Давайте поговорим о парковке
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Проще говоря начали появляться наглядные аргументы, которые анонсировали, но о которых в упор никто не хотел слышать, реализуя личное право доказать правильность поговорки "дураку полдела не показывают". Кстати, еще одним свежим, но далеко не последним, аргументом стала перехватывающая парковка на станции метро "Аннино", открывшаяся в октябре. Еще одна "ласточка". А вчера состоялось и вовсе знаковое событие - в рейд вышли автоматизированные комплексы фотофиксации нарушений парковки, разработанные ГИБДД для наведения порядка с нелегальной парковкой в рамках действующего законодательства РФ. Теперь квитанции штрафов за запаркованные автобусные остановки, выделенные полосы, тротуары, пешеходные переходы и съезды для колясочников будут приходить по почте. Я думаю комплексы окупились за вчерашний день полностью и уже работают в прибыль ;)
Одним словом, я думаю стоит поговорить о парковке в современном городе - будь то Москва, Самара или Воронеж, и о хранении автомобиля вообще.
Некоторое время назад через мои руки проходил рецензируемый документ, по коммерческой застройке в Москве. Девелопер, будучи честным иностранцем, пытался оценить сколько и какого общественного транспорта потребует его новый деловой центр, ввиду ограниченности площади для возведения паркингов. Так вот основываясь на том документе хочу сказать, что ситуация о которой я говорил ранее - 8 квадратных метров на работника офиса, при 20 метрах необходимых для парковки его машины - уже не соответствует реалиям дня. На работника теперь выделяют поменьше, а на машину следует отводить 40 метров - это для идеальной конфигурации, без использования автоматической системы установки автомобилей. Итого, рядом с небоскребом офисного центра, если мы задумали перевезти его работников на автомобилях, стоит строить пять таких же для хранения их автомобилей.
Впрочем, это все лирика. Вот, например, на Липецкой улице в Москве строится новый микрорайон - 15 домов: 369 тысяч кв. метров жилья, 50 тысяч кв. метров коммерческой недвижимости... и 8560 парковочных мест. Мне вот, почему-то, кажется, что у людей приобретающих новую квартиру в Москве машина, хотя бы одна на семью, уже есть. Девелопер, как я вижу, уверен в обратном. Или вот Самара, на территории 4 ГПЗ будет построен "Самара-Центр", жилой комплекс на 500 тысяч кв.метров, торговый центр, гостиничная зона... 8000 парковочных мест. Что показывают эти цифры? Да только то, что девелоперы несколько лукавят, а автомоблистам в связи с этим стоит готовиться к некоторым новшествам. Вот я и предлагаю разобраться - каким именно.
Для начала стоит четко разделить виды мест хранения автомобилей, потому что они обладают разными потребительскими свойствами, а значит разной стоимостью владения.
Во-первых, есть долгосрочные места хранения автомобилей - это условно гаражи, стоянки и парковки в жилой зоне. К сожалению, деление несколько условно - потому что одно дело, выкупленный капитальный гараж, а совсем другое место на газоне во дворе, к которому автовладелец совершенно без каких-либо прав прикипел сердцем. Некоторые особенно сильно прикипевшие умудряются даже "качать" права - устанавливать незаконные столбики, ограничители, замочки и так далее... В ход идут аргументы "я тут первый начал ставить" и прочие рудименты из времен игры в куличики в детской песочнице. Вопрос решается через УК или ТСЖ, так как придомовая территория в равной степени принадлежит всем жителям дома, и цепочки снимают.. Но глобально вопроса это не решает никак - элементарный подсчет числа квартир и площади двора покажет, что если не сейчас, то на следующий год поместить машины невозможно будет уже просто физически. Это уже не говоря о том, что машины стоят на пешеходных дорожках, блокируют подъездные пути пожарникам и скорой помощи... препятствуют вывозу мусора и т.д.
Второй тип мест для хранения автомобиля - место у офиса, магазина, ресторана, театра... во-общем где-то, скорее всего в центре города. Этими автомобилями запаркованы в три ряда улицы, они мешают проезду к остановкам общественному транспорту, ими перегорожены пешеходные зоны. Эти машины приезжают в центр утром, в час-пик, становятся, как правило на 8 часов (ну или до обеда, перерыв на обед, и после обеда), и покидают центр в вечерник час-пик. Они - основная причина пробок, и пересадив их водителей на общественный транспорт можно было бы полностью решить проблему пробок буквально за год. Избавление правого ряда от парковки решило бы проблему дефицита пространства для организации выделенных полос общественного транспорта, а перевод до 40-60% нынешнего автомобильного трафика на общественный транспорт разгрузило бы даже существующую УДС до "беспробочного" уровня. Кстати, общественный транспорт к увеличению этой нагрузки готовят, и он справится с ней легко. Основная проблема по метро - но о том, как ее решают через BRT и LRT я уже писал выше (это уже не говоря о рекордных темпах строительства самого метрополитена).
И, наконец, третья парковка - перехватывающая, то что называется P+R. Пример открылся у Анннино - 50 рублей в день, при условии проезда на метрополитене. Это предложение, как собственно понятно из структуры и места расположения, в первую очередь для жителей области. Да, мы признаем, что общественный транспорт по границе область/город ходит отвратительно. Да, программа ЦППК по электричкам мягко говоря еще не начала реализовываться в полной мере, и поэтому трафик области надо перехватить на въезде в город, переведя на общественный транспорт. Что пока плохо? То что таких парковок мало, то что у них пока не отработана система оплаты, то что они внутри МКАДа, хотя быть им надо за ним. И, поверьте, все эти новости для разработчиков не новости - просто нельзя сделать все и сразу.. Кроме того P+R должны формироваться не только по графнице города, но и по границе транспортных районов. Для Москвы это условно контуры 4ТК, 3ТК, Садового кольца, в районах пересечения с крупными вылетными магистралями. Яндекс недавно давал отчет о том, откуда выгодней ехать на автомобиле, откуда на общественном транспорте (причем без учета ввода выделенных полос, надо отметить). Так вот в полновесном исследовании должна появиться третья категория - выгодно ехать на автомобиле до P+R, с пересадкой на общественный транспорт - тогда картина станет полнее.
Но все же ближе к тому, к чему предстоит готовиться автомобилистам.
1) Придомовых парковок фактически не станет. Все наблюдали в этом году активное рисование дополнительных парковочных мест, но все видели и неспособсность нарисовать их число укладывающимся в норматив на существующей площади. Был проведен полезный и правильный снос ракушек, расчищена самозахваченная территория. Но все равно ясно, что машины не поместятся. Более того, активные меры по рисованию парковок и строительству карманов для них спровоцируют отложенный спрос на автомобилепользование (были люди, которые не покупали или не использовали автомобиль исходя из соображений стесненности парковочного пространства). В результате уже скоро дворы снова переполнятся машинами (а они не то, чтобы сильно освободились и сейчас), и отложенный вопрос встанет ребром - кто же имеет право на парковочное место? Все. А значит - никто. Уже через год претензия автомобилиста на то, что кто-то должен его обеспечить парковкой только на том основании, что он купил квартиру, будет вызывать смех окружающих. Люди будут вынуждены думать при покупке квартиры о покупке парковочного места. Между перспективой кружиться вечер по кварталу и искать куда приткнуть машину, и покупкой места на "народном гараже" все большие будут склоняться к гаражу (пусть и дальше от дома, чем того хотелось бы). Впрочем, властям еще предстоит много работы по цене этих самых "народных гаражей", а так же по мерам эффективного контроля въезда стороннего транспорта на придомовые территории. Будут появляться ворота, шлагбаумы и прочие средства защиты дворовой территории от не проживающих в ее зоне автомобилистов. Так что ищите гараж/стоянку - в скором времени спрос вырастит, а предложение будет сильно отставать.
2) Парковки в центре. Тут были первые робкие шаги, например по ограничениям на Тверской. Они показали правильность подхода - само ограничение парковки стало менять стоимость аренды офисных помещений на этой улице. То есть ориентированные на автомобилистов заведения стали думать о переезде в более доступные с точки зрения парковки районы города. Обратная связь, которая сама по себе начала регулировать уже не только вопросы трафика, но и вопросы организации городского пространства. Парковка в центре будет платной. Только платной. Чем ближе к центру - тем дороже, чем дальше от центра - тем дешевле. В пределах Садового кольца вся парковка, вероятно, со временем станет платной. Сейчас город к этому не готов, в том плане, что нужны большие строительные и проектные работы - о которых никто до сих пор даже не думал. Однако убирать машины с проезжей части надо уже сейчас - поэтому начинают появляться заслуженно бесящие пешеходов полумеры вроде разметки под парковку на свежеуложенной тротуарной плитке. Это временные явления, для очистки проезжей части улиц. По мере введения паркингов они будут устраняться.
Кстати, с паркингами предстоит интересный процесс - пока их очень мало, но через некоторое время, когда они начнут работать как платные структуры, они станут выгодны коммерческим застройщикам. Собственно говоря это не мудрено - потому что децифит по ним огромный, а спрос будет расти по мере начала работы за парковочным пространством. Так что нам, теоретически, еще предстоит пережить волну активного паркингостроительства где не попадя. И Архнадзору и прочим защитникам старых зданий еще предстоит посмотреть на попытки подкопаться, или надстроиться над ними, а так же пристроить к ним 10-этажные здания для парковки автомобилей. В том или ином виде это пережили в свое время многие города, так что по крайней мере к этому надо быть готовыми, как бы фантастично это сейчас не звучало.
Сколько будет стоить парковка? Дорого. Так дорого, чтобы нельзя было оставить машину на 8 часов. Собственно ради этого все и задумано :) Поэтому подсчеты автомобилистов на тему "сколько же я должен тогда зарабатывать при такой парковке!?" лишены смысла заранее. Сколько не зарабатываешь, столько не заработаешь. Одно дело машины курьеров - о их парковке должно заботиться предприятие, одно дело - машины клиентов ресторана или магазина - по оплаченному чеку они, как правило, делаются бесплатные. И совсем другое - собственное авто на 8 часов под окнами. В пределах Бульварного это будет 300 рублей в час. То есть по сути, поставит вопрос - если Ваша компания ориентирована на то, что сотрудники и клиенты приедут на автомобилях - может быть стоит переехать за 3ТК? Опять же, вопрос, который стоит решать сейчас, а не когда цены взлетят.
3) И, наконец, перехватывающая парковка - ей все более менее довольны. Одна беда - их почти нет. Сейчас они будут строиться рядом со станциями ж/д в области, рядом со станциями метро, которые вытянут под МКАДом в область. Кроме того они будут возводиться в составе транспортно-пересадочных узлов, которых запланировано множество. Общий смысл - приехал из своего Серпухова, оставил машину за 50 рублей сутки, купил билет на метро. Утром - туда, вечером - обратно, не загружая улично-дорожную сеть города и не платя по 300 рублей в час в центре. Город говорит спасибо и предоставляет охраняемую стоянку с удобным подходом к общественному транспорту, вы говорите спасибо и не загружаете уличную сеть. Вообщем-то тот случай, когда все остаются довольны.
Естественно, я тут описал далеко не все. Например, не написал о изменении ценовой политики от времени суток. Естественно в то время, когда трудовые перевозки закончились, а паркинги в центре города опустели, зато появился трафик в сторону досуговых мест - ресторанов, кинотеатров, театров, можно изменить ценовую политику. Понятно, что часть самых банальных "плоскостных" парковок и вовсе может быть бесплатной - тем более ночью. По перехватывающим есть мысль включения стоимости билета на проезд в общественном транспорте сразу в стоимость парковочного талона. Для центра будут разыгрываться лоты для предприятий, то есть девелопер строит один паркинг и продает в нем лоты мест близлежащим офисным центрам оптом - они уже сами думают, что директору, а что курьеру.
Однако ряд ключевых вещей в части парковки надо применять на практике уже сейчас, если вы хотите подготовиться к ближайшему будущему:
1) Покупая жилье подумайте о том, где вы будете парковать автомобиль. Не рассчитывайте на придомовую территорию, даже если сейчас это кажется хорошей идеей.
2) Если у вас уже есть жилье, а гаража нет - стоит подумать где его раздобыть по близости... потому что скоро такой вопрос будет сильно заботить всех ваших соседей, а ресурс ограничен.
3) Если вы владеете офисом в центре города, и большая часть ваших сотрудников и клиентов - автомобилисты, вам стоит поискать новое место, где-то в районе между 4ТК и 3ТК, учитывающее необходимость парковки. Скоро такие места взлетят в цене...
4) Если у вас бизнес в центре, и покинуть центр города не в ваших интересах, то стоит выяснить какие и где планируются паркинги по программе Правительства Москвы. Стоит попробовать на этапе строительства забронировать свою зону парковки в нужном объеме, возможно, вложиться в нее заранее.. выкупать ее на открытом аукционе будет дороже.
5) Если вы ездите в Москву с области, то стоит выяснить места строительства ТПУ и перехватывающих парковок P+R, на будущий год, чем больше вы будете знать об этой программе заранее, тем больше нервов и времени сэкономите при ее введение в полном объеме.
6) Не стоит забывать что автомобили ГИБДД для фотофиксации нарушений парковки с 1 декабря уже работают на улицах города! Выделенные полосы общественного транспорта, которые отмечены знаками, уже защищены стационарными камерами, которые активно работают. А в ближайшее время штрафы за неправильную парковку и выезд на выделенные полосы будут значительно увеличены.
И надо понимать, что это не драконовские меры, не меры злобного принуждения или чего-то подобного - это мировой опыт, это единственный способ нормализации ситуации с пробками в городе. Надо просто быть готовым к тому, что будет происходить. Да уж, для многих это потребует изменения мышления, но что уж тут поделать. Альтернатив этому пути просто нет.
|
</> |