Даниил Трифонов в Севилье, Анна Нетребко в Валенсии

Валенсийское же "Кабаре Пьеро", изначально меня вдохновлявшее куда больше, чем оперное "севильское барокко", просто изумило убожеством: не ожидал увидеть на площадке центра искусств королевы Софии - не основной Sala Principal, где следующим вечером пела Нетребко, а подвальной малой сцены т.н. Театр Марти-и-Солер (именуемый в честь неизвестного мне валенсийского композитора, долго жившего и умершего в Петербурге, кстати...), рассчитанной тем не менее на 400 зрителей - что-то среднее между опусами фестивалей Юрия Башмета и театром Джигарханяна периода Виталины Цымбалюк-Романовской. При этом в день возвращения в Москву я ходил в ГЭС-2 на "Эноха Ардена" Рихарда Штрауса - казалось бы, аналогичного формата события и даже по характеру музыкального материала близкие, но какая разница качества, а главное, принципиального подхода к делу! "Кабаре Пьеро" - сочинение на музыку Александра фон Цемлинского и Арнольда Шенберга, от второго - хрестоматийный "Лунный Пьеро", от первого - ранняя малоизвестная, надолго забытая и недавно заново открытая фортепианная вещица; соединить их решили через фигуру Альмы Шиндлер посредством кинопроекции, танцевального перформанса и клоунады с интерактивными выходами в зал... так что в первой части, фактически куцем прологе, солистка в качестве перформерши миманса изображала в трио с двумя такими же бессловесными клоунами (надо полагать, они выступали за Цемлинского и Шенберга) запутанные перипетии женской судьбы - в ключе, однако, скорее фарсовом... - а во втором она же пела-декламировала, продолжая игру с обоими партнерами, вокальную партию "Лунного Пьеро"... и поскольку слышать прежде Шенберга (в отличие от Цемлинского, прозвучавшего как наигрыш пианиста-тапера, сопровождавшего кинопоказ... вполне никчемная фантазия на темы "венского вальса"...) доводилось многократно, исполнение само по себе тоже не вызывало трепета, а уж театральная его подача заставляла испытывать недоумение и неловкость. Зато сольные концерты номинальных "соотечественников" произвели куда большее и лучшее, чем я ожидал, впечатление.
Даниила Трифонова я давно не слышал "вживую", в свое время ходил на его выступления в Москве, быстро понял, что это совсем не "для меня" пианист, и оставался в этом предубеждении до того, как услышал его в Севилье - мало сказать, что приятно удивился... Продуманный репертуар - уже большое дело, а программу Трифонов отыграл концептуальную: ранняя, но при жизни автора не исполненная и опубликованная посмертно фортепианная соната Чайковского, избранные вальсы Шопена, соната Барбера и снова Чайковский, сюита из "Спящей красавицы" в транскрипции Михаила Плетнева. При всей разнице собственно "звука" плетневского и трифоновского неожиданно Трифонов с Плетневым сблизился в подходе к материалу - он тоже "присваивает" себе чужую музыку и сочинения любого композитора, будь то Чайковский или Барбер, исполняет как собственные. В случае с Барбером это особенно важно - только что Дмитрий Волкострелов поставил его оперу "Ванесса", которую я, естественно, раньше не слышал, а услышав впервые, подумал, насколько вторична и уже на момент создания устарела эта музыка -
Фортепианную сонату Барбера я более-менее знал по записям, но в исполнении Трифонова оказалось гораздо больше от Трифонова, нежели от знакомого Барбера, в средних частях пианист достиг такой драматической утонченности, что я забыл про все свои предубеждения, равно против исполнителя и автора... Однако и в "посмертной" сонате Чайковского, и в вальсах Шопена драматизм был задан и реализован абсолютрно убедительно, а что касается "Спящей красавицы"... Плетневская версия сама по себе изумительна - в ней есть место, конечно, пафосному апофеозу на уровне нот, но содержательно это вещь несет безусловно трагическое мироощущение, и Трифонов его великолепно передает: как и у Плетнева, у Трифонова "часть больше целого" оказывается, и моментами думается - хорошо бы "спящая красавица" не просыпалась! На три умиротворяющих биса пианист себя долго упрашивать не заставлял, но вопреки моему сложившемуся (значит, неактуальному) стереотипному представлению о его имидже, совсем не "рисовался"... пожалуй, стоит поискать свежие записи Даниила Трифонова в интернете и проверить "живые" впечатления в обстановке более спокойной, чем в зале севильского театра, где публика, увы, еще похлеще нашей.
Анна Нетребко за последние годы, видимо, немало потеряла в части "звездной" карьеры - пока более скромные, хоть ничуть не менее одаренные и достойные, может быть, коллеги тихой сапой умудрялись без громких заявлений шарашить и там и тут, Нетребко после эстрадных дуэтов, телеэфиров и концертов-блокбастеров в Кремле совсем "отмолчаться" не сумела, а старания удержаться на грани обернулись потерями с обеих сторон: на святой руси ей теперь официально не рады, но и в цивилизованном мире репутация подмочена... Чес по испанской провинции - Севилья и подавно Валенсия еще не худший вариант, но с оглядкой на недавние карьерные высоты явное отступление... - певица не превратила, однако, в халтуру заработка ради. Вообще лично я никогда не разделял снобско-высокомерного к ней отношения - мол, дура и пошлячка, и фанаты у нее такие же... Нетребко уж точно не дура, а то, что недолго счесть за "пошлость", ей по-своему идет, составляет часть ее артистической индивидуальности; она, вне всяких сомнений, большая артистка - и отличная при том вокалистка. На ее кремлевские шабаши я, разумеется, не рвался, но слышал прежде в программах более академических - а тут она выступала под рояль, в тандеме с замечательно чутким аккомпаниатором Павлом Небольсиным (его соло - Шопена и Морица Мошковского - определенно не испортили вечер), разбавляла программу дуэтами с Еленой Максимовой. Без опереточных шлягеров и не швыряя туфли в зал, как случалось раньше, но и не отказываясь от броского, чрезмерно пышного наряда, от "театральности" поведения на концертной сцене, от порой "эстрадной" подачи - а ей идет, она хорошо и ярко выступает в такой манере, для нее "эстрадность" - не наигрыш ради дополнительного успеха, а естественное проявление темперамента... пусть избыточного на чей-то (и мой, в частности) вкус. И потом, на русскоязычную аудиторию романсы Чайковского, Римского-Корсакова и Рахманинова - считай опять-таки эстрадные шлягеры, но как ни странно, я в Валенсии на каждом шагу слышал говорящих по-русски где угодно, только не в зале на концерте Нетребко... вокруг меня сплошь местная публика группировалась... принимали артистку на ура, но смотрели испаноязычные субтитры, которые сопровождали исполнение романсов, пытались вникнуть в слова (которые того, строго говоря, и не заслуживали вовсе); не скрою, что я и сам один из поздних романсов Римского-Корсакова, "Сон в летнюю ночь" из оп. 56 на стихи Майкова, услышал впервые, кажется... А помимо романсов в программе нашлось место и ариям из опер, причем, за исключением "Паяцев" Леонкавалло, не самых для сольных концертов мировых примадонн хитовых: "Капулетти и Монтекки" Беллини, "Адриенна Лекуврер" Чилеа, "Снегурочка" Римского-Корсакова (отдельно стоит заметить, что полнокровная - хоть заметно постройневшая с недавних пор - темпераментная звезда восхитительно передала "таяние" героини, полагаю, для аудитории испанского Средиземноморья неведомой и непонятной сказки... у них в середине февраля плюс 20, какая там Снегурочка!), но вдвойне меня порадовали номер из "Ариадны на Наксосе" Р.Штрауса и дуэт из "Войны и мира" Прокофьева. Первый раз я увидел и услышал Анну Нетребко как раз в "Войне и мире", по-моему это и был ее дебют в Мариинском театре, Андрей Кончаловский поставил, с Валерием Гергиевым за пультом, конечно, старомодно-помпезный спектакль, в котором относительно молодая певица смотрелась как бойкая птичка в ржавой клетке... вместе с тем отнюдь не теряясь. Но и в супер-модерновом валенсийском интерьере от Сантьяго Калатравы, на огромный зал под рояль лирический дуэт Наташи и Сони прозвучал чудесно. А вот Рихард Штраус в исполнении Анны Нетребко - тема, отдельного осмысления заслуживающая, и мне кажется, по достоинству ее Р.Штрауса, и оперного, и камерного, еще оценят, я когда-то (уже 13 лет прошло, надо же...) попал в БЗК на концерт Нетребко с музыкой Р.Штрауса, и он, в смысле она... они... меня совершенно покорили —
- и сейчас опять... С другой стороны, уж до чего запета "Серенада" Чайковского, казалось бы, но как актерски парадоксально, в гротесково-саркастичной манере, наизнанку выворачивая "слащавую" оболочку приторного мелодизма, ее подает Нетребко! В свете чего перемещения вокалистки по эстраде во время исполнения камерной лирики уже не раздражают и не кажутся лишними, наоборот, встраиваются в некий если и спорный, то оригинальный и узнаваемый стиль поведения артистки на сцене... И вот уж не думал, что когда-нибудь стану жалеть, насколько эти сцены теперь от Москвы далеки.












|
</> |