рейтинг блогов

Дауншифтинг

топ 100 блогов botyaslonim17.04.2022

У вас нет чувства, что мы живём в эпоху глобального дауншифтинга? У меня есть, если посидеть подумать о том, что с нами происходит не прямо сейчас, а в течение лет.

Выражается оно в простом факте: нам с каждым годом доступно меньше, чем было доступно раньше. Всего – вещей, услуг, впечатлений, возможностей. Под "нам" можно иметь ввиду практически любую социальную группу, и далеко не только в нашей стране.

Очень условно, но всё же: наверное, мир глазами обывателя был наиболее богатым, раскрепощённым, оптимистичным где-то до кризиса 2007-2008 гг. А потом из картины общего благополучия начали вываливаться те или иные куски, в разных странах по-разному. Но мировой тренд такой: вымывание т.н. "среднего класса", поляризация в доходах, нарастание системных проблем, отсутствие перспектив у молодёжи и так далее.

Дауншифтинг

В России это выглядит примерно так. Вот я, средний житель ближнего Подмосковья, не богатый, но и не бедный. Относительно молодой, относительно успешный, с востребованной профессией, без тяжёлых условий, как-то сильно влияющих на жизнь (наличие судимости, немощные родственники на иждивении, инвалидность и т.д.).

Окончил институт в 2005 году, трудовую деятельность начал несколько ранее. Попробовал разные профессии, пытался развиваться вместе с экономикой. Понятно, что вчерашнему студенту доступно не так много, но на жизнь всегда хватало. Во всяком случае, заходил в магазин и никогда не смотрел на ценники продуктов.

Потом появились машины, мотоциклы, поездки по России и за границу. Ремонт в квартире. Зубы. Не скажу, чтобы прямо из кармана всегда доставал деньги и платил за всё легко, но в принципе всё было по силам. Мы с семьёй повидали некоторое количество стран. Одевались в неплохую одежду. Я покупал хорошие компьютеры, телефоны. У меня не самое дешёвое хобби: фотография, и техника около-топовая, которая тоже стоит прилично.

По нам, таким вот средним, били кризисы. 2008 – понятно. Вроде как подняли голову. В 2013, я помню, у нас возле офиса был супермаркет "Империя Вкуса". Недешёвый, центр Москвы. В принципе, для меня, средненького программиста, не было проблемой спуститься и купить там на полдник один из 200 видов сыров, добрая половина которых была итальянские и швейцарские. Просто для разнообразия. Коллеги иногда выпивали после работы, совершенно легко покупали несколько бутылок алкоголя, который теперь в категории "премиум". Это была обыденная жизнь московских офисных работников.

Потом был ноябрь 2014, взлёт курса в 2 раза. Я потерял работу, впрочем, нашёл новую достаточно быстро. От чего-то отказались в следующем, 2015. Туризм радикально сократили, помню. Но снова жизнь налаживалась, в 2016 поехали смотреть Китай, я в тот же год ещё на Таймыр на теплоходе сходил, ещё в Крыму мы 3 недели зависали, и что-то ещё... Короче, жизнь встала на ход. В 2021 году даже взяли ипотеку.

Теперь первая половина 2022, я внимательно смотрю на ценники продуктов в магазинах, на стоимость запчастей машины, на стоимость билетов на самолёт. У нас снова кризис. Может быть, и он завершится чем-то хорошим, как бывало не раз. Но вот что интересно: я же расту как профессионал, забираюсь всё выше по своей профессиональной лестнице доходов. А теперь, как когда-то студентом, вынужден смотреть, почём хлеб в магазине.

Но постепенное скатывание вниз выражено не только в стоимости товаров на полке. Стало меньше и другого.

Первое – выбор. В первые сытые путинские годы он был максимален. Потом, особенно после 2014, отсюда начали уходить марки, например, автомобилей. Был Форд – не стало. Был Опель – не стало. Мы тут вообще бедненько живём в плане автомобилей. Приезжаешь куда-нибудь в Первый мир и удивляешься: ба, да вот новая модель вышла у Рено, и у Фольца, а вот это мы вообще никогда не увидим, и это тоже здорово!

2022 принёс нам кардинальное снижение выбора буквально всего: от тех самых автомобилей до одежды. Отрубают Нетфликс, отрубают Google Pay, отрубают даже безобидный сайт погоды weather.com. Наверное, попозже повезут что-нибудь индийское и китайское, но это всё равно не выбор в Гонконгском супермаркете на Kowloon Park Road. Будем потреблять, что дают.

Стало меньше свободы. Да, и той самой, политической, но не про неё сейчас. Вот, допустим, в конце нулевых по телеку шла Наша Russia, суперпопулярное комедийное шоу. Основные сюжеты скетчей все помнят. Потом полезла какая-то хтонь с чувствами верующих. Потом с гей-пропагандой, вечно страдающими детьми, патриотизмом, духовностью и ещё какой-то херомантией. В итоге в 2022 мы уже не знаем, над чем опасно смеяться, над чем нет, что можно говорить, что нельзя. Запуск Нашей Russia по телеку теперь кажется невозможным. Последняя попытка сделать что-то актуальное в лице шоу "Игра" закономерно была убита почти в зародыше. Мы живём и озираемся, у нас нет войн, нет взрывов (но есть хлопки), нет увольнений (но есть высвобождение рабсилы), нет стагнации (но есть отрицательный рост) и так далее. Современный мерзенький новояз вообще будет когда-то в будущем очень внимательно разбираться филологами, я уверен.

Стало меньше возможностей. Про остановившиеся социальные лифты не пишет только ленивый. Высокие посты передаются сынкам, друзьям. Внизу инициативу проявлять глупо, иногда опасно. Новый бизнес открыть трудно ввиду экономических обстоятельств. Организации, объединения некоммерческого толка легко могут закончиться посадками или эмиграцией. "Надо не высовываться". Ключевая парадигма сейчас: "За тебя дядя всё порешал, хочешь участвовать, находи выходы, пытайся присоединиться к тому, кто имеет лапу". Собственной инициативы – ноль.

Наконец, стало меньше нормальных человеческих отношений. Конечно, тут накладываются последствия технического прогресса в виде смартфонов, где теперь все сидят и хейтят друг друга, обещают убить или банят. А раньше, бывало, идёшь летом в пятницу со станции до памятника (у нас в Пушкино по центральной городской улице это примерно километр). И можешь напиться в зюзю совершенно нахаляву: там друзья сидят на лавочке, там компания, тут. Нет, я вообще сейчас против распития крепкого спиртного на улицах. Но факт, что людям труднее находить общий язык с себе подобными. Многие как-будто на иголках. Да и сами наши города всё больше превращаются в каменные мешки с массовой застройкой.

И вот так, развиваясь всей цивилизацией, прыгая от одного научного успеха к другому, мы всё больше теряем, мало что приобретая взамен. Последний писк моды сейчас в передовой Европе: экономить тепло в доме, одевать свитер и не есть мясо. Как говорят, "чтобы углеродный след" и "иного пути у человечества нет". Когда-то в 80-е мы прорубали окно в Париж, чтобы насладиться достатком и устроенностью. Теперь оттуда подуло холодным ветром, знакомым родным gulag и kartochki.

Наше поколение (родившееся в 80-е) как-будто досрочно постарело. У стариков после выхода на пенсию резко снижаются доходы, а за этим и доступные возможности. Довольствуются малым. Но нас заставляют стареть в самом расцвете: в наши 35-40 объясняют, что лучшее точно позади, а впереди только лишь неизбежное.

Где же, на каком перекрёстке мы всем человечеством повернули не туда?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
   Вот не хер делать...   В прошлые выходные принудил  подвел к мысли  соседей снять у меня комнату в коммуналке. Конечно они  мне приплачивали, что б я не сдавал на сторону,  ну и на коммуналку не угарал, но жопы  уныло поднимали для расселе ...
...
Честно скажу, когда рассматриваю фотографии, следы фотошопа обычно уловить не могу. Однако, видимо, всему есть предел, в том числе и моей наивности. Вот Кэрри ...
Положила меньше солода, вышел почти как Дарницкий. Только решение сделать надрез было опрометчивым)) ...
Пельмени — как много в этом слове! Пельмени... цзяоцзы (ёдза), баоцзы, вонтоны, манду, шумаи, хинкали, манты, позы (буузы), бёриги, момо, креплах, подкогыльо, равиоли, тортеллини, маульташены, колдуны, вареники, кропкакор, кундюмы, дамплинги... ...