Дао о цветах проводов
fixik_papus — 12.08.2016 Эпиграф."Чти Догмат, но включай и Голову. Ибо не всякий провод, обозначенный на схеме «черным» воистину черен, и не всякий «белый» на самом деле бел. Помни — неисповедимы пути Конвейера, и Руководство По Ремонту следует уважать, но понимать метафорически."
"УАЗДао", Коан 2, ремонтный (рекомендую для ознакомления всем)
Сперва случай из далекого 86-го года. (автор igor-piterskiy, взято отсюда).
***
Получила тогда наша контора австралийские (!) настольные компьютеры. Да, да, покупали в СССР в связи со всякими эмбарго такие чудеса.
Дело обычное. Но внимание нужно обратить на то, почему электрик перепутал провода.
Чтобы понять - вспомним совсем другую историю.
Есть на фабрике древняя (конец 1970х) немецкая картонажка.
Примерно вот такой конструкции.
Машина хоть и древняя, но откапиталена и свои 240 коробочек в минуту честно делает.
Лирическое отступление: Основное отличие от современных - там всего один асинхронный привод и просто адская механика. Ныне в похожей машине - четыре привода, зато механика простейшая, в результате - дешевле, надежнее и быстрее. Но речь не о том.
Как-то раз в ней сгорел ТЭН, который термоклей греет (40 лет проработал и сгорел, да). Дело плевое, ТЭНы у нас даже не на складе, а в мастерской, на поменять 5 минут. Отправил туда электрика...
А он... внезапно звонит и говорит "какая-то фигня, не понимаю, как тут вообще все подключено. Похоже, беда какая-то"
Прихожу, смотрим.
Действительно, странно.
Синий провод - везде, во всей машине фазный. На входных клеммах электропитания - на синюю клемму подключен черный провод кабеля - фаза; а на черную - синий - ноль.
При этом все давно и хорошо работает.
Мы аж зависли слегка.
Пришлось разбираться и гуглить.
Так вот, в разное время и в разных странах стандарт на цветовую маркировку проводов - разный.
Ознакомиться можно, например, вот здесь.
В Австралии фаза - синяя, ноль - черный. Теперь понятно, почему в первой истории электрик провода перепутал.
Точно так же в Германии - в 1970е ноль был черным. А фаза - синей.
Немцы, которые капиталили и пускали машину - это знали.
А вот мы - не знали и сильно удивились...
Вывод: глядя только на цвет жилы - ничего сказать о ее назначении нельзя.
Даже если все локальные действующие стандарты соблюдены.
Сперва нужно выяснить, а какие были локальные действующие стандарты в месте и времени изготовления.
Лучше же - со схемой ознакомиться, и индикатором проверить.
Следует ли из этого, что цветовая маркировка проводов бесполезна, и ее следует отменить?
Нет! Будет еще хуже. Как-то вот так (автор juray, взято отсюда)
***
Про ПУЭ и т.п. я еще был не в курсе, и моё понимание электричества базировалось на книжках типа "советы домашнему мастеру", образовании электронщика и увлечении радиолюбительством.
|
</> |