рейтинг блогов

«Das Boot» – теперь и о фильме

топ 100 блогов filibuster6007.07.2023 В продолжение предыдущего

7 июля 2023 г.

«Das Boot» – теперь и о фильме

       В предыдущей заметке было сказано, что книга «Das Boot» вызвала в среде подводников-ветеранов отношение весьма неоднозначное – попросту говоря, многим из них некоторые моменты очень сильно не понравились. А через 11 лет появился ещё и фильм, и это отношение лишь усилилось. Почему?
      Прежде всего, из-за двух вещей – из-за показанной в фильме пьянки и из-за поведения экипажа Лодки под вражескими глубинными бомбами. Ветераны открыто говорили, что происходящее на экране совершенно не соответствует действительности. Это касается и сотрясений корпуса лодки от взрывов, и реакции на них членов экипажа. Если у Букхайма это было просто гиперболизировано, то в фильме получился откровенный гротеск. И здесь имеет значение простая физика. Помните голливудские кадры, когда персонажа отбрасывает от выстрела в упор? Вот примерно то же самое и здесь. Ударная волна с увеличением плотности среды гаснет очень значительно. Более-менее отдалённый взрыв будет слышен и вызовет лёгкое сотрясение корпуса (но никак не толчок!). А ближний взрыв тоже вызовет сотрясение, причём более сильное, но лодку не швырнёт в сторону – физика-с. В фильме же Лодку швыряет туда-сюда. Страшно ли было людям под глубинными бомбами? Конечно, страшно (не сказать – «ужасно»). Но ветераны-подводники дружно сказали, что не было ни воплей, ни стенаний, ни сползаний по переборкам, ни хватаний-цепляний за всё подряд. На лодке вообще не цепляются за всё подряд, это железный закон. И не вопят – ибо своими воплями ты лишь увеличишь вероятность ещё одной атаки (наверху же внимательно слушают каждый звук).
       Ну ладно. Я скажу лишь о том, что покоробило в фильме лично меня. Сразу сообщу, что люблю и книгу, и фильм (они для много значат) – но тем не менее.
       Прежде всего, русский перевод. Мне попадалось два перевода, и в обоих были ляпы – не те, так другие. Например, в самом начале фильма пьяный подводник стучит кулаком по капоту машины. Старик сообщает: «Это наш боцман». Подводник одет в форму маата; какой же это боцман? Боцмана мы видим чуть позже, когда он устраивает лейтенанту Вернеру экскурсию по Лодке, и он, как положено, в форме старшего унтер-офицера. На ряде информационных порталов, посвящённых кино, написано, что Первый номер – это 1-й вахтенный офицер. Это ошибка. Первый номер – это старший боцман, а был и Второй номер, его заместитель, который при случае замещал Первого номера на торпедном вычислителе T.Vh.Re.S3, это был один из боцман-маатов. Ну и также прочие огрехи перевода, которых традиционно с избытком.
       Мне не понравилась сцена со «шлагбаумом» в виде фонтанов мочи. Считайте как хотите, но она вываливается из моего понятийного ряда. Даже если допустить случай подобного озорства (флотские ребята шалопаи те ещё, причём во всех странах, да я и сам один из них), то всё равно эти парни даже сильно под мухой никак не могли не опознать машину своего командира. А хотя бы и не командира; мне кажется, что это перебор.
       Точно так же перебор с пьянкой в офицерском ресторане. Пространные рассуждения командиров, приведённые в книге, здесь сведены к минимуму, зато «синька» и дебош на высоте. Плюс ещё и акцент на моче и блевотине. Типа «мужики оттягиваются, но простим им, ибо уже завтра они станут дисциплинированными моряками и смело пойдут в бой». Типа игра на контрастах, чисто для динамики сюжета.
       Экипаж Лодки, как и в книге, показан не весь. Например, на «семёрках» по штату 4 радиста (они же акустики), в книге их два, в фильме же вообще один. И так по всей Лодке. Если в книге все остальные подразумеваются (о чём особо сказано в перечне действующих лиц), то в фильме они просто пропадают. На горизонтальных рулях одни и те же лица, у дизелей – тоже; в электромоторном отделении вообще ничего не происходит, будто его и нет. Рулевые тоже пропали – их нет ни в центральном, ни в боевой рубке во время атаки, ни на мостике при маневрировании Лодки в базе. Экономия на актёрах, на массовке? Бросается в глаза. Нет, там, конечно, кое-где появляются статисты (например, в центральном перед проходом Гибралтара, на верхней палубе при возвращении в базу), но они никогда ничего не говорят и не делают в кадре.
       Куда поселили лейтенанта Вернера? По книге – в кубрик младших унтер-офицеров, потому что в офицерском кубрике все четыре койки были заняты: два вахтенных офицера, инженер-механик и второй инженер-механик, который стажёр. Но в фильме-то этого стажёра нет! «Вот свободная офицерская койка, лейтенант Вернер, это ваше место». Однако ж нет, фильм следует книге, поэтому Вернер селится среди унтер-офицеров, несмотря на свободное место в офицерском кубрике.
       Учебное срочное погружение. 2-й вахтенный офицер орёт сверху в верхний рубочный люк: «Ala-a-a-arm!!!» Кадр, конечно, шикарный, но… Все тревоги на кораблях подаются звонком или ревуном (это такая громкая трещотка) и лишь потом дублируются голосом при необходимости и по возможности. Согласимся: когда счёт идёт на секунды, то что быстрее – просто дотянуться до коробки и нажать клавишу или повернуться к люку, сделать шаг-другой, наклониться и проорать? Ревун раздастся по всей лодке, а голосовая команда должна быть повторена тем, кто окажется внизу у трапа (если окажется), либо рулевым в рубке, и так же голосом она постепенно распространится по отсекам… драгоценное время погружения будет потеряно, а «семёрка» с хорошо слаженным экипажем уходила под воду за 25-28 секунд. Самолёт за это время пролетал (на секундочку) от 3000 до 3500 метров.
       Если в книге Лодка принимает участие в «волчьей стае» и вместе с остальными лодками ищет и атакует конвой, то в фильме Лодка просто шарахается по океану туда-сюда, предоставленная самой себе, этакий одиночный охотник, не знающий, куда бы выстрелить.
       Сцена в носовом торпедном отделении, когда фотокорреспонденту кинули в морду грязную промасленную ветошь, – полный нонсенс. Такое отношение к офицеру (пусть и к полному лоху на подводной лодке) немыслимо ни в одном флоте. Пусть он «чайник», но он офицер. И тут же старший боцман (который, по идее, должен был прилюдно попросить у офицера извинения за действия своих подчинённых и вставить им показательный пистон) делает грозное лицо: «Кто это сделал?!», а после стремительного бегства Вернера из VI отделения он ухмыляется с весьма довольной рожей… Да ни один матрос себе такого не позволил бы, и тем более в немецком подводном флоте. Это на берегу они могли озорничать и хулиганить (вплоть до драк с солдатами и патрулями, молодёжь ведь), а в море это были люди, отличавшиеся высокой сознательной воинской дисциплиной. Подчеркну: сознательной. И вдруг нате вам: акт прилюдного унижения офицера, причём акт коллективный. Это, извините, бред.
       Командир в боевой рубке. Красный свет. Старик осматривает горизонт в боевой перископ (выражаясь языком немецких подводников, «висит на спарже»). Видимость – ни к чёрту. И вдруг замечает эсминец, идущий прямо на лодку, дистанция при этом уже смешная. Не буду спрашивать, как с эсминца заметили стебелёк перископа при такой мерзкой видимости; я имею спросить: а чем в это время занят гидроакустик? Он уже давным-давно должен был доложить командиру снизу: «Эсминец на атакующем курсе, шумопеленг такой-то, быстро приближается!». Нет, гидроакустик спит сном невинного младенца, гидрофон выключен.
       Принято считать, что в фильме показана U-96: во-первых, эмблема, во-вторых, дозаправка в Виго и Гибралтар… Однако у U-96 эмблема была зелёная или тёмно-зелёная, а чёрные и тёмно-синие «смеющиеся рыбы-пилы» рисовали на рубках лодок (не всех) 9-й флотилии в Бресте, которой Леманн-Вилленброк командовал после передачи U-96 Хелльригелю. Кстати, в 7-м походе U-96 уже несла эмблему всей своей флотилии – «разъярённого Быка Скапа-Флоу». Так всё-таки, U-96 или нет? После эпизода с горящим танкером Старик сидит и пишет в боевом журнале (который показан крупным планом): «…люди плывут к U 96». Такая вот «пасхалочка» от Петерсена.
       Про волнения и переживания, связанные с предстоящим форсированием Гибралтара, мы уже говорили. Задача как задача, ничуть не более сложная, чем атака хорошо защищённого конвоя, но почему-то предстоящая атака конвоев их радует, а перспектива прохождения Гибралтара вдруг повергла в уныние.
       Лодка идёт в Виго дозаправляться. Закат, хорошая погода. Курс ост (заходящее за горизонт солнце точно за кормой). Штурман Крихбаум на мостике, в руках секстан. С какими светилами он работает? Звёзды и планеты отпадают: астрономические сумерки ещё не наступили. С почти зашедшим Солнцем, что ли? Отсчёт секстана 25º43,3'. Что он там такое наблюдал? А наблюдал он нечто, находящееся на норде (судя по тому, что свет заходящего Солнца направлен на него слева). Вопрос: что? Ответ: да просто никто при съёмках сцены об этом вообще не думал. И таки да, в момент снятия отсчёта секстан направлен не на горизонт, а вниз, в воду за полкабельтова от Лодки. Кино есть кино, чего там; впервой, что ли, видеть на экране действия «от балды»? Подумаешь, штурман секстаном пользоваться не умеет, эка невидаль. Нам в иных фильмах ещё и не такое попадалось.
       А дальше прелестное: «Лейтенант Вернер, вы с инженером сойдёте в Виго». Ну и с кем Старик собирается Гибралтар форсировать и дальше пересекать почти треть Средиземки, если планирует отпустить с борта инженер-механика? Кто его заменит? Обер-машинист? Обер-моторист? Сам Старик? Да ни один человек на лодке не обладает необходимым запасом знаний и умений. Ни один не держит в уме состояние каждого клапана, каждой цистерны, каждой шестерёнки, все килограммы и литры дифферента, даже командир. Если сыграть срочное погружение они ещё кое-как смогут, то первая же дифферентовка на глубине закончится крахом. Кино оно и есть кино…
       На борту «Везера». Все офицеры Лодки в кают-компании судна (командир, оба вахтенных офицера, инженер-механик и корреспондент). Столы ломятся от угощений, подводники вкушают… А кто ж на Лодке-то остался? Неужто матросы сами осуществляют дозаправку и пополнение запасов под руководством старших унтер-офицеров? Нонсенс. Если корабль на плаву, то хотя бы один офицер всегда на борту, и никак иначе.
       Порадовали кадры, где Старик показывает на карте свой план прохода Гибралтара, нарисовав большую показательную стрелку в направлении Средиземного моря. Сразу вспомнились 1970-е, моё славное Черноморское военно-морское училище им. Нахимова, когда пришёл к нам в класс зам.начальника факультета, взял мел и подошёл к доске: «Ставлю боевую задачу. Вот это училище. (Нарисовал огромный кривой круг.) В нём растёт трава. (Короткими вертикальными штрихами натыкал в этом круге «травы», штук десять штрихов.) Её надо скосить!!! (Мощно перечеркнул круг двумя большими косыми линиями крест-накрест.)». Вот примерно так же и тут. То есть чисто для зрителя, чтобы он понимал происходящее. На навигационной карте жирные стрелки малевать (ещё и командирской рукой) – это вопиющая военно-морская серость, притом такая, что...
       Из кадров, на которых Лодка подходит к проливу, складывается однозначное впечатление, что это уже непосредственно подходы к узкости Гибралтара, – все эти сторожевые корабли, огни-ракеты и прочее. Давно уже нужно быть под водой, как планировалось… А если это только подходы к широкой части пролива (как оно было на самом деле), то откуда же столько противолодочных сил? Далее Старик произносит: «Начинаем. Мы с рулевым здесь, остальные вниз». С каким рулевым?! Рулевой сидит в рубке или в центральном. Неумёха-переводчик спутал рулевого со штурманом; впрочем, про огрехи перевода уже было. А ещё далее Старик показывает штурману на город с огнями и произносит: «Гибралтар». И вот тут самый полный стоп. Друзья, если открылись огни Гибралтара, то (посмотрите на карту) это означает, что Лодка уже практически прошла узкость пролива, и ей осталось лишь выйти, всего 7 миль до Средиземного моря! Но почему-то она не погружается вопреки планам самого командира. Почему? А потому что, как говорится, «иначе б кина не было».
       Старик наклоняется и орёт в люк: «Alarm!!!» (об этом уже говорилось), а внизу маат центрального поста дублирует: «Самолёты!!!». Ему-то откуда знать, что там – самолёты или эсминцы? В фильме Лодку атакует истребитель-бомбардировщик, моноплан со звездообразным мотором, а таких у англичан было всего три – Hawker «Tempest», Blacknurn B-24
«Skua» и Blackburn B-25 «Roc» (два вторых очень похожи). Первый из них поступил на вооружение в 1943 году (отпадает), второй в 1937-м, а третий в феврале 1940-го. Поэтому можно считать, что это был либо «Поморник» B-24, либо «Птица Рухх» B-25, хотя форма центроплана у них совсем не та, что в фильме. А на самом деле U-96 была атакована «авоськой» – стареньким (но весьма действенным и заслуженным) бипланом «Fairey Swordfish», но не мог же Петерсен показать такую немощь союзников! При налёте союзной авиации на базу появляются точно такие же самолёты, но теперь уже точно видно, что это не «поморники» и не «руххи». Вопрос: какие же? Ответ: а сильно смахивающие на какие-то американские палубные. Почему-то.
       Здесь необходимо пояснение. Вольфганг Петерсен, хитро извернувшись, снял фильм на немецкой киностудии. А ФРГ, как ни крути, ещё с 1945 года по факту колония США (или кто-то возразит?). Поэтому он «лизнул» и сюзерену, показав великую мощь союзных сил (это и замена «авоськи» на более современный моноплан, и грозные эсминцы, и всеобщий трепет подводников перед противолодочными силами), и немецкому народу, давшему таких отважных и самоотверженных подводников. И овцы сыты, и волки целы.
       Про повреждения Лодки тут не будем, хотя вопросы остаются. Например, почему при взрыве перед ограждением рубки (аж пушку оторвало!) не был повреждён магнитный компас (в озвученном перечне повреждений не фигурирует) – а ведь он находится в своём обтекателе сразу у передней части рубки. Ну да ладно.
       Хотелось бы, конечно, видеть и тот эпизод романа, когда Лодка остановила для проверки испанский пассажирский пароход, и встречу двух лодок на подходах к базе, когда в ожидании эскорта одну из них разбомбил самолёт. Петерсен лишил нас этого. Почему? А чёрт его знает. Может, из-за того, что фильм и так получился очень длинным. Может, и по иной причине.
       Лодка возвращается в базу. На приподнятом боевом перископе белые победные вымпела. Считаем? Верно, четыре. Пересматриваем фильм. Я, возможно, ошибаюсь, но четырёх потопленных не увидел. Ну да ладно. Давайте поговорим про отдание чести – я имею в виду военное приветствие. В фильме это делается на английский манер (схожий с нашим). Единственно при встрече Лодки в базе один из высоких чинов поднёс руку к козырьку по-немецки. У немцев было принято просто подносить ладонь к козырьку справа, практически не делая «прямой угол между плечом и корпусом» и без вот этого щегольски-лёгкого сгиба ладони в запястье «чуть к себе». Скорее наоборот, от себя, или просто прямая ладонь, а чаще всего ещё и выворачивая ладонь вперёд, как французы (посмотрите фото- и кинохронику). Кстати, это извечный предмет насмешек английских моряков над французскими, которых они традиционно не любят: «Лягушатники всегда показывают свои грязные ладони». Когда немецкие офицеры дружно отдают честь на британский (или на наш, русский) манер, это, знаете ли, немножечко коробит.
       Ну и (заканчивая) – вы заметили, что я про лодку в «Das Boot» пишу слово «Лодка» с большой буквы? Это потому что я просто люблю этот фильм. Это как «Семнадцать мгновений весны» – вроде и знаешь практически наизусть, и все ляпы можешь перечислить, а всё равно смотришь и сопереживаешь. Ибо есть фильмы, которые с волнением пересматриваешь по нескольку десятков раз, и не надоедает, и плевать на ляпы. Лично для меня один из таких фильмов – «Das Boot».


«Das Boot» – теперь и о фильме




Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
сегодня у моего ЖЖ День Рождения - 8 лет назад мистер Спэрроу-хок обратился urbi et orbi со своей первой записью я очень хочу сказать спасибо всем своим друзьям, которых я нашёл только благодаря Лайвджорнал :0) спасибо, что вы у меня есть! и самое ...
Паланга: широкие пляжи с белоснежным песком, дюны, сосны и холодное Балтийское море. Коротко о дороге. Трасса М1 на июль 2014 -  местами идет ремонт, но общее состояние от Москвы до Минска и далее на 4+. Много камер видеофиксации, лучше обзавестись навигатором с легендой. Смолен ...
Генерал американской армии Дэвид Перкинс, выступая на военном симпозиуме, рассказал, что однажды кто-то из союзников США, он не уточнил кто, сбил недорогой квадрокоптер из зенитно-ракетной системы "Пэтриот" . Один пуск ракеты из этой системы оценивается в три миллиона долларов. На слова ...
Вице-премьер Голикова выступила на коллегии Роспотребнадзора, где радостно сообщила про успехи в формировании "санитарного щита" или санитарной тюрьмы, кому как лучше: " Ключевым направлением работы является биологическая безопасность страны. За 3 года сформирована сеть из 54 центров ...
Новоизбранный Президент Украины Виктор ЯНУКОВИЧ получил удостоверение ...