо права собственности опасность ее передела на всех уровнях от многомиллиардных строительных компаний до игорного бизнеса с уходом Лужкова может принять ужасающие размеры и формы.
По сравненью с которыми переход империи ЮКОСа к новым хозяевам покажется небольшой сделкой, а налеты, стрельба и наезды лихих девяностых детской игрой.
Контроль собственности тем и отличается от собственности, что может быть изменен силовым методом. Но, поскольку баланс сил и противовесов в Столице нарушен, войны за передел – не собственности (которой в России практически нет) а контроля над собственностью – представляются неминуемыми. Учитывая, что московский бюджет превышает бюджет большинства европейских стран, кризис и неустойчивость могут стать не только общероссийскими.
В этих условиях, неясен ответ на очень важный вопрос: кто с уходом московского мэра будет держать ситуацию под контролем и как?
КГБ в бытность СССР считалось наименее коррумпированной организацией, однако в последнее время так много ее бывших сотрудников стали крупными бизнесменами (а быть ангельски чистым в российском бизнесе практически невозможно) что способность этой организации (объективно поддерживавшей устойчивость страны: гуманными, не гуманными или антигуманными средствами, но поддерживавшей – на протяжении почти всего двадцатого века) удержать Московскую жизнь в рамках хотя бы относительной безопасности для населения, а бизнес в цивилизованных нормах представляется крайне сомнительной. Но если не (еще не родившаяся) полиция, не правосудие, не служба безопасности, не армия и не общественная мораль (которую правильнее назвать деловой и общественной аморальностью) – то кто??
С другой стороны, с уходом Лужкова возникает теоретическая надежда на то, что Москва возродится как интеллектуальная столица Европы (которой она, несмотря на чудовищные проблемы и перепитии, объективно являлась).
Если бы высшему руководству страны рука об руку с новым московским мэром удалось гармонизировать – всего лишь гармонизировать! – имеющийся в городе и его окрестностях колоссальный научный, технологический, художественный и образовательный потенциал, если бы были созданы условия для того, чтобы преуспевали не ухари, а люди, способные созидать, Москва – а за ней Россия – могут воспрять.
Хотелось бы, чтобы восторжествовал этот, а не катастрофный сценарий.
http://www.echo.msk.ru/blog/ym4/714543-echo/
|
</> |