рейтинг блогов

Дао критика. Часть одиннадцатая: моралофагия на марше и в подполье

топ 100 блогов inesacipa05.11.2016
Дао критика. Часть одиннадцатая: моралофагия на марше и в подполье _quot_kitty_fight_quot__by_davidmacdowell-d32sg3x

Заговорили недавно о положительных и отрицательных персонажах — и я в очередной раз вскипела, словно чайник. Оппонент упорно твердил: "он прав" про всех и вся персонажей доброго старого фильма "Не покидай", начиная с убийцы-узурпатора-тирана и заканчивая его бессловесной жертвой. А я в упор не понимала: что это за "он прав" такое? В каком месте прав убийца законных правителей, превративший наследника трона в немую приживалку? И чем так уж прав наследник, которому, строго говоря, деваться некуда, остается безмолвно терпеть до самой смерти или замутить в стране переворот? Глупо разговаривать о правоте героев там, где в сценарий мастерски вписаны любезные советскому зрителю штампы детского кино: обаятельный злодей, необаятельный злодей, приспешники, соглашатели, бунтари, виктимы и прочий "мой добрый народ".

Но таковы два полюса идиотизма восприятия публики:
1) поиск черно-белой морали. Как писал один такой моралист в отзыве на роман: "ГГ особого отторжения не вызывает, но по моральным качествам — не эталон" — получается, главгерой обязан быть эталоном моральных качеств? В какой, простите, гребаной инструкции для пейсателей и чейтателей это писано?
2) поиск серо-серой морали. Она предполагает наличие глубинной правоты в любой мерзости, хотя объяснить, что это за расчудесная правота такая — сюзеренов, будто свиней, резать, сторонник серо-серой морали не в силах. Та же жопа тупость, что и требование андела белокрылого в качестве ГГ, но в профиль.
Спросишь, зачем читатель сам себя отупляет — хотя хрен бы с ним, пусть себя, он писателя отупляет, в ответ тебе говорят: читатель отождествляет себя с героем, надо подогнать ему такого, чтобы отождествлялось приятственно.

Рассмотрим весьма животрепещущий и для писателя, и для читателя (по крайней мере, для умного читателя) вопрос, зачем человеку из публике себя с кем-либо отождествлять — и как первый этап, рассмотрим вопрос морали персонажей, можно даже с точки зрения дизъюнкции. Выбор, идти ли направо, налево или прямо, преследует героя не только в сказках, а человека не только в играх. Рассмотрим варианты — и то, и другое, и оба сразу, как нам дизъюнкция и подсказывает.

Всем давно известно, что мораль бывает не только черно-белая, но и черно-серая, и серо-серая. Интерес публики к отрицательным героям, плохим мальчикам и девочкам, не проходит веками. Не знаю, отчего и издатели, и критики (особенно оплаченные) с такой регулярностью трындят: литературный герой обязан быть умным и положительным! Может, это у них критические (для мозга) дни так проходят?

Хотя мне кажется, таким образом ханжи, любящие проповедовать, косят под критиков. Есть у нас порода мало на что годных существ, ничем не проявивших себя в творческом плане, но обожающих читать проповеди. Тут вам и разговоры на тему светлых-добрых книжек, которые "учат детишек хорошему" (но по большей части написаны откровенно плохо и лживо); и вера в то, что повести про крошечек-Хаврошечек (или про их современный вариант, безответных роботов-виктимов) изменит читателя этой, простите, бурды в лучшую сторону... Если не считать лучшей стороной удобство с уклоном в виктимность, то подобная писанина у нормального ребенка вызовет протест: я вам что, пирог с глазами, "их едять, они глядять"? Примерить на себя паттерны жертвы захочет только законченный мазохист.

И нет, нормальных мазохистов не бывает. Г.Б. Дерягин пишет: "Жестокое обращение с детьми является причиной формирования у детей садомазохизма с преобладанием мазохизма. При этом происходит расширение диапазона сексуальной приемлемости, вплоть до включения в него деструктивных форм полового поведения с формированием сексуальной зависимости от этих форм; происходит виктимизация ребенка, у некоторых формируются и криминальные тенденции. Неблагоприятным, но весьма ярким признаком криминализации ребенка с развитием сексуального садизма и склонности к серийным сексуальным убийствам в последующей жизни является серийное живодерство, проявленное в подростковом и юношеском возрасте. Считается, что ребенок всегда открыт пожеланиям своей матери и исполняет те ее требования, которые доставляют ей удовольствие, успокоение, вызывают ее внимание к нему и взаимность, даже если поведение матери угрожает его безопасности и противоречит жизненным потребностям. Таким образом, садистская мать формирует мазохизм у своего ребенка, который будет сопровождать его всю жизнь.
Отношения мазохиста с обществом могут строиться на основе поведения, вызывающего у окружающих негативные реакции, агрессию по отношению к «плохо» себя ведущему мазохисту. Человек как бы наказывает себя, дискредитируя свой имидж, отвергая благожелательность со стороны людей и возможность установления выгодных контактов с потенциальными партнерами, что в дальнейшем порождает у мазохиста чрезмерное чувство вины. Человек с мазохистскими чертами нередко подсознательно провоцирует напряженность и конфликты в партнерской паре, поскольку это усиливает эмоциональное напряжение и создает возможность наслаждаться самоунижением, самоистязанием и удовлетворять сексуальные потребности в ситуации «наказания»
".

Как видите, мазохисты не просто испытывают готовность терпеть наказания, издевательства, унижения, они провоцируют подобное обращение с собой — проступками, а то и преступлениями. Любители рассказать сказочку о кротком интеллигенте/невинной сиротке/безответном андроиде не в курсе, что у подобных существ имеется изнаночная сторона. А значит, даже существо со стокгольмским синдромом однажды взбрыкнет. Кто знает, что это будет — живодерство, саботаж, провокация, теракт? Сила выброса сдерживаемой агрессии прямо пропорциональна силе прессинга. Вот почему искусство по большей части описывает два пути виктима: в общественный ад, который ангелочку устраивает социум (в этом плане современное искусство недалеко ушло от Диккенса) — или в личный ад, где ангелочек матереет, отращивает рога и копыта (не факт, что перед мутированным ангелом не дрогнут демоны преисподней).

Если же взглянуть на отрицательных персонажей, то что мы видим? А вот что:
а) отрицательных главных героев и у классиков полным-полно, они страсть как удобны для раскрытия социальных язв и психологических конфликтов;
б) не публику надобно кормить манной кашей, а самому учиться и других учить пониманию художественных приемов и эзопова языка — его, между прочим, в презираемом нынче совке понимали даже ширнармассы;
в) о каком эталоне нравственности в лице ГГ речь, когда любимые современной публикой представители семейства Сью редко бывают умны и еще реже — порядочны?

Новые типажи в искусстве формируются путем схождения "того и этого". Положительные герои перестают быть незапятнанными няшками в белых пальто. Отрицательные получают индульгенцию в виде развернутой картины детской психотравмы. Впрочем, психотравма многим авторам кажется ничем иным, как средством сделать личность персонажа поинтереснее.

В свое время некто Генрих Альтов вывел закон (скромно назвав его в честь себя), согласно которому "герой не может быть умнее автора, а яркость придуманной личности не может быть выше яркости личности придумавшей". С одной стороны, и правда, чаще всего аффтару в качестве умников удаются набитые дураки, сундуки с информацией. Многие выводят вместо гениев зубрил, снабдив обычную заучку, для инакости, плохим характером. С хорошим-то характером мы бы сразу узнали в "гении" отличника, любимчика директрисы. С другой стороны, насчет яркости натуры всё не так однозначно: у писателя, как правило, нет ни времени, ни средств, ни силенок, чтобы шалить в кулуарах высокой политики и в будуарах прекрасных дам. С третьей стороны, есть такая штука, как описанный в одном любимом мною дневнике "мальчик, который однажды по какой-то причине разобиделся и решил Всем Показать. Сложно взрослеть мальчику. С мальчиком может происходить разное. Мальчик может начать пить. Может уйти в субкультуру и вынырнуть неформалом разной степени тяжести. Может сесть дома, чтобы мастерить из картона солнце-шлем Тоётоми Хидеёси и так до полного разрыва с реальностью".

Ну как такого вывести положительным героем? А ведь он и есть герой нашего времени, этот трёхнутый-обиженный без определенного рода занятий.

Когда автор пишет мерисью, наделенную Великой Силой, но с обидкой в душе — это она, сущность, решившая Всем Показать, не прикрытая даже флером благих намерений. Когда автор пишет темного властелина, ушедшего в себя техномир Изенгарда прямо с эльфийского пира — и тут мы видим тень всем-показания, простертую над Широм, Раздолом и прочими территориями вечного позитива. Когда автор пишет социопата — опять оно, обиженное, проскальзывает. Ну и что, что социопатия предполагает эмоциональную обедненность, отсутствие эмпатии, привычку ранить чувства окружающих и готовность имитировать эмоции ради успешной манипуляции людьми? Мы старательно путаем социопата с социофобом (хотя это противоположные расстройства), воображаем социопатов-психастеников-травматиков, наплевав на невозможность такого сочетания психологических радикалов в одной личности (по крайней мере, в не расщепленной личности).

Не знаю, кстати, откуда в наше время взялось такое количество недолюбленных травматиков. И нас, старых клюшек, жизнь не баловала, но мы не пытались (да и сейчас не пытаемся) Всем Показать. Может, дело в том, что это нужно было нам, а не каким-то давно забытым Марьиваннам — получать образование (купить его было сложнее, чем сейчас), зарабатывать на жизнь (без попыток взять кредит в банке — мы знать не знали, что "так тоже можно"), плодиться и размножаться (отбиться от последнего было довольно трудно, проверено на себе). А сейчас сиди и клей шлем Тоётоми Хидеёси хоть до пенсии, подрабатывая невесть кем в тырнетке. Если, конечно, господа большие начальники не введут "налог на тунеядство".

Одним словом, герой нашего времени несложен, но и неинтересен: никчемное существо с пустыми амбициями более чем зрелых лет, со странным самоощущением избранного среди быдла... Быдлоизбранного. Тайного принца, которому для полного успеха нужен другой мир, созданный по меркам дурачка с картонным шлемом Тоётоми Хидеёси на глупой головенке. "Остановите землю, я сойду". И, возможно, от осознания характера нового Печорина, литература впала в некий ступор, неготовая принять печальную данность. Иначе как объяснить море бессмысленной и нечитабельной литературы, как масслита, так и мейнстрима, с пожилым ребенком в качестве главгероя?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Усатый опять наебенился и забил стасу подмост. Ждём новостей. ...
Коллеги, а вас лично не коробит тот факт, что в большинстве стран мира ...
  Говорят, что люди, потерявшие ногу или руку, иногда испытывают боль в потерянной конечности. Такая боль называется фантомной. Судя по реакции на мою последнюю заметку, посвященную радостной годовщине развала СССР, многие мои сограждане испытывают подобную же боль по исчезнувшем ...
Для выходного самое оно Особенно вкусен напиток из свежей малины с цитрусами ...
Три тура позади , мы подошли к финалу ! Правила финального этапа несколько отличаются от правил предыдущих туров. Участники распределяются по тематическим группам. Название темы требуется использовать в заголовке ! Каждый участник должен написать небольшой рассказ / очерк / ...