Дао президента

Кто из нас хоть раз не представлял себя президентом? Если бы президентом был я, я не стал бы выдвигать вперед челюсть, рыкать на подчиненных при телекамерах, летать в истребителях и выезжать на поля, чтобы лично осмотреть колосящуюся рожь. Я бы следовал принципу "Дао Дэ Цзин": "лучший правитель тот, о котором знают только то, что он существует". А через полгода меня бы сняли. Потому что такой правитель в России никому не нужен.
Давно не видел такого вала критики президентских выступлений. При этом Медведев не сказал ничего такого, что могло бы сильно раззадорить его противников. Не прозвучало ни одного из тех les mots, которые потом долго цитируются для доказательства авторитарной сущности российской власти. Никаких "отливаний в граните", не говоря уж про мочение в сортире. Не буду давать оценку прозвучавшей на пресс-конференции конкретике, но с точки зрения политического этикета все было что называется "культурно". А вот реакция критиков получилась неожиданно бурной. Forbes печатает статью "Пустое место", Лилия Шевцова из Московского Центра Карнеги сожалеет, что Медведев не объявил об отставке Путина и делает вывод о "беспомощности" и "мазохистских настроениях" Кремля. Белковский утверждает, что "слушать, что говорит президент, уже неважно", поскольку "все понятно заранее". Ксения Ларина услышала "речь уходящего человека, человека, ничего не решающего и лишенного всяческих волевых устремлений". И никакой конкретики, только "беспомощность", "мазохизм", "пустота". Складывается полное впечатление, что критики жалуются не на какие-то конкретные слова президента, а на отсутствие в этих словах "мачизма" и "крутизны".
Вспоминается дневник из "Тихого Дона": "А ларчик просто открывался. Мы по душам говорили сегодня, и она сказала, что я ее физически не удовлетворяю. Разрыв еще не оформлен, на днях наверное... Жеребца бы ей со станичной конюшни. Жеребца!"
Процитирую теперь самого себя: "В России пока не прижилось представление о гражданских ролях членов общества. Чиновник, банкир или известный режиссер – это просто альфа-самец, отличающийся большей силой, а никак не ответственностью перед обществом". Написано всего несколько дней назад.
Признаюсь: сам я никогда не был в восторге от начинаний Медведева и тоже не ждал от него каких-то решительных шагов в сторону от той политики, которую он проводил раньше. То есть я, разумеется, был бы рад, если бы президент вдруг заявил, что он прочитал мои статьи и в корне изменил свои взгляды на мир, но у меня откуда-то была твердая уверенность, что этого не произойдет. Почему же Белковскому или Ксении Лариной кажется, что Медведев должен думать и говорить так, как хочется им?
Очевидно, дело в том, что речь Медведева, отвечая цивилизованным стандартам, оказалась слишком "скучной" для нашего российского восприятия. Кто б мог подумать, что самым сильным раздражителем для видавших виды оппозиционеров станет отсутствие в президентском выступлении каких-либо раздражителей! Никаких тебе резких поворотов руля, угроз и смутных обещаний. Примерно такое же впечатление производят речи Обамы или Меркель. То ли дело Лукашенко или Чавес. И уж остается только позавидовать тем счастливчикам, что слышали Муссолини...
Что услышал я в выступлении Медведева? Я услышал человека, который готов нормально общаться с гражданами: нормальными словами, без посредников и без постоянного напоминания собеседникам, сколь ничтожны они перед светлым ликом правителя. Я услышал фразу о предоставлении жилья ветеранам: "даже если они уйдут из жизни, понимая, что они что-то способны передать своим детям и внукам, это уже большое счастье". Я не разделяю политической платформы Медведева – так получилось. Но мне кажется очень важным, чтобы российский правитель соответствовал тем требованиям, которые мы предъявляем любому собеседнику.
Вчера с нами впервые за долгое время нормально поговорили. Это уже много. Разумеется, нынешнему и будущему руководству России предстоит еще многому научиться. Кроме того, мне кажется важным, чтобы та часть общества, которая любит поговорить о свободе совести, не принуждала своих единомышленников к жесткой критике того, что критикует она. Этому тоже надо учиться. А самое главное – нам надо отвыкнуть от преклонения перед тем, кто умеет грозно хмурить брови и стучать кулаком по столу. Пора бы уж.
|
</> |