Дауншифтинг, говорите?
zina_korzina — 02.03.2011- «Карьера Димы Горина» - человек отказался от карьеры в
пользу Дела.
Я чего взъелась-то? Они там назвали в качестве примера «советского дауншифтинга» фильм...«Карьера Димы Горина». Если в двух словах, то это - история банковского служащего, который бросил все свои бумажки с цифирьками и стал нормальным работягой в далёкой от столичного лоска местности. Справедливости ради, стоит отметить, что всё это было сделано ради любви к девушке (а не к Партии), но это не меняет сути. То есть молодой да гладкий планктон постепенно превращается в этакого монтажника-высотника а-ля Никс Рыбников. Он из конторки перебрался на Большую Стройку Социализма. Какой же это - дауншифтинг? Согласно теориям, дауншифтер уходит от стресса и высокого статуса в пользу спокойного и непыльного дела, тем самым лишаясь этого статуса.
Что мы видим тут? Зарплаты работников сберкасс были на порядок ниже тех денег, которые зарабатывали ребята в тайге. Стрессы? Ну как бы житие в общаге с монтажниками-высотниками, холод минус 40 и удобства под ёлкой - это некоторым образом гораздо большие стрессы, чем сидение в тёплой конторе. Статус? Спешу напомнить, что в описываемые времена статус таёжного работника был несколько выше, чем скромное существование работника финансовых услуг. Я имею в виду именно общественное мнение, ибо дауншифтер отказывается именно от общепризнанных ценностей и целей (в частности от успешного бизнеса). То есть получается, что советским дауншифтингом было бы всё наоборот - если бы Дима Горин работал в тайге, делал большое дело, а потом вдруг решил бы податься в финансисты. Поменял бы романтику трудностей и суровый быт на непыльное пребывание.
- «Карьера Димы Горина».
Другой сходный пример - кинофильм «Королева бензоколонки». Помните, там девушка Людмила, которую не приняли в балет на льду, временно устраивается на бензоколонку? Там она становится настоящей звездой, в неё влюбляется вся трасса и вообще - жизнь вокруг неё начинает вертеться в бешеном ритме. Всё это время Людмила не оставляет надежду вырваться из вынужденной «обыденщины» и попасть наконец-то в свой любимый балет на льду. Однако в конечном итоге девушка идёт поступать в специализированный ВУЗ, никак не связанный с балетом и льдом, но подходящий ей для дальнейшей карьеры на бензоколонках. Вероятно, это тоже дауншифтинг с точки зрения современных коучеров-психологинь и прочих эээ...специалистов.
Речь не идёт о том, что быть финансистом и балериной-на-льду однозначно плохо, а монтажником таёжных ЛЭП или там, лесорубом, - априори хорошо. Мы говорим о том, что в 1950-1960-е годы были иные установки и другая общественная мораль, поэтому приводить тогдашние сюжеты в качестве примеров надо весьма осторожно. Тогда были другие герои с обложек. Крановщице было проще стать cover girl, чем общепризнанной красавице. К манекенщицам и вовсе относились с известной долей иронии. Помните, в той же «Королеве бензоколонки» есть примечательный диалог Людмилы с водителем?
«-Вы манекенщицей не пробовали устроиться?
-А что в этом плохого?
-Да нет, ничего плохого. Ходи себе по стенду, крути фигурой. Никакой ответственности! Эффектно!»
- «Королева бензоколонки».
То есть быть демонстратором одежды не гнусно, а - глупо. Героиня Румянцевой, привыкшая к такому положению дел, бурно реагирует на сам вопрос о манекенщице. Это - защитная реакция: «А что в этом плохого?» Да ничего. Просто некомильфотно, непрестижно, бессмысленно - с точки зрения общественной морали. Конечно, зав.базой или престарелый лауреат выберет в жёны или наложницы красавицу из Общесоюзного Дома Моделей, но о ней будут только шептаться или сплетничать, но никогда не станут писать передовые статьи в газетах. Хорошо это или плохо - вопрос десятый. Мы не об этом. Мы о тенденциях. Сейчас карьеризм - это позитивно, тогда это слово считалось почти ругательством.
Сейчас важен личный успех, даже если он никак не связан с общественной пользой, тогда человек был просто обязан делать Большое Дело. Это тоже порождало перекосы - многие молодые люди, «наступив на горло собственным песням...», бросались на освоение чуждых им специальностей. Многие девушки, оставив мечту стать модельершами или маникюршами, шли в МИСИ и в МИИТ, а потом всю жизнь плохо чертили какую-то великую домну с прокатным станом, но гениально вязали шапочки и красили сослуживицам ноготки. Прирождённая топ-модель шла учиться на металлурга, как в фильме «Разные судьбы», где героиня Татьяны Пилецкой с отвращением «бодает» все эти сопроматы с дифурами. Что из этого выходит? Да ничего. Она в конце так и говорит: «А я - никто!»
- «Разные судьбы».
- Так что всё очень сложно с этим самым дауншифтингом. В каждую эпоху - своя мораль и своя теория успеха, свои герои и свои лузеры, свой смысл жизни и свои cover girls.
|
</> |